Составление конспекта
КОНСПЕКТ – это краткая запись содержания текста (устного или письменного)
ВИДЫ КОНСПЕКТОВ: план – конспект, цитатный, свободный, тематический, конспект – кластер (появился сравнительно недавно).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ: логичность изложения материала, краткость, убедительность.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Предмет речи – это то, что говорится об этом о чём.
Основная мысль – это то, что автор хочет сказать нам.
Например:
№ п/п | Тема (может быть одна) | Предмет речи (конкретизирует высказывание) | Основная мысль (как правило, выражает отношение автора к изображаемому, говорит о том, что тревожит автора и т.д.) |
-
| Урок | Урок русского языка | Урок русского языка формирует навыки грамотного письма. |
-
| Урок | Урок литературы | Урок литературы формирует навыки связной речи. |
-
| Урок | Урок жизни | Урок жизни – это продолжительный и очень интересный урок. |
Составление цитатного (текстуального) конспекта.
ЦИТАТНЫЙ (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ) КОНСПЕКТ – это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат, то есть конспект строится из высказываний автора, из изложенных им фактов. Используется для работы с первоисточником (первоисточник - первоначальный, первый источник каких-нибудь сведений, теории.). К цитатному (текстуальному) конспекту можно обращаться неоднократно.
ЭТАПЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ:
1.Прочитайте текст, выписывая слова с непонятным для себя лексическим значением и неизвестные имена и даты.
2.Обращаясь к словарю и/или сети ИНТЕРНЕТ, найдите информацию о неизвестных людях и датах, найдите и дайте объяснение выписанным словам,
3.Выпишите цитаты (цитата – это выдержка из текста или высказывания), раскрывающие содержание текста, основные мысли.
4.Прочитайте цитатный (текстуальный) конспект ещё раз и проверьте, все ли части конспекта объединены одной темой, понятен ли вам ход рассуждения. Если да, то вы – молодец! Если нет, то
Пункт 5. Доработайте конспект.