СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмическая конструкция следование.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмическая конструкция следование.»

Тема: Понятие алгоритма. Алгоритмическая конструкция: следование.

Цели:

Общая общеобразовательная цель: формирование учебно-познавательной и алгоритмической деятельности.

Частные образовательные цели:

учащийся должен знать:

понятие алгоритма, исполнителя, систему команд исполнителя, свойства алгоритма;

учащийся должен уметь:

анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств как дискретность, понятность, результативность, определенность, массовость, формальность;

понимать термины «исполнитель», система команд исполнителя, «среда исполнителя»;

учащийся должен применять: свойства алгоритма для решения примеров и задач;

Развивающие цели: развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.

Воспитательные цели: воспитать уважение друг к другу, умение слушать, аргументировать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока

  1. Первая тридцатка. Понятие алгоритма

        1. Организационный (Приветствие и проверка отсутствующих). Ознакомить с критерием оценивания, раздать оценочные листы.

        2. Актуализация знаний

2.1. Тема нашего урока зашифрована в ребусе (Слайд 1).

Запись темы урока «Понятие алгоритма. Алгоритмическая конструкция: следование» (Слайд 2)

Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомится с историей возникновения данного понятия, его свойствами, видами алгоритмов и формами, с помощью которых можно записать тот или иной алгоритм, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.

        1. Проверка домашнего задания. Вам было дано задания на дом подготовить сообщение на тему: «История возникновения понятия алгоритм». Кто хочет выступить? Выступление учеников. (Слайд 3).

        2. Изучение нового материала.

Изложение нового материала в сопровождении презентации.

Слайд 4.

Каждому из нас так или иначе в жизни приходится встречаться с решением различных задач

Как только эти задачи встают перед нами мы сразу же стараемся найти какое – либо решение и составляем план действий для себя

Рассмотрим ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением?

Слайды 5-8. Видео клип. Формирование понятие алгоритма и его исполнителя.

Слайд 9. Ребята вы посмотрели видео клип. Ответьте теперь на вопрос: Что такое алгоритм?

Слайд 10. По каким признакам отличить алгоритм? Понятность, однозначность, точность указаний, результативность.

Свойства алгоритмов:

  1. Дискретность

  2. Понятность

  3. Результативность

  4. Определенность

  5. Массовость.

  6. Формальность

Слайд 11-13. Работа с учебником. Используя учебник (§2.1.3 «Свойства алгоритма», с.51), найдите ответы на следующие вопросы с последующей взаимопроверкой:

  1. Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?

  2. Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое число шагов?

  3. Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия?

  4. Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные шаги?

  5. Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определен вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?

Слайд 14. Проверка домашнего задания.

Из перечисленного выберите то, что может являться алгоритмом для выполнения. Вам было задано домашнее задание: написать рецепт (алгоритм) приготовления блюда. Ответы учеников.

Слайд 15-19. Способы записи алгоритмов

Слайд 20-23. Объекты алгоритмов.

Задать конкретное значение величины можно с помощью команды присваивания

        1. Физкультминутка.

Слайд 24-29

        1. Закрепление знаний.

Тест на компьютере.

  1. Вторая тридцатка. Исполнители алгоритмов.

        1. Актуализация знаний. На предыдущем модуле мы познакомились с понятием алгоритма, его свойствами, объектами, формами записи, исполнителем алгоритма.

Является ли алгоритмом

- расписание уроков?

-описание приготовления салата?

-схема метрополитена?

-описание внесения денег на счет телефона?

- список класса?

        1. Изучение нового материала. Понятие исполнителя

Слайд 31

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. Приведите примеры.







Круг решаемых задач

Среда исполнителя

СКИ

Режимы работы

Обстановка, в которой действует исполнитель, называется средой исполнителя. Множество команд, которое может выполнить данный исполнитель, называется  системой команд исполнителя. Алгоритм может включать только команды, входящие в эту систему команд.

Слайд 33. Универсальным исполнителем алгоритма может быть компьютер.

