СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы  учителя на уроках истории, обществознания в 5 – 11 классах, индивидуальных занятиях, при подготовке к олимпиадам, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации.  В нем отражены способы алгоритмизации процесса решения предметных задач для успешного усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№1» г. Воркуты


Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий

Практические рекомендации для работы с информационными ресурсами по общественным дисциплинам

Обобщение опыта работы учителя на уроках истории, обществознания в 5 – 11 классах, индивидуальных занятиях, при подготовке к олимпиадам, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации. В нем отражены способы алгоритмизации процесса решения предметных задач для успешного усвоения учебного материала.


Содержание.




Введение.................................................................................................................. 3

Глава I. Алгоритмы действий

  1. План (простой, сложный, тезисный )......................................................4

  2. Тезисы .......................................................................................................... 5

  3. Конспект...................................................................................................... 6

  4. Работа с историческим документом....................................................... 7

  5. Эссе по обществознанию .......................................................................... 7

  6. Сообщение .................................................................................................. 10

  7. Подготовка видеоряда, презентации ..................................................... 11

  8. Исторический исследовательский проект (олимпиада по истории).. …..12

  9. Нетекстовые источники (график, диаграмма, таблица, историческая карта)... 13

Заключение ............................................................................................................ 14

Список литературы .............................................................................................. 14




























Введение.



В практической деятельности учителю важно создать условия, в которых каждый учащийся, проявив свою познавательную активность, сможет достичь поставленных учебных целей. Критерием успешности достижений является степень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Работа с учебной информацией – основа процесса обучения. В связи с этим, следует обратить внимание на то, как учащиеся работают с информацией, «умеют ли они учиться» и может ли учитель эффективно управлять этой деятельностью для её совершенствования.

Предлагаемое пособие – это обобщение опыта работы учителя на уроках истории, обществознания в 5 – 11 классах, индивидуальных занятиях, при подготовке к олимпиадам, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации. В нем отражены способы алгоритмизации процесса решения предметных задач для успешного усвоения учебного материала.

Цель пособия - систематизировать алгоритмы решения актуальных учебных задач по общественным дисциплинам, чтобы обеспечить педагогическую поддержку работы учащихся.

Пособие решает ряд задач:

  • предоставляет алгоритмы работы с информацией (текст, историческая карта, диаграмма и пр.), что позволяет варьировать учебную деятельность в зависимости от учебной цели и задач;

  • способствует развитию опыта «предметной» деятельности по получению преобразованию и применению предметных знаний и действий с учебным материалом при написании плана, эссе, в проектной деятельности;

  • способствует совершенствованию логических операций при работе учащихся с информацией, развивает, умение управлять своей деятельностью;

  • способствует развитию умения правильно оценивать свои действия и корректировать их, определять границы своих знаний;

  • позволяет учителю продуктивно управлять познавательной деятельностью учащихся, адресно корректировать ее;

  • способствует повышению качества знаний учащихся.

Анализ деятельности учащихся с использованием алгоритмизации позволяет сделать вывод о том, что обеспечивается развитие всего комплекса универсальных учебных действий. Меняется атмосфера на уроке: снижается тревожность и напряжение, повышается мотивация, потому что учащийся понимает, что и как он должен сделать, чтобы результат был положительным. В процессе усвоения способов деятельности по алгоритму учащиеся могут выйти на новый уровень – создавать собственные алгоритмы, что особенно важно для развития личностных универсальных учебных действий и может рассматриваться, как одна из целей алгоритмизации.

Предложенный в пособии набор алгоритмов можно применять независимо от метода и технологии обучения, стиля педагогического взаимодействия, который практикует учитель. Следует отметить, что алгоритмы не являются неизменными. Эффективность обучения напрямую связана с качеством предписаний, поэтому их корректировка неизбежна.
























Глава I. Алгоритмы действий.

  1. Как составить план текста.

План – это последовательность расположения основных частей текста. Он помогает понять и систематизировать прочитанное, выбрать главное. Умение составить план необходимо не только при выполнении заданий на уроке или дома. Любая работа: составление сообщения, доклада, реферата, эссе начинается с составления плана. Умение составить план востребовано на итоговой аттестации. Планы бывают простые, сложные, тезисные. Простой план – основа для составления сложного.

Алгоритм составления простого плана.

1. Внимательно прочитай и осмысли текст, выясни значение новых слов, терминов, выражений, объясни своими словами непонятные мысли автора.

2. Выдели в тексте части – логически законченные фрагменты, в которых описаны главные (существенные) признаки изучаемого явления (ориентируйся на разделы параграфа, шрифтовые выделения основного материала).

3. Сформулируй название выделенных тобой частей и запиши их. В названиях используй термины, понятия, которые содержит текст. Это пункты плана, их принято нумеровать арабскими цифрами.

Алгоритм составления сложного плана.

1. Внимательно прочитай и осмысли текст, выясни значение новых слов, терминов, выражений, объясни своими словами непонятные мысли автора.

