СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм решения задач на пропорции

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм решения задач на пропорции

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм решения задач на пропорции»

 Урок математики в 6 классе  «Алгоритм решения задач на пропорции»

Урок математики в 6 классе «Алгоритм решения задач на пропорции»

Эпиграф:  «Математика обладает двумя великими сокровищами. Первое-это теорема Пифагора, второе-деление отрезка в крайнем и среднем отношении.»  Иоганн Кеплер

Эпиграф: «Математика обладает двумя великими сокровищами. Первое-это теорема Пифагора, второе-деление отрезка в крайнем и среднем отношении.» Иоганн Кеплер

Цели урока:  актуализировать и закрепить навыки составления алгоритма решения задач на пропорции; способствовать формированию у учащихся навыков само и взаимоконтроля, развитию у них математической речи, познавательной активности, интереса к предмету.

Цели урока:

  • актуализировать и закрепить навыки составления алгоритма решения задач на пропорции;
  • способствовать формированию у учащихся навыков само и взаимоконтроля, развитию у них математической речи, познавательной активности, интереса к предмету.
1.Устная разминка(ответить на вопросы) 1. Равенство двух отношений называют … (продолжить предложение). 2. Отношение 2-х чисел показывает, во сколько раз первое число…. 3. Если пропорция верна, то произведение её средних членов равно произведению …. 4.Назовите крайние члены пропорции:7:21=1:3 5. Верна ли пропорция: 5:3 =2:1,2 ? 6.Частное двух чисел называют … (продолжить  предложение). 7. Если пропорция верна, то произведение её крайних членов равно произведению … 8. Отношение двух чисел показывает, какую часть первое число ….

1.Устная разминка(ответить на вопросы)

  • 1. Равенство двух отношений называют … (продолжить предложение).
  • 2. Отношение 2-х чисел показывает, во сколько раз первое число….
  • 3. Если пропорция верна, то произведение её средних членов равно произведению ….
  • 4.Назовите крайние члены пропорции:7:21=1:3
  • 5. Верна ли пропорция: 5:3 =2:1,2 ?
  • 6.Частное двух чисел называют … (продолжить
  • предложение).
  • 7. Если пропорция верна, то произведение её крайних членов равно произведению …
  • 8. Отношение двух чисел показывает, какую часть первое число ….
Укажите номера прямоугольников, в которых записаны равные отношения.  А .  1:10   Б. 3/4 : 4    В. 25 : 5 1 .  5:1 2 . 1/2 : 2 3 .  0,5 :5

Укажите номера прямоугольников, в которых записаны равные отношения.

А . 1:10

Б. 3/4 : 4

В. 25 : 5

1 . 5:1

2 . 1/2 : 2

3 . 0,5 :5

 2. Решение задач на пропорции.  Задача №1.  Ученик 6 класса за 5 дней съедает 1, 5 кг яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 30 кг яблок?

2. Решение задач на пропорции.

Задача №1. Ученик 6 класса за 5 дней съедает 1, 5 кг яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 30 кг яблок?

Решение  задачи №1 1)Пусть x дн.потребуется,чтобы съесть 30 кг яблок 2) 5дн.– 1,5 кг.  х дн. – 30 кг. 3) Прямая пропорциональная зависимость. 4) 5:х= 1,5:30 5) x =5*30:1,5 6)Х = 100 7) Ответ: потребуется 100дней.

Решение задачи №1

  • 1)Пусть x дн.потребуется,чтобы съесть 30 кг яблок
  • 2) 5дн.– 1,5 кг.
  • х дн. – 30 кг.
  • 3) Прямая пропорциональная зависимость.
  • 4) 5:х= 1,5:30
  • 5) x =5*30:1,5
  • 6)Х = 100
  • 7) Ответ: потребуется 100дней.
Задача №2  Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80км/ч за 3 часа.  За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние со скоростью 40км/ч?
  • Задача №2 Расстояние между городами пассажирский поезд прошёл со скоростью 80км/ч за 3 часа. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние со скоростью 40км/ч?
Решение задачи №2 1)Пусть x ч-время товарного поезда 2) 80 км/ч.– 3 ч.  40 км/ч. – х ч. 3) Обратная пропорциональная зависимость. 4) 80 : 40= х:3 5) x = 80*3:40 6)Х = 6 7) Ответ: потребуется 6ч.

Решение задачи №2

  • 1)Пусть x ч-время товарного поезда
  • 2) 80 км/ч.– 3 ч.
  • 40 км/ч. – х ч.
  • 3) Обратная пропорциональная зависимость.
  • 4) 80 : 40= х:3
  • 5) x = 80*3:40
  • 6)Х = 6
  • 7) Ответ: потребуется 6ч.
3.Алгоритм решения задач на пропорции . 1) Искомую величину обозначить за x. 2) По условию составить таблицу. 3) Указать вид зависимости, поставив стрелочки. 4 ) Записать пропорцию, следуя по стрелочкам. 5 ) Решить пропорцию. 6 ) Записать ответ.

3.Алгоритм решения задач на пропорции .

