СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмический подход к написанию учебно-исследовательских и проектных работ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательские и проектные работы- важная часть обучения. В презентации начинающие педагоги найдут руководство к действию...

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмический подход к написанию учебно-исследовательских и проектных работ.»

Алгоритмический подход к написанию учебно-исследовательских и проектных работ.

Алгоритмический подход

к написанию учебно-исследовательских и проектных работ.

Проект или исследование? Есть ли разница???      Исследование  (буквально «следование изнутри») Проект  (от  лат.   projectus  —  брошенный вперёд )  — замысел (идея, образ), воплощённый в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.  в широком смысле — поиск новых знаний, установление фактов. В более узком смысле   исследование  — это процесс изучения чего-либо.   Проект  - завершается созданием продукта Исследование  - «завершается» получением нового знания (!!! учащимся, студентом, ученым)

Проект или исследование?

Есть ли разница???

Исследование  (буквально «следование изнутри»)

Проект  (от  лат.   projectus  —  брошенный вперёд )

 — замысел (идея, образ), воплощённый в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

в широком смысле — поиск новых знаний, установление фактов.

В более узком смысле   исследование  — это процесс изучения чего-либо.

Проект  - завершается созданием продукта

Исследование  - «завершается» получением нового знания

(!!! учащимся, студентом, ученым)

Отличия, вытекающие из терминов  Прое́кт   всегда завершается созданием продукта Проект всегда направлен на создание чего-то нового по строго определенному плану, т.е. группа, работающая над проектом, всегда знает, что она конкретно хочет получить.  Иссле́дование   завершается получением нового знания Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта,   - это поиск истины или неизвестного. !!! Важно в случае реализации проекта в качестве одного из средств может выступать исследование, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проект.

Отличия, вытекающие из терминов

  • Прое́кт  

всегда завершается созданием продукта

Проект всегда направлен на создание чего-то нового по строго определенному плану, т.е. группа, работающая над проектом, всегда знает, что она конкретно хочет получить.

  • Иссле́дование  

завершается получением нового знания

Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта,  

- это поиск истины или неизвестного.

!!! Важно

в случае реализации проекта в качестве одного из средств может выступать исследование,

в случае проведения исследования – одним их средств может быть проект.

Этапы работы. Подготовительный этап  1.1 Выбор темы Новизна (наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных по изучаемому вопросу) Актуальность исследований (работа должна быть нужной, то есть востребованной). Практическая значимость исследований (результаты работы должны быть интересны не только автору (к примеру, для галочки в «портфолио»), но и еще какому-то кругу людей или специалистам)

Этапы работы.

  • Подготовительный этап

1.1 Выбор темы

  • Новизна (наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных по изучаемому вопросу)
  • Актуальность исследований (работа должна быть нужной, то есть востребованной).
  • Практическая значимость исследований (результаты работы должны быть интересны не только автору (к примеру, для галочки в «портфолио»), но и еще какому-то кругу людей или специалистам)
Этапы работы. Подготовительный этап  1.2. Формулировка цели и задач исследований Цель: конкретная, чётко сформулирована , ясно выделен вопрос, на который автор хочет получить ответ «-» наблюдать за водными позвоночными «+» выяснить какие виды водных ракообразных и моллюсков водится в пруду

Этапы работы.

  • Подготовительный этап

1.2. Формулировка цели и задач исследований

  • Цель: конкретная, чётко сформулирована , ясно выделен вопрос, на который автор хочет получить ответ

«-» наблюдать за водными позвоночными

«+» выяснить какие виды водных ракообразных и моллюсков водится в пруду

Этапы работы. Подготовительный этап 1.2. Формулировка цели и задач исследований  Задачи исследования раскрывают конкретные пути реализации научного замысла (условия, при которых будет достигнута цель)  Цель – выявить вкусовые предпочтения рыжих лесных муравьёв. Задачи:  получить теоретические сведения о рыжих муравьях  исследовать состав муравейника и пути следования муравьёв на предмет их пищевых предпочтений в ближайшем лесу  выявить вкусовые предпочтения муравьев из предложенного меню

Этапы работы.

  • Подготовительный этап

1.2. Формулировка цели и задач исследований

  • Задачи исследования раскрывают конкретные пути реализации научного замысла (условия, при которых будет достигнута цель)

Цель – выявить вкусовые предпочтения рыжих лесных муравьёв.

Задачи:

  • получить теоретические сведения о рыжих муравьях
  • исследовать состав муравейника и пути следования муравьёв на предмет их пищевых предпочтений в ближайшем лесу
  • выявить вкусовые предпочтения муравьев из предложенного меню
Этапы работы. Подготовительный этап 1.3.Сбор фактов,относящихся к теме исследования Факты могут быть взяты из опубликованной литературы, из электронных источников информации, а также включать непосредственные наблюдения в природе или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях. ВАЖНО!!! наблюдения или опыты, результаты которых не занесены на бумагу, не существует!!! Записи наблюдений в журналах или дневниках наблюдений Документация вещественными образцами (гербарии, коллекции, фото- и видеоизображения) Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного их толкования.

Этапы работы.

  • Подготовительный этап

1.3.Сбор фактов,относящихся к теме исследования

Факты могут быть взяты из опубликованной литературы, из электронных источников информации, а также включать непосредственные наблюдения в природе или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях. ВАЖНО!!! наблюдения или опыты, результаты которых не занесены на бумагу, не существует!!!

  • Записи наблюдений в журналах или дневниках наблюдений
  • Документация вещественными образцами (гербарии, коллекции, фото- и видеоизображения)
  • Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного их толкования.
Этапы работы. Подготовительный этап 1.3.Сбор материала и принципы работы с ним Основной метод – сравнение наблюдений, опытов и экспериментов Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведённых в разных местах в разные сезоны Таблицы, диаграммы и графики – только материал для размышлений Полученные результаты можно сравнивать с данными, содержащимися в литературе по данной теме Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, - это выводы.