Компьютер – формальный исполнитель алгоритмов. Он управляется программами, иначе говоря, алгоритмами, написанными на специальном языке, который понятен для него. Чтобы разработать алгоритм и запустить его на выполнение необходимо знать этот язык т.е. систему команд исполнителя.

Сегодня на уроке мы будем разрабатывать алгоритмы в программой среде трех исполнителей Робота, Чертежника и Конструктора алгоритмов. Скажите можем ли мы это сделать прямо сейчас (на данном этапе урока)? Почему? Не можем, так не знаем команды этих исполнителей.

Я предлагаю вам решить эту проблему: исследовать среду программирования этих исполнителей.

        1. Исследовательская работа на компьютере

Слайд 34

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание. После выполнение отчет групп.

На рабочем столе компьютера создана папка «Источники информации», материалы которой нужно использовать при изучении темы.

С начала ученики изучают предложенные материалы, а потом запускают программу и пробуют применить полученные знания на практике.

Задание для групп.

Первая группа. Изучение среды программирования «Конструктор алгоритмов».

Вторая группа. Изучение среды программирования Кумир исполнитель Чертежник.

Третья группа. Изучение среды программирования Кумир исполнитель Робот.

Каждая группа получает план, по которому ученики исследуют программную среду исполнителя.

План исследования для группы 1

  1. Открыть программу Конструктор алгоритмов

  2. Ознакомиться с интерфейсом программы

  3. Изучить систему команд

  4. Назвать режимы работы

  5. Указать круг решаемых задач

  6. Демонстрация работы исполнителя на примере.

План исследования для группы 2 (3)

  1. Открыть программу Кумир

  2. Ознакомиться с интерфейсом программы

  3. Запустить исполнителя Чертежник (Робот).

  4. Изучить систему команд исполнителя

  5. Назвать режимы работы

  6. Указать круг решаемых задач

  7. Демонстрация работы исполнителя на примере.


Инструктаж по ТБ

Дети если вы чувствуете начальные признаки усталости при работе с компьютером можно выполнять индивидуальные физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления. Упражнения для глаз , кистей рук и мышц плечевого пояса.

        1. Отчет групп. По очереди группы выходят к доске и рассказывают о среде программирования, системе команд каждого исполнителя и демонстрируют пример работы исполнителя на конкретных примерах. Остальные дети делают записи в тетради.

В какой последовательности идут команды в ваших алгоритмах? Последовательно друг за другом.

        1. Выставление оценок Руководители групп выставляют оценки, комментируя их.




ІІІ. Третья тридцатка. Конструирование линейных алгоритмов.

На предыдущей тридцатки мы познакомились со средой программирования исполнителей Кумир и Конструктором алгоритмов. На этом модуле мы с вами на практике применим полученные знания при конструирование линейных алгоритмов.

        1. Изучение нового материала

Слайд 34

Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий.

Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными алгоритмами.

Слайд 35

Рассмотрим пример линейного алгоритма. Какого блока не хватает в примере? Блока описания переменных.

Приведите примеры линейных алгоритмов.

        1. Практическое задание на компьютере

Инструктаж по ТБ

Ребята если вы чувствуете начальные признаки усталости при работе с компьютером можно выполнять индивидуальные физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления. Упражнения для глаз , кистей рук и мышц плечевого пояса.

Слайд 36

1. Составьте алгоритм рисования фигуры изображённой на рисунке 1, используя Чертежник так, чтобы в процессе рисования перо не отрываясь от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.

2. Составить алгоритм рисования домика использую Робота, изображенного на рисунке 2

3 . Составить блок схему нахождения площади заштрихованной фигуры рисунок 3








Рис. 1 Рис. 2 Рис.3

Домашнее задание выучить § 2.1, 2.2.1; Ответить на вопросы с. 91 № 1-3

Выполнить с.92 № 4

        1. Итог урока. Собираю оценочные листы. Выставление оценок.

        2. Рефлексия.

Сегодня на уроке мне понравилось …

Сегодня на уроке для меня было трудным …

Сегодня на уроке мне было интересно …

Сегодня на уроке мне запомнилось …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!