СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм "Роль руководителя образовательной организации в формировании корпоративной культуры"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм "Роль руководителя образовательной организации в формировании корпоративной культуры"»

Алгоритм

 

Роль директора (заведующего) образовательной организации в формировании корпоративной культуры



КРУПНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОЛЖНЫ НАЧИНАТЬСЯ С РУКОВОДСТВА

Тимоти Голви


1. СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА КОЛЛЕКТИВ ЗАВИСИТ ОТ ТАКИХ ФАКТОРОВ:

• возраст существования коллектива;

• личность руководителя.

2. КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТИЛЕМ РУКОВОДСТВА:

• авторитарный;

• демократический;

• либеральный;

• комбинированный.

3. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА не способствует формированию положительного морально- психологического климата в коллективе. Руководитель часто выглядит мрачным и озабоченным, слишком раздраженным. Он резок с людьми, слишком официально обращается с подчиненными, не склонен учитывать мнение коллектива. Большинство предписаний - команды и приказы. Такой стиль оправдан на первой стадии развития, когда только формируется коллектив и его культура. В это время происходит социально-психологическая адаптация работников. В коллективе отсутствует доверие и повышенная конфликтность, что не способствует формированию корпоративной культуры.

4. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. Руководитель адекватно относится к персоналу, он самокритичен. Такой стиль руководства уместен на второй стадии формирования коллектива, в это время работники более самостоятельны в решении групповых проблем. Главный признак этого стиля - постоянный контакт с людьми, склонность к делегированию власти; доверие к подчиненным и предоставление им самостоятельности. В таком коллективе преобладает деликатность, терпимость в отношении друг к другу, общительность, отсутствие конфликтов, творческое отношение к делу. Все эти факторы способствуют развитию корпоративной культуры.

5. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. Руководитель недостаточно активен, опасается конфликтов, избегает ответственности, легко соглашается с мнением подчиненных. В коллективе обязанности не распределены, наказания и поощрения являются субъективными, основываются на внешних впечатлениях, а не на глубоком анализе. Руководитель постоянно находится в состоянии неуверенности. В коллективе могут возникать непредвиденные ситуации и конфликты. Все это не способствует формированию благоприятного климата в коллективе и формированию корпоративной культуры. Руководителю важно овладеть принципами организации и воспитания коллектива. Руководитель выиграет, если возьмет на вооружение идею оптимистического духа в коллективе, в котором мажорный тон задает руководитель.

6. ПАРАМЕТРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

ПАРАМЕТРЫ ПОВЕДЕНИЯ

СТИЛЬ

АВТОРИТАРНЫЙ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

Принятие решения

При срочных или требующих оперативного решения задачах; в случае повторяющихся, традиционных решений

Коллегиальное, детальное рассмотрение всех предложенных альтернатив за исключением простых и рутинных решений

Делегируются только те решения, которые под силу опыту, квалификации и интеллектуальному уровню работников

Определение целей

На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; при низкой квалификации работников; в случае категорических разногласий в коллективе по поводу определений главных целей

Вовлечение всех участников коллектива в обсуждение целей с задачей добиться их уяснения и понимания

Руководитель определяет главную цель, коллектив же самостоятельно уясняет ее и преобразует в конкретные задачи при условии слаженной деятельности


Распределение обязанностей

На начальном этапе формирования организации, построения команды; в ситуации, когда необходимо срочно произвести перестановку сил

Руководитель совместно с работниками определяет их роли в общей работе, намечает личные цели

При высокой слаженности коллектива ему делегируется право самостоятельно распределять, кто и что должен делать

Использование рабочего времени

В сложных или экстремальных ситуациях, на начальном этапе формирования трудовых коллективов

Руководитель согласовывает дополнительные объемы работы, сверхурочную занятость, время и величину отпусков

В случае, когда коллектив достиг уровня самоуправляемости, ему делегируется право самостоятельно координировать рабочее время сотрудников


Мотивация

На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в случае попытки участников команды удовлетворять личные потребности за счет коллективных; в случаях явных отклонений в производительности и качестве труда

Руководитель использует все формы материального и морального вознаграждения, обеспечивает справедливую оценку личного и коллективного труда; выясняет потребности повышения квалификации

Делегирование осуществляется только тем людям, которые хотят работать и имеют соответствующие мотивы; эффективно работающему коллективу (отдел), подразделению делегируется право определять собственные формы материального вознаграждения