  • 1) Искомую величину обозначить за x.
  • 2) По условию составить таблицу.
  • 3) Указать вид зависимости, поставив стрелочки.
  • 4 ) Записать пропорцию, следуя по стрелочкам.
  • 5 ) Решить пропорцию.
  • 6 ) Записать ответ.
4.Самостоятельная работа  Вариант 1  Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60мг?   Вариант 2 Ученику необходимо в день употреблять 15 мг витамина А(каротин).Известно,что его масса относится к массе витамина В, как 1:3.Сколько необходимо употреблять в день витамина А взрослому ?

4.Самостоятельная работа

  • Вариант 1
  • Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60мг?
  • Вариант 2
  • Ученику необходимо в день употреблять 15 мг витамина А(каротин).Известно,что его масса относится к массе витамина В, как 1:3.Сколько необходимо употреблять в день витамина А взрослому ?
 Решение (взаимоконтроль)    1 вариант 2 вариант 1)Пусть Х мг- потребность в витамине Е  2) 4:1=60:х  3)Прямая пропорциональная зависимость  4) 4*х=60*1  Х=60:4  Х=15 мг Ответ: суточная потребность в витамине Е составляет 15 мг. 1)Пусть Х мг- потребность в витамине С 2 ) 1:3=х:15 3)Обратная пропорциональная зависимость:  4)1*х=3*15  х=45 мг Ответ: потребность в витамине А взрослого человека составляет 45мг

Решение (взаимоконтроль)

  • 1 вариант
  • 2 вариант

1)Пусть Х мг- потребность в витамине Е

2) 4:1=60:х

3)Прямая пропорциональная зависимость

4) 4*х=60*1

Х=60:4

Х=15 мг

Ответ: суточная потребность в витамине Е составляет 15 мг.

1)Пусть Х мг- потребность в витамине С

2 ) 1:3=х:15

3)Обратная пропорциональная зависимость:

4)1*х=3*15

х=45 мг

Ответ: потребность в витамине А взрослого человека составляет 45мг

 5 .Определить вид пропорциональной зависимости  Задача№1.  За 2 часа поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?

5 .Определить вид пропорциональной зависимости

Задача№1. За 2 часа поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?

Задача№2  Три петуха разбудили шесть человек. Сколько человек разбудят пять петухов?

Задача№2

Три петуха разбудили шесть человек. Сколько человек разбудят пять петухов?

 6.Решите уравнение:  4,5 : (3х) = 4 : 28

6.Решите уравнение:

  • 4,5 : (3х) = 4 : 28
решение (3х)*4=4,5*28 12х=126 Х=126:12 Х=10,5 Ответ: 10,5

решение

  • (3х)*4=4,5*28
  • 12х=126
  • Х=126:12
  • Х=10,5
  • Ответ: 10,5
7.Из истории  математики... Ученые в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них возникали затруднения с измерением величин. Пришлось греческим ученым придумывать другой способ. Так было создано учение об отношении величин, которое они использовали при строительстве зданий. При строительстве фасада храма Парфенона в Афинах использовались «божественная пропорция».

7.Из истории математики...

  • Ученые в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них возникали затруднения с измерением величин. Пришлось греческим ученым придумывать другой способ. Так было создано учение об отношении величин, которое они использовали при строительстве зданий. При строительстве фасада храма Парфенона в Афинах использовались «божественная пропорция».
«Золотое сечение» в картине  Леонардо да Винчи

«Золотое сечение» в картине Леонардо да Винчи "Джоконда"

  • Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c .
  • Портрет Моны Лизы. привлекает тем, что композиция рисунка построена  на  "золотых треугольниках" (точнее  на  треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника).
8.Домашнее задание Решите задачу методом пропорций: № 1.Чтобы связать шарф длиной 1,4м, нужно 350г шерсти. Сколько шерсти потребуется, чтобы связать шарф такой же ширины длиной 180см? № 2.За перевозку мебели заплатили 600 руб., что составило 8% ее стоимости. Сколько рублей стоила мебель?

8.Домашнее задание

  • Решите задачу методом пропорций:
  • 1.Чтобы связать шарф длиной 1,4м, нужно 350г шерсти. Сколько шерсти потребуется, чтобы связать шарф такой же ширины длиной 180см?
  • 2.За перевозку мебели заплатили 600 руб., что составило 8% ее стоимости. Сколько рублей стоила мебель?
  9. Решите задачу(резерв) Площадь поля 80 га. Кукурузой засеяли 45% всей площади. Сколько гектаров поля засеяно кукурузой?

9. Решите задачу(резерв)

  • Площадь поля 80 га. Кукурузой засеяли 45% всей площади. Сколько гектаров поля засеяно кукурузой?
 Решение: 1)Пусть х га засеяли кукурузой 2) 80 га-100%  х га-45% 3) 80:х=100:45 4) х=80* 45 :100 5) х= 36 га Ответ: 36 га засеяно кукурузой

Решение:

  • 1)Пусть х га засеяли кукурузой
  • 2) 80 га-100%
  • х га-45%
  • 3) 80:х=100:45
  • 4) х=80* 45 :100
  • 5) х= 36 га
  • Ответ: 36 га засеяно кукурузой
 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!