Алгоритмический подход
к написанию учебно-исследовательских и проектных работ.
Проект или исследование?
Есть ли разница???
Исследование (буквально «следование изнутри»)
Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд )
— замысел (идея, образ), воплощённый в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
в широком смысле — поиск новых знаний, установление фактов.
В более узком смысле исследование — это процесс изучения чего-либо.
Проект - завершается созданием продукта
Исследование - «завершается» получением нового знания
(!!! учащимся, студентом, ученым)
Отличия, вытекающие из терминов
всегда завершается созданием продукта
Проект всегда направлен на создание чего-то нового по строго определенному плану, т.е. группа, работающая над проектом, всегда знает, что она конкретно хочет получить.
завершается получением нового знания
Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта,
- это поиск истины или неизвестного.
!!! Важно
в случае реализации проекта в качестве одного из средств может выступать исследование,
в случае проведения исследования – одним их средств может быть проект.
Этапы работы.
1.1 Выбор темы
- Новизна (наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных по изучаемому вопросу)
- Актуальность исследований (работа должна быть нужной, то есть востребованной).
- Практическая значимость исследований (результаты работы должны быть интересны не только автору (к примеру, для галочки в «портфолио»), но и еще какому-то кругу людей или специалистам)
Этапы работы.
1.2. Формулировка цели и задач исследований
- Цель: конкретная, чётко сформулирована , ясно выделен вопрос, на который автор хочет получить ответ
«-» наблюдать за водными позвоночными
«+» выяснить какие виды водных ракообразных и моллюсков водится в пруду
Этапы работы.
1.2. Формулировка цели и задач исследований
- Задачи исследования раскрывают конкретные пути реализации научного замысла (условия, при которых будет достигнута цель)
Цель – выявить вкусовые предпочтения рыжих лесных муравьёв.
Задачи:
- получить теоретические сведения о рыжих муравьях
- исследовать состав муравейника и пути следования муравьёв на предмет их пищевых предпочтений в ближайшем лесу
- выявить вкусовые предпочтения муравьев из предложенного меню
Этапы работы.
1.3.Сбор фактов,относящихся к теме исследования
Факты могут быть взяты из опубликованной литературы, из электронных источников информации, а также включать непосредственные наблюдения в природе или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях. ВАЖНО!!! наблюдения или опыты, результаты которых не занесены на бумагу, не существует!!!
- Записи наблюдений в журналах или дневниках наблюдений
- Документация вещественными образцами (гербарии, коллекции, фото- и видеоизображения)
- Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного их толкования.
Этапы работы.
1.3.Сбор материала и принципы работы с ним
Основной метод – сравнение наблюдений, опытов и экспериментов
Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведённых в разных местах в разные сезоны
Таблицы, диаграммы и графики – только материал для размышлений
Полученные результаты можно сравнивать с данными, содержащимися в литературе по данной теме
Краткое изложение результатов работы, отвечающие на вопросы задач, - это выводы.
Исследования, проводимые в природе (наблюдения и сбор коллекций)
Сходных наблюдений должно быть несколько
Этапы работы.
1.3.Выбор методики исследования (зависит от цели и предмета исследования)
Эксперимент
Опыт заранее планируется. Любой опыт нуждается в контроле и повторностях
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.1. Структура работы
Титульный лист
Оглавление
Введение
1. Обзор литературы
2. Экспериментальная часть
2.1. Место и условия проведения работы
2.2. Методика проведения работы (исследований)
2.3. Ход выполнения работы (по этапам)
3. Результаты исследований и их обсуждение
Заключение
Выводы и предложения
Библиографический список
Приложение
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.2. Введение (почему, зачем выполняется данная работа, какая в ней надобность)
- Определяется актуальность темы исследования и новизна решения проблемы
- Обозначаются пути её достижения (задачи)
- Указывается год и место проведения работы
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.3. Обзор литературы (знакомит с работами, выполненными по той же теме)
- Сведения должны быть изложены словами автора конкурсной работы.
- Если приводятся цитаты, то их необходимо брать в кавычки
- Представленные материалы должны содержать ссылки на использованные источники
(инициалы и фамилия автора и год издания)
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.4. Экспериментальная часть (базовая основа работы)
Место, условия, сроки проведения работы
Методика проведения работы (определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, оценка и т.п.)
Ход выполнения работы (этапы проведения исследований)
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.5. Результаты исследований (изложение наблюдений, результатов опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение)
Самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных – таблицы, графики и диаграммы, которые являются материалом для описаний, размышлений, сравнений.
(Как видно из данных, представленных в табл. 1…)
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.6. Заключение (представляет выжимку в виде тезисов о проделанной работе)
2.7. Выводы и предложения (тесно сопоставимы с задачами, обозначенными во введении)
- Количество выводов = количество задач
- Наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы (достигнута ли цель и насколько, если побочные результаты, что нового удалось достичь, возможные перспективы своего исследования)
- Заключение и выводы можно объединить
в один раздел!
Этапы работы.
2. Основные разделы письменной работы
2.8. Библиографический список ( должно соответствовать государственному стандарту на библиографическое описание: ГОСТ Р 7.0.5-2008 )
- Список составляется в алфавитном порядке.
- Работы отечественных авторов.
- Работы зарубежных авторов.
- Интернет-источники.
2.9. Приложение (иллюстрации, фотографии, копии документов, интервью, переписка, таблицы, графики, карты, диаграммы и т.п.)
Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с тематическим заголовком и номером .