Контроль

На начальном этапе работы коллектива, пока не действует правило «каждый контролирует и контролируется»; в случае отступления работников от установленных стандартов качества

Руководитель согласовывает с подчиненными стандарты качества, добивается понимания необходимости следования им работников

Руководитель может делегировать коллективу функцию контроля в случае, если в нем эффективно действует принцип «каждый контролирует и контролируется»


Кадры

Постоянная функция руководителя

Обсуждается с коллективом увольнение, поощряет развитие наставничества, совместно планирует и поддерживает ротацию кадров

Слаженной команде руководитель может передать право проводить ротацию персонала, определять сроки повышения квалификации работников

Распределение инвестиций

На начальном этапе формирования организации трудового коллектива


Консультируется с подчиненными и формирует единое мнение по поводу инвестиций

Высокоэффективно работающим коллективам руководитель может делегировать право принятия в режиме консенсуса решений в области инвестиций


7. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТИЛЬ РУКОВОДСТВА :

• психофизиологические и личностные особенности подчиненных (возрастные, половые), особенности темперамента, морально-волевые качества, характер, потребности;

• социально-психологические особенности коллектива: морально-психологический климат, сплоченность, подготовленность к работе, ценностно-ориентационное единство, дисциплинированность, уровень общественного мнения;

• психофизиологические и личностные качества руководителя коллектива.

8. ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

• ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - физические, психофизиологические особенности, характер человека, тип личности, его индивидуальный стиль принятия решений;

• ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - коммуникабельность, красноречивость, решительность, уверенность в себе;

• ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА - нравственные ценности, психологическое здоровье, владение набором психологических умений (поддержать беседу, произнести речь, избежать конфликта);

• СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - статус руководителя, происхождение, личное состояние;

• ЛИЧНАЯ МИССИЯ руководителя;

• ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - нравственные качества морально-этического поведения;

• МАРКЕТИНГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - фирменный стиль, маркетинговая позиция руководителя организации в целом.

9. КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Конструктивная критика - это простая и эффективная схема донесения до человека обратной связи, минуя при этом психологические защиты.

Схема «Плюс – Минус – Плюс»:

+

Начало с позитива. Похвала. Поиск, нахождение и констатация того, что работник сделал хорошо. Это задаёт позитивный настрой у критикуемого человека и снимает психологические защиты.

-

Собственно сама критика, а точнее рекомендация по изменению поведения. За счёт первого плюса – все рекомендации с гораздо большей вероятностью будут услышаны и выполнены.

+

Похвала, комплимент-это гарантия того, что человек не включит снова защиты. Похвала в конце разговора разглаживает эффект критики и оставляет у человека позитивное ощущение от разговора, позволяя «переварить» полученную информацию и вместо оправданий и прочих защит – сразу начать действовать, изменяя стратегию поведения на рекомендованную.


10. КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

РЯД ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ:

• критиковать подчинённых стоит исключительно один – на один;

• прежде чем критиковать, нужно понять, каким должен быть результат критики;

• перед тем как критиковать подчинённого – оцените своё эмоциональное состояние.

11. КРИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПОСТУПКИ И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ НА ЕГО ЛИЧНОСТЬ.

• Нельзя говорить: «Вы всегда плохо справляетесь с этой работой». Лучше сказать: «Результаты вашей работы не соответствуют выдвигаемым требованиям»

• Должно быть исключено личностное противостояние. Вместо того, чтобы сказать: «Вы меня всегда разочаровываете» (это личностная претензия) стоит говорить : «Качество вашей работы не удовлетворяет первоначальным требованиям организации»

• После любой критики желательно давать конкретные инструкции: «В отчете следует переделать 5-й пункт, исходя из требованиям к стандартам отчетности, представленных в документе N54».

12. РУКОВОДИТЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА:

• ДЕЛОВИТОСТЬ

• ЧЕТКАЯ ИДЕЙНАЯ ПОЗИЦИЯ

• ЧУТКОСТЬ

• ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

• ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

• ВЕЖЛИВОСТЬ В СОЧЕТАНИИ С ТАКТИЧНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬЮ

• ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ


ВЫВОД. Главный результат успешной работы по формированию корпоративной культуры организации – эффективная работа.