СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм создания электронного учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм создания электронного учебника.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»







Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»







ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПМ.05 Информационно-коммуникационное обеспечение образовательного процесса

МДК 05.02 Применение интерактивных средств в проектной деятельности

Алгоритм создания электронного учебника










Выполнила:

студентка группы 4 «Б»

______ Шефер М.Ю.

Проверил:

преподаватель

______ Коржова А.П.










Астрахань, 2022

Электронный учебник помимо непосредственно учебной информации содержит еще и методическое обеспечение: тестовые задания и вопросы для самопроверки, словарь важнейших терминов, список литературы для самостоятельной работы студентов, а также схемы, таблицы и разнообразный иллюстративный материал. Все это позволяет воздействовать на все каналы восприятия информации у студентов, существенно усилить учебное воздействие на сознание учащихся. В перспективе это, в свою очередь, приведет к интенсификации учебного процесса, к его более рациональной и эффективной организации, к быстрому и широкому распространению компетентности на глобальном уровне.

В силу своей сравнительной дешевизны и технологической доступности электронный учебник может оперативнее обновляться и издаваться. Электронный учебник легко адаптировать под профиль вуза или специальности, под особенности аудитории. Электронный учебник предполагает широкое использование различных способов наглядности и доступности динамичного изложения и поэтому содержание легче усваивается и прочнее запоминается учащимися. Все это делает электронный учебник максимально эффективным и демократичным.

Можно выделить следующие возможные основные виды электронного учебника:

  1. На основе архивированных файлов по типу электронных библиотек.

  2. Аудио-книга.

  3. Через гипертекстовые ссылки в формате HTML.

  4. Исполняемого мультимедийного файла с комплексным оснащением.

Как представляется, всем потенциальным возможностям электронного учебника в наибольшей мере соответствует последний вариант. Только он сочетает информационную насыщенность с максимальной наглядностью, доступность изготовления и мультимедийные средства для установления диалога со студентами. Все остальные варианты отличаются односторонностью и слабыми диалогическими возможностями.

Процесс создания электронных вариантов учебников еще окончательно не устоялся. Однако, тенденции развития последних нескольких лет уже позволяют прийти к определенным рекомендациям. Как известно из практики, электронный учебник не должен повторять свои печатные аналоги. Уникальность электронного учебника в том, что он может опираться одновременно на рисунки и схемы, аудио-и видео-иллюстрации. С самого начала следует разработать определенный стандарт электронного учебника. Этот стандарт обязан быть емким и гибким, пригодным для всех учебных курсов и специальностей. Соответственно, необходим определенный ассортимент, стандарт перечня базовых компонентов, содержащий обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение материала, основную и дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником, а также необходимые иллюстрации, рисунки и схемы.

Таким образом, использование различных мультимедийных возможностей позволит наглядно и динамично отразить определенные процессы, осуществить анимационное моделирование, контекстные подсказки, заложить сценарий самостоятельной работы студента. К сожалению, это не решает проблему обратной связи студента с преподавателем, однако подобный технологический подход способен упростить задачу самостоятельного усвоения минимума знаний.

Разработка электронного учебника – длительный процесс, требующий, по большому счету, профессиональных совместных усилий нескольких авторов на основе сочетания литературных способностей, умения компьютерного программирования, дизайнерского таланта. Например, 2D или 3D-анимация, видеомонтаж или дикторское озвучивание, как и многие другие вопросы, требуют специфических знаний и умений. Прежде всего необходимо определить программу на основе которой должна осуществляться разработка проекта. Таковой стала программа Help & Manual, которая позволяет без лишних манипуляций сосредоточиться на проектировании и создании руководства.

Рекомендации по разработке электронного учебника

Основные этапы разработки электронного учебника

  1. Выбор источников

  2. Разработка оглавления и перечня понятий

  3. Переработка текстов в модули по разделам

  4. Реализация гипертекста в электронной форме

  5. Разработка компьютерной поддержки

  6. Отбор материала для мультимедийного воплощения

  7. Разработка звукового сопровождения

  8. Реализация звукового сопровождения

  9. Подготовка материала для визуализации

  10. Визуализация материала

А теперь подробнее:

1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые:

  • наиболее полно соответствуют стандартной программе,

  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

  • содержат большое количество примеров и задач,

  • имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.













Список литературы:

  1. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4157

  2. https://urok.1sept.ru/articles/526252