АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНО – УРОВНЕВОГО ПОДХОДА
Костина Г.А., заместитель
директора по УВР
Когда человек чувствует себя комфортно среди других людей и уверенно в процессе деятельности? Только в том случае, если самооценка человека совпадает с оценкой его деятельности (или продуктов его деятельности) окружающими.
Адекватная самооценка важна и для будущего профессионального определения, и для общения с людьми в повседневной жизни. Школьные учебные предметы дают широкие возможности для формирования у обучающихся на всех уровнях школьного образования взаимо-оценки и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки и уровневого подхода.
Именно поэтому освоение учителями критериально - уровневого подхода в оценке образовательных результатов школьников является главным направлением в системе оценивания МБОУ «Образовательный центр «Вершина»».
Любое контрольное мероприятие (контрольная/диагностическая/ самостоятельная/ итоговая работа) — основной инструмент мониторинга качества образования, по ФГОС общего образования.
Для эффективного осуществления этого мониторинга необходимо наличие собственной базы контрольно-измерительных материалов, разработанных по унифицированной форме, и система анализа проводимых контрольных мероприятий.
Проведение каждого контрольного мероприятия сопровождается текстовым документом (контрольно-измерительными материалами), созданным в программе Microsoft Word.
Требования к оформлению текстового документа:
Шрифт «Times New Roman», кегль – 12, для заголовков -12.
Интервал между строками – 1.
Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю.
Выделяются жирным шрифтом только заголовки, фамилия и инициалы составителя контрольной работы, а курсивом – возможные пояснения.
Название контрольного мероприятия оформляется ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
Символы должны быть в едином стиле.
Текст должен быть выровнен по ширине. Красные строки обязательны.
Могут использоваться картинки, фотографии, таблицы, графики.
План контрольно-измерительных материалов (КИМа)
КИМ состоит из трех частей: пояснительной записки, текста контрольного мероприятия в одном или нескольких вариантах, ответы.
Структура пояснительной записки представлена следующими разделами:
название контрольного мероприятия и автор;
цель работы;
материалы, определяющие содержание контрольной работы;
учебник;
элементы содержания (содержание работы должно соответствовать содержанию обучения);
структура контрольной работы – укажите количество заданий, распределенных по различным видам учебной деятельности (количество заданий базового уровня, количество заданий повышенного уровня, количество заданий высокого уровня);
критерии оценивания работы (максимальное количество баллов за работу Х, оценка «5» ставиться за получение от … до … баллов, оценка «4» – от … до … баллов, оценка – «3» от … до … баллов, оценка «2» – ниже … баллов);
распределение заданий контрольной работы по основным содержательным блокам (задания подбираются так, чтобы они охватывали весь программный материал на момент проведения);
распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности, формируемые УУД (указываются какие УУД или элементы УУД, микроумения проверяются при выполнении данного задания);
Пример оформления контрольной работы по английскому языку.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА
ПО ТЕМЕ «PRESENT SIMPLE»
Костина Г.А., учитель
английского языка
Пояснительная записка
Цель работы: проверить уровень достижения планируемых результатов, выявить сформированность УУД учащихся на основе материала, пройденного по теме «Present Simple».
Материалы, определяющие содержание контрольной работы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Рабочая программа по предмету «Иностранный язык (английский язык)» для 5 класса
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Образовательный центр «Вершина»».
Учебник:
Комарова Ю.А., Английский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. -9-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020
Элементы содержания:
Лексика по темам «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха» и «Школьная жизнь». Употребление глаголов действия и глагола связки to be во времени Present Simple в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях.
Структура контрольной работы
Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит 2 задания базового уровня, вторая
часть - 3 задания повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Время выполнения контрольной работы составляет 45 минут.
Первая часть ориентировочно занимает 20 минут, вторая - 25 минут.
