Порядок организации работы над групповым проектом 5-8 классов
Цели задачи проведения группового проекта
Цель проведения группового проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных результатов, а именно регулятивных, коммуникативных и познавательных в части работы обучающихся с информацией, применения ИКТ.
Задачи:
- закладывание основ работы исследовательского и проектного характера, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, необходимые для продолжения образования;
- использование продуктивных форм и методов обучения, учитывающих индивидуально-психологические особенности обучающихся;
- развитие ключевых компетентностей обучающегося, связанных с ценностными ориентирами;
- обучение планированию;
- развитие умения анализировать;
- развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной и групповой работе над проектом;
- формирование позитивного отношения к групповой работе;
- формирование у обучающихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала;
- расширение информационного поля в области тематического исследования в проектной деятельности.
Под групповой проектной деятельностью следует понимать проектную работу обучающихся в малых группах (из 5-7 человек), проводимую над выбранным проектом совместно.
При групповой проектной работе участниками группы самостоятельно или с помощью консультанта (педагога) устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление работы и средства для достижения результата с целью демонстрации обучающимися путей самостоятельного освоении содержания и методов избранных областей знанийи/или видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Организаторы и участники группового проекта в 5-8 классах
Организатором процесса подготовки и защиты группового проекта со стороны администрации лицея является заместитель директора, курирующий осуществление проектной деятельности в лицее.
Руководителями группового проекта, осуществляющими непосредственный контроль над выполнением проектной работы, является классный руководитель.
Групповые проекты в 5-8 классах проводятся в течение 4-5 недель в 2-3 четверти.
График организации защиты групповых проектов утверждается директором
лицея.
Родители (законные представители) обучающихся на уровне ООО должны быть информированы классным руководителем о ходе и итогах выполнения группового проекта.
Алгоритм работы над проектом
Подготовительный этап
а) Определение темы. Учащиеся обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
б) Анализ проблемы. Формулировка цели. Обучающиеся должны записать, каким будет результат проектной деятельности – что они разработают, создадут, получат, опишут.
в) Формулировка гипотезы, основополагающего вопроса и проблемных вопросов.
в) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности
Организационный этап
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Описание конечного продукта деятельности.
г) Описание этапов проектирования и реализации проекта.
Учащиеся должны осознать, что самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.
Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.
Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.
Практический этап
а) Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.)
б) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
в) Выбор оптимального варианта хода проекта.
г) Поэтапное выполнение задач проекта.
Презентационный
Публичная презентация продуктов проектной деятельности.
Порядок и содержание слайдов для презентации учебного проекта
Номер и цель слайда | Содержание слайда |
1-й слайд – титульный | На титульном слайде должны быть: информация о школе; название проекта; сведения об авторах – фамилия, имя, класс; сведения о руководителе – Ф. И. О. |
2-й – план презентации | Небольшой план из 5–7 пунктов |
3-й – введение | Введение к учебному проекту: цели, гипотеза, основополагающий вопрос, проблемные вопросы. |
4–9-е слайды | Основная часть учебного проекта. |
10-й слайд | Главные выводы работы – заключение. |
Шаблон отчета о работе во время выступления
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего проекта……………………………………………………………………
Мы выбрали эту тему, потому что ……………………………………………………
Цель нашей работы …………………………………………………………………….
Проектным продуктом будет ………………………………………………………….
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………………………………
План нашей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): ……………………………………………………………….
Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………
Сбор информации (где и как искали информацию) …………………………………..
Изготовление продукта (что и как делали) ……………………………………………
Написание письменной части проекта (как это делали) ……………………………..
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мы начали свою работу с того, что……………………………………………………
Потом мы приступили к ………………………………………………………………..
Мы завершили работу тем, что ………………………………………………………
В ходе работы мы столкнулись с такими проблемами ………………………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, мы …………………………………
Мы отклонились от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………
План моей работы был нарушен, потому что …………………………………………
В ходе работы мы приняли решение изменить проектный продукт, так как ……….
Но все же нам удалось достичь цели проекта, потому что …………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свой проект, мы можем сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………
Это произошло, потому что ……………………………………………………………
Если бы мы начали работу заново, мы бы ……………………………………………
Мы думаем, что мы решили проблему своего проекта, так как …………………….
Работа над проектом показала нам, что (что узнали о себе и о проблеме, над которой работали) …………………………………………………………………………………................
Итоги работы
Выполнили ли вы то, что задумали?
______________________________________________________________________
Какой ответ на главный вопрос вы узнали? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем подтвердилась ваша гипотеза? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем не подтвердилась ваша гипотеза? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что получилось хорошо? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано плохо? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было выполнить легко? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было выполнить трудно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы узнали и чему научились? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Получился ли запланированный результат вашей совместной деятельности? ______________________________________________________________________
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного проекта у обучающихся будут заложены:
-
потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
-
основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
-
основы ценностных суждений и оценок;
-
основы понимания существования различных точек зрения, взглядов.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
-
формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
-
практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
-
развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
-
практическому освоению обучающимися основ проектной деятельности;
-
развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
-
практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
ТЕМЫ ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ
в 2023-2024 учебном году
2024 - Год памяти и созидания в России
Указ Президента, объявляющий 2024 год Специальным годом для России, имеет глубокий смысл и важное значение для страны. Этот акт призван укрепить национальную идентичность, сплотить граждан вокруг общих ценностей и укрепить патриотический дух международно-признанной великой державы.
Объявление 2024 года специальным годом станет поводом для проведения многочисленных культурных, образовательных, научных и спортивных мероприятий, которые способствуют развитию национальной идентификации и формированию патриотических ценностей у граждан России. Такие мероприятия будут направлены на привлечение внимания общественности к истории и культуре страны, на развитие гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.
В 2024 г. исполняется 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина.
В 2024 г. исполняется 100 лет со дня рождения В. П. Астафьева.
В 2024 г. отмечается 300-летие основания Российской академии наук.
В 2024 г. исполняется 190 лет со дня рождения русского ученого-химика Д. И. Менделеева.
В 2024 г. исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Всемирный фестиваль молодежи планируется провести в России в феврале-марте 2024 г.
Библиотечной столицей России 2024 г. стал г. Казань.