Алгоритм применения современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Колпаковой О.Р.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры педагога дополнительного образования. Внедрение новых технологий в образовательный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Не случайно еще Н.В. Гоголь говорил: «Уча других, также учишься».
Применение на занятиях в детском объединении «Детский театр «Волшебники» новых образовательных технологий способствуют всестороннему гармоническому развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья, воспитывает у детей стремление к занятиям творчеством, способствует повышению качества обученности, развитию актерских навыков в процессе обучения.
В процессе обучения можно применить технологии проблемного обучения, поисково-исследовательской деятельности, личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационную технологию, что предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, формулирование выводов. Проблемно-поисковый подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к специфике содержания занятия и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации.
Вот как можно на разных этапах занятия использовать разнообразные технологии.
Этап занятия | Образовательные технологии | Методы и приемы |
Актуализация знаний | Педагогика сотрудничества | Совместная деятельность Эвристическая беседа |
Здоровьесберегающая технология | Психофизическая тренировка (настрой на занятие) |
Сообщение темы и целей | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества Деятельностный подход к обучению | Работа в парах, группах Эвристическая беседа |
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация) |
Работа по теме занятия | Дифференцированное и индивидуальное обучение Личностно-ориентированное обучение | Индивидуальная и групповая работа |
Личностно-ориентированное обучение | Создание ситуации успеха |
Развивающее обучение | Задания на сравнение, конкретизацию, обобщение |
Создание проблемной ситуации |
Физкультминутка | Здоровьесберегающая технология | Гимнастика для тела, глаз, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию |
Индивидуальная и самостоятельная работа | Дифференцированный подход Личностно-ориентиро-ванное обучение | Разноуровневые задания |
Подведение итогов занятия | Педагогика сотрудничества | Коллективный вывод Подведение итогов в паре, группе |
Личностно-ориентированное обучение | Создание ситуации успеха |
Рефлексия | Личностно - ориентированное обучение | Создание ситуации успеха |
Использование современных образовательных технологий и их результативность.
Технологии | Результативность использования технологии |
Здоровьесберегающие технологии | Усиление здоровьесберегающего объекта предметного обучения. |
Технология игрового обучения | Активное включение учащихся в учебно - воспитетельный процесс. Поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме. Повышение качества обученности. |
Технология деятельностного метода | Создание необходимых условий для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Формирование учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. |
Технология уровневой дифференциации | Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ребенку использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. Развитию личности ребенка и сохранению здоровья |
Проблемное обучение | Подготовка образовательной базы для обучения, развитие личности ребенка. |
Обучение в сотрудничестве | Способность выполнить задание качественно и в срок в полном объеме; способность обучаться при поддержке своих товарищей и собственных возможностей. Разработка подходов к объяснению нового материала, расширять информационную базу обучения. |
Информационно - коммуникационные технологии | Конструирование занятия с использованием коммуникационных обучающих средств. Всестороннее развитие личности ребенка. Развитие навыка работы в интернете. Разработка обучающих презентаций. |
Какие же современные образовательные технологий и методики использую я на своих занятиях.
Одним из самых интересных и перспективных, в работе с учащимися считаю игровой метод обучения. Игра – необходимый атрибут социализации личности молодежи, в игре гораздо легче постигаются «актерские премудрости», что игра не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Игра стимулирует активность и шире раскрывает творческие и физические способности, создает ситуацию успеха, формирует коммуникативные навыки учащихся.
Широко использую на занятиях информационно – коммуникационные технологии (презентаций, поиск изображений в интернете) позволяет сделать занятие наглядным, современным, активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет разнообразить формы работы на занятии.
В своей педагогической деятельности еще использую технологию личностно-ориентированного образования. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Можно выделить разные подходы.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Стараюсь в своей работе большое внимание отводить сохранению здоровья обучающихся, с этой целью применяю здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности и применяющие в своей практике по праву считаю :
- реализация системы просветительской работы с родителями по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Использование и эффективное применение педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик приводит к стабильным результатам освоения обучающимися образовательной программы. Повышению учебной мотивации учащихся, снижению уровня ситуативной тревожности (здоровьесберегающий потенциал) служит информатизация учебного процесса. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на занятиях рассматриваю как источник дополнительной информации по учебному предмету, способ самоорганизации труда и самообразования педагога и учащихся, возможность личностно-ориентированного подхода в обучении, способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.
И главное, применение всех вышеуказанных технологий, способствуют повышению интереса у обучающихся к занятиям в детском объединении «Детский театр «Волшебники».