Этапы работы.

  • Подготовительный этап

1.3.Сбор материала и принципы работы с ним

Основной метод – сравнение наблюдений, опытов и экспериментов

Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведённых в разных местах в разные сезоны

Таблицы, диаграммы и графики – только материал для размышлений

Полученные результаты можно сравнивать с данными, содержащимися в литературе по данной теме

Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, - это выводы.

Исследования, проводимые в природе (наблюдения и сбор коллекций) Сходных наблюдений должно быть несколько Этапы работы. Подготовительный этап 1.3.Выбор методики исследования (зависит от цели и предмета исследования) Эксперимент Опыт заранее планируется. Любой опыт нуждается в контроле и повторностях

Исследования, проводимые в природе (наблюдения и сбор коллекций)

Сходных наблюдений должно быть несколько

Этапы работы.

  • Подготовительный этап

1.3.Выбор методики исследования (зависит от цели и предмета исследования)

Эксперимент

Опыт заранее планируется. Любой опыт нуждается в контроле и повторностях

Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.1. Структура работы Титульный лист Оглавление Введение 1. Обзор литературы 2. Экспериментальная часть 2.1. Место и условия проведения работы 2.2. Методика проведения работы (исследований) 2.3. Ход выполнения работы (по этапам) 3. Результаты исследований и их обсуждение Заключение Выводы и предложения Библиографический список Приложение

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.1. Структура работы

Титульный лист

Оглавление

Введение

1. Обзор литературы

2. Экспериментальная часть

2.1. Место и условия проведения работы

2.2. Методика проведения работы (исследований)

2.3. Ход выполнения работы (по этапам)

3. Результаты исследований и их обсуждение

Заключение

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложение

Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.2. Введение (почему, зачем выполняется данная работа, какая в ней надобность) Ставится проблема Определяется актуальность темы исследования и новизна решения проблемы Указывается цель работы Обозначаются пути её достижения (задачи) Указывается год и место проведения работы

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.2. Введение (почему, зачем выполняется данная работа, какая в ней надобность)

  • Ставится проблема
  • Определяется актуальность темы исследования и новизна решения проблемы
  • Указывается цель работы
  • Обозначаются пути её достижения (задачи)
  • Указывается год и место проведения работы
Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.3. Обзор литературы (знакомит с работами, выполненными по той же теме) Сведения должны быть изложены словами автора конкурсной работы. Если приводятся цитаты, то их необходимо брать в кавычки Представленные материалы должны содержать ссылки на использованные источники (инициалы и фамилия автора и год издания)

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.3. Обзор литературы (знакомит с работами, выполненными по той же теме)

  • Сведения должны быть изложены словами автора конкурсной работы.
  • Если приводятся цитаты, то их необходимо брать в кавычки
  • Представленные материалы должны содержать ссылки на использованные источники

(инициалы и фамилия автора и год издания)

Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.4. Экспериментальная часть (базовая основа работы) Место, условия, сроки проведения работы Методика проведения работы (определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, оценка и т.п.) Ход выполнения работы (этапы проведения исследований)

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.4. Экспериментальная часть (базовая основа работы)

Место, условия, сроки проведения работы

Методика проведения работы (определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, оценка и т.п.)

Ход выполнения работы (этапы проведения исследований)

Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.5. Результаты исследований (изложение наблюдений, результатов опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение) Самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных – таблицы, графики и диаграммы, которые являются материалом для описаний, размышлений, сравнений. (Как видно из данных, представленных в табл. 1…)

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.5. Результаты исследований (изложение наблюдений, результатов опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение)

Самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных – таблицы, графики и диаграммы, которые являются материалом для описаний, размышлений, сравнений.

(Как видно из данных, представленных в табл. 1…)

Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.6. Заключение (представляет выжимку в виде тезисов о проделанной работе) 2.7. Выводы и предложения (тесно сопоставимы с задачами, обозначенными во введении) Количество выводов = количество задач Наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы (достигнута ли цель и насколько, если побочные результаты, что нового удалось достичь, возможные перспективы своего исследования) Заключение и выводы можно объединить  в один раздел!

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.6. Заключение (представляет выжимку в виде тезисов о проделанной работе)

2.7. Выводы и предложения (тесно сопоставимы с задачами, обозначенными во введении)

  • Количество выводов = количество задач
  • Наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы (достигнута ли цель и насколько, если побочные результаты, что нового удалось достичь, возможные перспективы своего исследования)
  • Заключение и выводы можно объединить

в один раздел!

Этапы работы. 2. Основные разделы письменной работы 2.8. Библиографический список ( должно соответствовать государственному стандарту на библиографическое описание: ГОСТ Р 7.0.5-2008  ) Список составляется в алфавитном порядке. Работы отечественных авторов. Работы зарубежных авторов. Интернет-источники. 2.9. Приложение (иллюстрации, фотографии, копии документов, интервью, переписка, таблицы, графики, карты, диаграммы и т.п.)  Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с тематическим заголовком и номером .

Этапы работы.

2. Основные разделы письменной работы

2.8. Библиографический список ( должно соответствовать государственному стандарту на библиографическое описание: ГОСТ Р 7.0.5-2008 )

  • Список составляется в алфавитном порядке.
  • Работы отечественных авторов.
  • Работы зарубежных авторов.
  • Интернет-источники.

2.9. Приложение (иллюстрации, фотографии, копии документов, интервью, переписка, таблицы, графики, карты, диаграммы и т.п.)

Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с тематическим заголовком и номером .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!