АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ КАК ПРИЁМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Кухтина Алёна Леонидовна
МОУ СОШ с УИПХЦ №23, Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация. Из опыта работы со школьниками по формулированию естественнонаучных определений, понятий, терминов. В статье рассматривается алгоритм и правила самостоятельного формулирования определений.
Ключевые слова: определение, термин, понятие, география, урок, школа
Формирование естественнонаучной грамотности — это процесс, при котором мы учим школьников использовать научные методы для понимания окружающего мира.
Сегодня в системе образования происходит изменение содержания образования: изменяется предметная направленность, повышается роль межпредметных связей, расширяется спектр образовательных технологий. В настоящее время в условиях модернизации российского образования приоритетными становятся проблемы формирования у школьников культуры естественнонаучного познания, формирование естественнонаучных умений и навыков и, соответственно, естественнонаучная грамотность. Формирование естественнонаучной грамотности — это важный аспект подготовки образованных людей и одна из важнейших задач современной школы. Оно позволяет людям понимать природу, и использовать природные законы и принципы для реализации своих задач. Общее формирование естественнонаучной грамотности необходимо для успешной профессиональной карьеры. Оно помогает людям мыслить критически и разрабатывать научные решения. Поэтому формирование естественнонаучной грамотности должно быть широко представлено в процессе образования.
Учителя должны быть в курсе последних научных событий, чтобы лучше понимать своих учеников и их потребности. Обучение должно быть интерактивным и увлекательным, чтобы заинтересовать современных школьников и помочь им понимать и ценить естественнонаучные принципы. Практика и исследования должны быть ориентированы на решение реальных жизненных задач и в процессе таких занятий должна быть предоставлена возможность обучаемым проявить свои таланты и интересы. Это помогает ребятам понять реальные применения науки и технологии.
Формирование естественнонаучной грамотности у учащихся представляет собой комплекс мероприятий, направленных на повышение их уровня креативности. Все занятия должны быть структурированы таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся умения думать критически и творчески по поводу изучаемых тем. Стоит использовать практикоориентированные задания и игры с целью расширения объема познаний учащихся в географии. Это поможет им приобрести навыки применения знаний в практической деятельности, улучшить наблюдательность и внимательность. Для развития креативного мышления учащимся необходимо давать задания, позволяющие им практиковаться в написании эссе, создании сценариев, разработке проектов и решении практических задач. Такие задания будут поощрять учеников изучать тему глубже и применять полученные знания на практике.
Говоря о формах и методах формирования естественнонаучной грамотности подрастающего поколения, необходимо отметить, что существует уже много программ, направленных на развитие и поддержание научного мышления. Одним из методов формирования естественнонаучной грамотности является использование макетов и моделей. Это позволяет школьникам исследовать окружающую среду и подумать о причинах различных наблюдаемых явлений. При использовании макетов и моделей ученик начинает задавать вопросы и готовить предположения о научных явлениях. Важно отметить, что ученик должен проявлять активное внимание к исследованию, производить глубокую аналитику и изучать представленные материалы. Кроме того, научно-познавательные практики могут помочь развить научные навыки ученика. Это может быть обучение на пришкольных участках, аналитические проекты, исследование экологических проблем и т. д. В таком случае ученик получает практическое применение научных знаний и усовершенствует умения использовать их для решения практических проблем. Традиционное преподавание может оказаться также полезным для формирования естественнонаучной грамотности.
Наиболее распространенные способы формирования естественнонаучной грамотности — это обучение через литературу и лекции, участие в лабораторных и практических занятиях, а также практика и исследования. В настоящее время в процессе обучения особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи учащихся, формированию навыков применения различных видов анализа. Однако, как показывает практика, школьники испытывают трудности в употреблении определений, особенно в устной речи.
Расскажу о том, как мы с учениками учимся давать определения процессам, понятиям, объектам, которые они хорошо знают и наблюдают в повседневной жизни. Часто на уроках географии я сталкиваюсь с тем, что мои ученики не понимают отдельных терминов, либо понимают их искажённо. Это ведёт к искажённому пониманию всего текста, подмене понятий и о формировании естественнонаучной грамотности в этом случае говорить не приходится. Поэтому начинаем с понятийного аппарата.
Все характеризуемые нами в географии предметы реальны (например, горы Гималаи, Красное море, пустыня Атакама, Японские острова. Баварский машиностроительный завод, Эйфелева башня, город Нью-Йорк и т.д.). Все географические явления так или иначе можно увидеть или представить (например, северное сияние, движение литосферных плит Земли, мировой круговорот воды в природе, движение циклонов и антициклонов, процессы формирования облаков, формирования и выпадения осадков, процессы роста городов (урбанизация), производство электроэнергии или автомобилей и т.д. Данное свойство географического понятия позволяет представить характеризуемый процесс или явление. Понятие – это способ отражения окружающей действительности, в нашем случае, действительности Земной, географической. Само слово “понятие” подразумевает глубокое осознание характеризуемого предмета или явления, его смысловой нагрузки и значимости для преподавания предмета. [5]
Во всех темах, изучаемых на уроках географии есть ключевые слова и выражения. Самый простой вариант - дать определение новых понятий ученикам на уроке под запись. Следующая ступень - дать задание самостоятельно найти определение в тексте параграфа или дополнительной литературе. Это традиционные подходы. Я предлагаю ученикам рассмотреть предмет, объект или видео явления, задать мне уточняющие вопросы и самостоятельно дать определение. При таком подходе школьникам не требуется зубрить определение наизусть, разбираясь в главных характеристиках определяемого понятия они его просто запоминают через понимание.