  1. Выдели в тексте части о главных (существенных) признаках данного явления. Озаглавь их. (Получится простой план)

  2. В частях выдели положения, уточняющие главное. Озаглавь их. Это подпункты плана.

  3. Названия пунктов в сложном плане нумеруют арабскими цифрами, подпункты, уточняющие главное, нумеруют буквами.


Образцы записи простого (1) и сложного (2) планов.

Развитие образования в XVII веке.

План. (1)

  1. Рост потребности в образованных людях.

  2. Низкий уровень грамотности.

  3. Домашнее образование детей богатых людей.

  4. Образование простых людей.


Развитие образования в XVII веке.

План. (2)

    1. Рост потребности в образованных людях.

    2. Уровень грамотности различных слоев населения:

а) дворяне, посадские люди, священники – высокий уровень;

б) крестьяне, женщины всех сословий – низкий уровень;

    1. Организация обучения:

а) домашнее обучение;

б) церковные школы;

в) учителя.



  1. Как составить тезисы текста.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, или одну из основных мыслей учебного текста, рассказа учителя, лекции или твоей творческой работы. Тезис требует краткости и четкости формулировки записи.

Алгоритм составления тезисов

1. Прочитай внимательно текст, обрати внимание на шрифтовые выделения основного материала.

2. Разбей текст на смысловые части, выдели их в тексте карандашом или составь в черновике простой план.

3. Определи главную мысль каждой части (можно подчёркиванием ключевых слов).

4.Осмысли суть выделенного тобой текста, сформулируй эту мысль своими словами или найди подходящую формулировку в тексте. Сохраняй ту информацию, которая содержится в шрифтовых выделениях!

5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику изучаемого явления, кроме того, получился тезисный план.

6. Отделяй строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ними.

Образец записи тезисов (тезисного плана)

Развитие образования в XVII веке.

Тезисы.

  1. Потребность в образованных людях возрастает в связи с окончанием Смуты и активным развитием хозяйства страны.

  2. Уровень грамотности различается в зависимости от социального положения: высокий уровень грамотности отмечается среди дворян, священников, посадских людей, занимающихся торговлей и ремеслом; низкий уровень грамотности отмечается среди крестьян и женщин всех сословий.


  1. Как составить конспект.

Составление конспекта – это умение кратко изложить содержание книжного текста, учебного занятия. В конспект вносят основные положения, подтверждённые существенными фактами, цифрами, именами деятелей и пр. Конспект полезен, если с ним работают и на занятии и дома, дополняя, уточняя материал учебного занятия из дополнительных источников. Технологию составления конспекта можно представить как умение составить план, а затем объяснить положения плана существенными дополнениями. Есть разные способы конспектирования:

  1. Подробное конспектирование всего содержания учебного текста;

  2. Внесение в конспект только существенных положений, выводов, фактов;

  3. Внесение в конспект ваших мыслей, возникших в результате изучения материала.

Вы можете выбрать любой способ, но следует помнить требования к хорошему конспекту:

  1. Законспектированный материал понятен, в нём нет противоречий, неопределённости положений,

  2. Конспект – это запись главного, дословное переписывание источника не является конспектом;

  3. Конспект легко читается, вы можете легко расшифровать сокращения, условные знаки и пр.;

  4. Выработайте свою систему условных обозначений и сокращений слов и знаков, что облегчит работу над конспектом.

Алгоритм составления конспекта.

1. Конспект составляется в тетради, обязательны поля: стандартные или широкие. На основной части страницы указывают тему, название частей, пишут текст конспекта. На полях делают заметки: например, значки n/b – лат. («заметь хорошо»), записывают пункты плана, дополнения и уточнения при последующем изучении темы, номера страниц учебника, и пр.

2. Конспектируют по плану. Для этого надо внимательно прочитать текст и составить простой план, ориентируясь на шрифтовые выделения, пункты параграфа, план лекции учителя. Пункты плана вносят в конспект, выделяют другим цветом.

3. Вторичное чтение текста сочетают с ведением конспекта. Запись должна раскрывать главную мысль и соответствовать пунктам плана. Прочитанное формулируют своими словами и записывают. Каждую новую мысль записывают с абзаца.

4. Положения конспекта подтверждают цитатами (дословные выписки из текста), они должны быть краткими и точными, т.е. соответствовать основной мысли.

5. Конспект должен быть аккуратным. Ускорить конспектирование поможет система условных знаков, её составляют индивидуально.

6. При конспектировании можно использовать пасты разного цвета для выделения дат, имен, названий, терминов. Однако не следует превращать конспект в рисунок.

7. По окончании работы еще раз прочитай конспект, доработай его.


  1. Как работать с историческим документом.

Умение анализировать письменные источники – базовое для будущего историка или обществоведа. Поэтому на предметных олимпиадах, марафонах, на ЕГЭ большое количество заданий направлено на определение уровня развития этой компетенции учащихся. Именно на уроках формируется определённый набор способов деятельности, который позволяет хорошо выполнять подобные задания.

