Урок математики в 6 классе «Алгоритм решения задач на пропорции»
Эпиграф: «Математика обладает двумя великими сокровищами. Первое-это теорема Пифагора, второе-деление отрезка в крайнем и среднем отношении.» Иоганн Кеплер
Цели урока:
- актуализировать и закрепить навыки составления алгоритма решения задач на пропорции;
- способствовать формированию у учащихся навыков само и взаимоконтроля, развитию у них математической речи, познавательной активности, интереса к предмету.
1.Устная разминка(ответить на вопросы)
- 1. Равенство двух отношений называют … (продолжить предложение).
- 2. Отношение 2-х чисел показывает, во сколько раз первое число….
- 3. Если пропорция верна, то произведение её средних членов равно произведению ….
- 4.Назовите крайние члены пропорции:7:21=1:3
- 5. Верна ли пропорция: 5:3 =2:1,2 ?
- 6.Частное двух чисел называют … (продолжить
- предложение).
- 7. Если пропорция верна, то произведение её крайних членов равно произведению …
- 8. Отношение двух чисел показывает, какую часть первое число ….
Укажите номера прямоугольников, в которых записаны равные отношения.
А . 1:10
Б. 3/4 : 4
В. 25 : 5
1 . 5:1
2 . 1/2 : 2
3 . 0,5 :5
2. Решение задач на пропорции.
Задача №1. Ученик 6 класса за 5 дней съедает 1, 5 кг яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 30 кг яблок?
Решение задачи №1
- 1)Пусть x дн.потребуется,чтобы съесть 30 кг яблок
- 2) 5дн.– 1,5 кг.
- х дн. – 30 кг.
- 3) Прямая пропорциональная зависимость.
- 4) 5:х= 1,5:30
- 5) x =5*30:1,5
- 6)Х = 100
- 7) Ответ: потребуется 100дней.
- Задача №2 Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние со скоростью 40км/ч?
Решение задачи №2
- 1)Пусть x ч-время товарного поезда
- 2) 80 км/ч.– 3 ч.
- 40 км/ч. – х ч.
- 3) Обратная пропорциональная зависимость.
- 4) 80 : 40= х:3
- 5) x = 80*3:40
- 6)Х = 6
- 7) Ответ: потребуется 6ч.
3.Алгоритм решения задач на пропорции .
- 1) Искомую величину обозначить за x.
- 2) По условию составить таблицу.
- 3) Указать вид зависимости, поставив стрелочки.
- 4 ) Записать пропорцию, следуя по стрелочкам.
- 5 ) Решить пропорцию.
- 6 ) Записать ответ.
4.Самостоятельная работа
- Вариант 1
- Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60мг?
- Вариант 2
- Ученику необходимо в день употреблять 15 мг витамина А(каротин).Известно,что его масса относится к массе витамина В, как 1:3.Сколько необходимо употреблять в день витамина А взрослому ?
Решение (взаимоконтроль)
1)Пусть Х мг- потребность в витамине Е
2) 4:1=60:х
3)Прямая пропорциональная зависимость
4) 4*х=60*1
Х=60:4
Х=15 мг
Ответ: суточная потребность в витамине Е составляет 15 мг.
1)Пусть Х мг- потребность в витамине С
2 ) 1:3=х:15
3)Обратная пропорциональная зависимость:
4)1*х=3*15
х=45 мг
Ответ: потребность в витамине А взрослого человека составляет 45мг
5 .Определить вид пропорциональной зависимости
Задача№1. За 2 часа поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?
Задача№2
Три петуха разбудили шесть человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
6.Решите уравнение:
решение
- (3х)*4=4,5*28
- 12х=126
- Х=126:12
- Х=10,5
- Ответ: 10,5
7.Из истории математики...
- Ученые в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них возникали затруднения с измерением величин. Пришлось греческим ученым придумывать другой способ. Так было создано учение об отношении величин, которое они использовали при строительстве зданий. При строительстве фасада храма Парфенона в Афинах использовались «божественная пропорция».
«Золотое сечение» в картине Леонардо да Винчи "Джоконда"
- Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c .
- Портрет Моны Лизы. привлекает тем, что композиция рисунка построена на "золотых треугольниках" (точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника).
8.Домашнее задание
- Решите задачу методом пропорций:
- № 1.Чтобы связать шарф длиной 1,4м, нужно 350г шерсти. Сколько шерсти потребуется, чтобы связать шарф такой же ширины длиной 180см?
- № 2.За перевозку мебели заплатили 600 руб., что составило 8% ее стоимости. Сколько рублей стоила мебель?
9. Решите задачу(резерв)
- Площадь поля 80 га. Кукурузой засеяли 45% всей площади. Сколько гектаров поля засеяно кукурузой?
Решение:
- 1)Пусть х га засеяли кукурузой
- 2) 80 га-100%
- х га-45%
- 3) 80:х=100:45
- 4) х=80* 45 :100
- 5) х= 36 га
- Ответ: 36 га засеяно кукурузой
Спасибо за урок!