Алгоритм:
1. После дефиса должно быть что-то статичное. Подобрать синоним или обобщающее слово, одним словом сказать главную черту термина.
2. Перечислить отличительные характеристики, дающие понять, о чем же именно идёт речь. Это то, что характеризует определяемое слово в действии. Обычно пишется как причастный оборот или вводится с помощью слова "который".
3. Добавить ещё разновидности предмета/явления/процесса
Например: Гора - резкое поднятие местности, которое имеет выраженные подножие, склоны и вершину. Горы бывают низкими, средними и высокими.
Правила формулирования определений
1. Определение логически выверено. Из определения можно понять основную категорию мышления, к которой относится данное понятие: вещество, предмет, действие, явление, состояние, качество, величина. Это и есть та, главная черта термина о которой говорится в первом пункте алгоритма.
2. Под определение "подходит" только одно понятие.
Если под составленное вами описание подходит сразу несколько понятий, значит, определение как таковое не дано
3. Определение раскрывает СМЫСЛ слова.
Часто дать определение естественнонаучному понятию помогает этимологический анализ.
География — одна из самых древних наук. Сложное слово «география» состоит из двух корней греческого языка «ге» и «графио» и соединительной гласной «о». Первый корень «ге» означает «Земля», второй корень «графио» — «писать». Следовательно, в названии науки указан предмет изучения — планета Земля и метод изучения — описание.
4. Определение не содержит слов, имеющих общий корень со словом, обозначающим определяемое понятие.
Например, если мы определяем понятие "ветер", то определение может содержать любые слова, кроме слов с корнем "ветер/ветр": ветренный, ветренность, и т.д. В противном случае получаем тавтологию.
5. Ясность. В определениях общеупотребительных понятий никаких иностранных слов быть не должно. В большинстве случаев иностранные слова можно заменить словами русского языка без искажения сути. Исключением являются научные термины, не имеющие прямых соответствий в русском языке.
6. Определение не должно содержать лишние слова и слова, придающие определению вид "научности".
Например, в словосочетании яркая солнечная погода слово яркая лишнее. Вид "научности" определению придают такие слова: определенный (кем определенный?), определенным образом, конкретный, и т.д.
7. Определение не должно содержать метафорические выражения и образные понятия. Определение характеризуется точностью.
8. Определение вещества, предмета, действия, явления, состояния и величины не должно содержать субъективных (оценочных и эмоционально окрашенных) понятий (таких как приятный, красивый, восхитительный, отвратительный, хороший, плохой).
9. Неправильным считается также описание понятия через отрицание, то есть использование в определении противоположных понятий (например, "речной поток - это не стоячая вода", "хвойный – это не лиственный").
10. При формулировании определений следует избегать использования понятий-химер. К ним можно отнести все или большинство понятий с абстрактными (размывающими суть) суффиксами и окончаниями -изм, -ство, -ственность: карьеризм, монархизм, марксизм, одиночество, представительство, попустительство, ответственность, дружественность, женственность/мужественность, а также некоторые слова, оканчивающиеся на -ость: бренность, мертвенность, преданность, жертвенность, значимость. Химерам можно приписать любые – какие угодно – свойства [1]
Понятия возникали не сразу, а постепенно, их формирование было тесно связано с развитием национальных языков, культуры, научных достижений разных исторических эпох, торговлей, географическими открытиями. Нас интересуют географические понятия и все, чем они характеризуются. Правильное употребление географических понятий, терминов, определений имеет большое значение, так как влияет на понимание текста. При формировании естественнонаучной грамотности учителю следует избегать неточных и двусмысленных выражений и учить этому школьников.
Список источников
1. 11 правил формулирования определений. – Текст : электронный https://newsland.com/post/869256-11-pravil-formulirovaniia-opredelenii
2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.142-143. – Текст : непосредственный.
3. Асанова Л.И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников/ [Л.И. Асанова, И.Е. Барсуков, Л.Г.Кудрова и др.].- Москва: Академия Минпросвещения России, 2021.-84с. – Текст : электронный https://report.apkpro.ru/uploads/share/Естественнонаучная%20грамотность.pdf
4. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509с. – Текст : непосредственный.
5. Железина Елена Алгоритм работы с понятиями, география – Текст : электронный https://znanio.ru/media/algoritm_raboty_s_ponyatiyamigeografiya-46785
6. Методика и технология обучения географии. – М.: Астрель, 2004. – С. 84 – 95, 125 – 132.