Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПМ.05 Информационно-коммуникационное обеспечение образовательного процесса
МДК 05.02 Применение интерактивных средств в проектной деятельности
Алгоритм создания электронного учебника
Выполнила:
студентка группы 4 «Б»
______ Шефер М.Ю.
Проверил:
преподаватель
______ Коржова А.П.
Астрахань, 2022
Электронный учебник помимо непосредственно учебной информации содержит еще и методическое обеспечение: тестовые задания и вопросы для самопроверки, словарь важнейших терминов, список литературы для самостоятельной работы студентов, а также схемы, таблицы и разнообразный иллюстративный материал. Все это позволяет воздействовать на все каналы восприятия информации у студентов, существенно усилить учебное воздействие на сознание учащихся. В перспективе это, в свою очередь, приведет к интенсификации учебного процесса, к его более рациональной и эффективной организации, к быстрому и широкому распространению компетентности на глобальном уровне.
В силу своей сравнительной дешевизны и технологической доступности электронный учебник может оперативнее обновляться и издаваться. Электронный учебник легко адаптировать под профиль вуза или специальности, под особенности аудитории. Электронный учебник предполагает широкое использование различных способов наглядности и доступности динамичного изложения и поэтому содержание легче усваивается и прочнее запоминается учащимися. Все это делает электронный учебник максимально эффективным и демократичным.
Можно выделить следующие возможные основные виды электронного учебника:
На основе архивированных файлов по типу электронных библиотек.
Аудио-книга.
Через гипертекстовые ссылки в формате HTML.
Исполняемого мультимедийного файла с комплексным оснащением.
Как представляется, всем потенциальным возможностям электронного учебника в наибольшей мере соответствует последний вариант. Только он сочетает информационную насыщенность с максимальной наглядностью, доступность изготовления и мультимедийные средства для установления диалога со студентами. Все остальные варианты отличаются односторонностью и слабыми диалогическими возможностями.
Процесс создания электронных вариантов учебников еще окончательно не устоялся. Однако, тенденции развития последних нескольких лет уже позволяют прийти к определенным рекомендациям. Как известно из практики, электронный учебник не должен повторять свои печатные аналоги. Уникальность электронного учебника в том, что он может опираться одновременно на рисунки и схемы, аудио-и видео-иллюстрации. С самого начала следует разработать определенный стандарт электронного учебника. Этот стандарт обязан быть емким и гибким, пригодным для всех учебных курсов и специальностей. Соответственно, необходим определенный ассортимент, стандарт перечня базовых компонентов, содержащий обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение материала, основную и дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником, а также необходимые иллюстрации, рисунки и схемы.
Таким образом, использование различных мультимедийных возможностей позволит наглядно и динамично отразить определенные процессы, осуществить анимационное моделирование, контекстные подсказки, заложить сценарий самостоятельной работы студента. К сожалению, это не решает проблему обратной связи студента с преподавателем, однако подобный технологический подход способен упростить задачу самостоятельного усвоения минимума знаний.
Разработка электронного учебника – длительный процесс, требующий, по большому счету, профессиональных совместных усилий нескольких авторов на основе сочетания литературных способностей, умения компьютерного программирования, дизайнерского таланта. Например, 2D или 3D-анимация, видеомонтаж или дикторское озвучивание, как и многие другие вопросы, требуют специфических знаний и умений. Прежде всего необходимо определить программу на основе которой должна осуществляться разработка проекта. Таковой стала программа Help & Manual, которая позволяет без лишних манипуляций сосредоточиться на проектировании и создании руководства.
Рекомендации по разработке электронного учебника
Основные этапы разработки электронного учебника
Выбор источников
Разработка оглавления и перечня понятий
Переработка текстов в модули по разделам
Реализация гипертекста в электронной форме
Разработка компьютерной поддержки
Отбор материала для мультимедийного воплощения
Разработка звукового сопровождения
Реализация звукового сопровождения
Подготовка материала для визуализации
Визуализация материала
А теперь подробнее:
1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые:
наиболее полно соответствуют стандартной программе,
лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
содержат большое количество примеров и задач,
имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.
3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.
5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.
Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.
6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.
Список литературы:
https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4157
https://urok.1sept.ru/articles/526252