Критерии оценивания контрольной работы
Каждый правильный ответ первой части оценивается одним баллом. Во второй части - каждый правильный ответ – два балла. Два балла ставится, если ход рассуждений верный, все шаги выполнены правильно и получен верный ответ. Один балл – ставится, если ход рассуждений верный, все шаги выполнены правильно, но допущены незначительные ошибки. Все остальные случаи – оцениваются нулем. Задание №6 является заданием высокого уровня. Каждое правильно переведенное предложение оценивается 2 баллами. Баллы за выполненные задания суммируются. Вся работа, при верном исполнении, оценивается 60 баллами.
№ части | Часть 1 | Часть 2 | Общий балл |
№ заданий | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | |
Кол-во баллов за 1 задание | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Сумма баллов за все задания | 12 | 16 | 10 | 6 | 6 | 10 | 60 |
Таблица перевода первичных баллов в школьные отметки.
Первичный балл | Школьная отметка | Достигнутый уровень |
1-27 | 2 | пониженный |
28-38 | 3 | базовый |
39-48 | 4 | повышенный |
49-60 | 5 | высокий |
Распределение заданий контрольного мероприятия по основным содержательным блокам,
планируемым результатам обучения и УУД
Номер и тема задания | Проверяемые предметные умения | УУД |
Лексика по темам «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха» | узнавать в письменном тексте и употреблять в письменной речи изученные лексические единицы, обращая внимание на дифференциацию лексического значения слов | Построение логической цепи рассуждений |
Лексика по темам «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха», утвердительные предложения в Present Simple | узнавать в письменном тексте и употреблять в письменной речи изученные лексические единицы, обращая внимание на дифференциацию лексического значения слов; распознавать и употреблять в речи глаголы в Present Simple | Умение работать с текстом, анализ, классификация |
Лексика по теме «Школьная жизнь», разные типы предложений в Present Simple | узнавать в письменном тексте и употреблять в письменной речи изученные лексические единицы, обращая внимание на дифференциацию лексического значения слов; распознавать и употреблять в речи глаголы в Present Simple | Умение строить речевое высказывание |
Вопросительные предложения с глаголами действия и глаголом связкой to be в Present Simple | Структура вопросительного предложения, конструирование предложений | Умение действовать по образцу, |
5. Отрицательные предложения с глаголами действия и глаголом связкой to be в Present Simple | Структура отрицательного предложения, конструирование предложений | Умение строить речевое высказывание |
6.Перевод на английский язык | Распознавать и употреблять в письменном тексте ЛЕ, обращая внимание на употребление глаголов; | Умение работать с текстом, анализ, синтез |
Контрольная работа. Вариант 1.
Контрольная работа. Вариант 2.
Ответы.
Большую роль для оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов и отслеживания динамики его развития играет анализ каждого контрольного мероприятия самим учителем по своему предмету, руководителем школьного методического объединения по группе учителей своей специализации, заместителем директора по УВР по образовательной организации.
Результаты итоговых контрольных мероприятий в конце каждого учебного периода являются реперными точками отслеживания роста или снижения качества образования. При этом чрезвычайно важно дать оценку как предметных результатов, так и матапредметных.
Сформированность УУД считаем по формуле:
(суммарное количество правильно выполненных заданий, в которых проверяется данное УУД)/(количество заданий, в которых проверяется данное УУД)*(количество учащихся, выполнявших работу).
Например. Проверяем сформированность умения работать по алгоритму. Считаем, что умение работать по алгоритму проверяется в заданиях № 1,4,6,7. Задание № 1 правильно выполнили 21 человек, задание №4 правильно выполнили 18 человек, задание № 6 правильно выполнили 18 человек, задание № 7 правильно выполнили 12 человек. Тогда коэффициент сформированности УУД «работа по алгоритму» К = (21+18+18+12) / (4*25) = 69%.
Шкала оценок:
Коэффициент сформированности проверяемых УУД более 70% - 2 балла,
Коэффициент сформированности проверяемых УУД более 50% - 1 балл,
Коэффициент сформированности проверяемых УУД менее 50% - 0 баллов.
Результаты вносим в таблицу «Оценка метапредметных результатов»
Элементы предмета оценки | Коэффициент сформированности УУД | Оценка |
Умение работать по алгоритму | 69% | 1 |
…………………. | | ……………… |
Учитель заполняет следующую форму анализа контрольного мероприятия:
Анализ контрольного мероприятия
Предмет____________________
Класс_______________________
Учитель_____________________
Дата_________________________
Количество детей в классе/ группе_____________________
Успеваемость (%) ___________________________________
Качество знаний (%) _________________________________
Количество «5» (ед/%)________________________________
Количество «4» (ед/%)________________________________
Количество «3» (ед/%)________________________________
Количество «2» (ед/%)________________________________
Справились с заданиями на :
пониженном уровне (ед/%) ____________________________
базовом уровне (ед/%)________________________________
повышенном уровне (ед/%)____________________________
высоком уровне (ед/%)________________________________
Оценка метапредметных результатов
Элементы предмета оценки | Коэффициент сформированности УУД | Оценка |
| | |
| | |
Сформированы УУД | Усвоены темы | Доработать темы | Вызвали затруднения | Не усвоены темы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Учитель ________________________ (_________________)
подпись ФИО
Руководитель школьного методического объединения учителей-предметников собирает отчеты членов своего методического объединения и делает сводный анализ результатов контрольного мероприятия по предмету.
Анализ контрольного мероприятия по предмету___________________ за 1 триместр
Предмет____________________
Параллель классов____________
ФИО учителя | Класс | Кол-во детей в классе/ группе | Успева-емость 1 три-местр (%) | Качество знаний 1 триместр (%) | Количество | Уровень, % |
«5» | «4» | «3» | «2» | пониженный | базовый | повышенный | высокий | ИТОГО, % |
Иванова М.И. | 5а | 27 | | | | | | | 6 | 76 | 16 | 2 | Базовый, 76 |
Петрова В.П. | 5б | 28 | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | | | 86 | 43 | | | | | | | | | |
Оценка метапредметных результатов
ФИО учителя | Класс | Элементы предмета оценки | Коэффициент сформированности УУД | Оценка |
Иванова М.И. | 5а | | | |
| | |
| | |
Петрова В.П. | 5б | | | |
| | |
| | |
ФИО учителя | Класс | Сформированы УУД | Усвоены темы | Доработать темы | Вызвали затруднения | Не усвоены темы |
Иванова М.И. | 5а | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Руководитель школьного методического
объединения учителей__________________ ___________________(____________________)
подпись ФИО
Анализ контрольного мероприятия по предмету___________________ за 2(3) триместр
Предмет____________________
Параллель классов____________
ФИО учителя | Класс | Кол-во детей в классе/ группе | Успева-емость (%) | Качество знаний (%) | Количество, 2(3) триместр | Уровень, 2(3) триместр |
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | «5» | «4» | «3» | «2» | пониженный | базовый | повышенный | высокий | ИТОГО |
Иванова М.И. | 5а | 27 | | | | | | | | | | | | | | | |
Петрова В.П. | 5б | 28 | | | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | | | 86 | 91 | 100 | 43 | 57 | 71 | | | | | | | | | |
Динамика уровня успеваемости и качества знаний по предмету
Динамика достижения уровня планируемых предметных результатов
в сравнении с ____триместром
| 5а | 5б | 5в | 5 классы |
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | год |
Пониженный, % | | | | | | | | | | |
Базовый, % | 76 | | | | | | | | | |
Повышенный, % | | | | | | | | | | |
Высокий, % | | | | | | | | | | |
Описание динамики достижения уровня освоения материалом по предмету…..
Описание динамики достижения метапредметных результатов по предмету
………….
Класс | Сформированы УУД | Усвоены темы | Доработать темы | Вызвали затруднения | Не усвоены темы |
5а | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Рекомендации:
1.
2.
3.
Руководитель школьного методического
объединения учителей__________________ ___________________(____________________)
Стратегии разработки контрольно-измерительных материалов, как и многие другие стратегии, развиваются и автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если вы приобрели опыт написания 3-4 КИМов, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым.
9