Алгоритм работы с историческим документом.

1. Беглое чтение. Необходимо бегло прочитать источник и вопросы к нему, чтобы получить понятие о содержании материала.

2. Работа с вопросами к источнику. Внимательно читая вопрос, необходимо определить суть проблемы, которую необходимо разрешить.

3. Работа с текстом источника. Внимательно читая источник, необходимо искать ответы на вопросы, отметить их карандашом.

4. Формулировка ответа. Начать ответ можно, перефразировав вопрос как повествовательное предложение. Ответ формулируем своими словами, затем подтверждаем цитатой из текста. Цитата должна быть краткой и точно подтверждать ваше умозаключение.

  1. Как написать домашнее эссе.

Эссе - очерк, трактующий какие-либо проблемы в свободной, а не в научно-систематизированной форме. Это означает, что автор эссе передаёт своё мнение по поводу указанной в теме очерка проблеме. Однако при оценивании эссе существуют определённые критерии, которые необходимо знать и, опираясь на них, следует развивать свои творческие способности. Вы научитесь писать эссе, при условии, что будете делать это часто и тщательно.

Рекомендуемая структура эссе.

1. Интерпретация высказывания автора: до 20% работы.

2. Ваше суждение о высказывании автора (тезис).

3. Два - три аргументированных положения, доказывающих или опровергающих тезис, выражающих ваше суждение и имеющих в своей основе научный подход: до 60%

4. Вывод, содержащий ваше окончательное умозаключение: до 20%

Требования, предъявляемые к эссе (ориентированы для ЕГЭ).

Первый этап работы – это изучение критериев оценивания эссе на ЕГЭ. Они прорабатываются коллективно, комментируются учителем. Первый опыт написания эссе также коллективный. Следует выбрать понятную всем тему и отрабатывать каждый критерий при совместном написании.

1. Эссе не должно содержать ничего лишнего и восприниматься как единое целое, его идея должна быть ясной и понятной. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

2. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре и содержать: интерпретацию темы, позицию автора эссе, аргументацию представленной позиции и вывод.

3.Эссе должно демонстрировать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи, для этого перед работой следует внимательно изучить материал темы.

4.Эссе должно содержать не только теоретические положения, но и фактический материал: примеры из литературных произведений, события политической и социальной жизни, собственного опыта.

Алгоритм работы над эссе.

1.Внимательно прочтите тему или высказывание, предложенное для написания эссе, определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза: скажите то же самое, но своими словами.

2.Определите и запишите на черновике термины и понятия, которые необходимо использовать для интерпретации высказывания автора (раскрытия сути затронутой проблемы), а также для представления собственной позиции.

3.Ещё раз прочитайте высказывание (тему), подумайте, согласны ли вы с тем, что сказано. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

4.Для каждого аргумента подберите соответствующий фактический материал: примеры из истории, литературы, событий современной жизни, личного опыта.

5.Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. Приступайте к написанию.

6.(для эссе на олимпиаде по обществознанию) Придумайте вступление к рассуждению, в нем можно написать: почему вы выбрали это высказывание. Затем объясните, какую проблему затронул автор, в чём её суть, изложите свою точку зрения .

7. Доказывая своё мнение, можно использовать так называемую ПОПС-формулу:

ПОЛОЖЕНИЕ (утверждение) – Я думаю, что…..

ОБЪЯСНЕНИЕ - Потому что…

ПРИМЕР - Например,….

СУЖДЕНИЕ (итог) – Таким образом……

8.Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

9.Прочитайте ещё раз своё сочинение. Обратите внимание на возможные недочёты: противоречия в тезисах и примерах, соответствие примера тезису, корректность приведённых примеров, соответствие вывода написанному ранее, стиль, использование терминов.

10.Хорошее эссе требует кропотливой работы: многократного прочтения и уточнения формулировок ваших мыслей. Важно помнить, что без знания теоретического материала хорошее эссе не получится.

Примеры речевых оборотов:

Введение:

1.Автор высказывания……….. обратил внимание на проблему………

2. Автор в своём высказывании обращает внимание на актуальную в …………. проблему……

3. Проблема………… нашла яркое отражение в высказывании……..

Собственная позиция:

1. Я думаю, что автор...,

2. Я придерживаюсь мнения автора высказывания....,

3. Я не могу полностью согласиться с автором и думаю, что ....

Вывод:

  1. Подводя итог размышлениям о……., необходимо выделить следующие моменты….

  2. Таким образом, соглашаясь/ полемизируя с автором высказывания, следует сделать вывод, что……..

  3. Я могу / не могу согласиться с автором высказывания, потому что...

  1. Как подготовить сообщение.

Сообщение (доклад) – это публичное изложение актуальных вопросов определенной темы. Сообщение отличается краткостью и сжатостью изложения, цель – дать информацию о чем-то. В докладе изложение материала развернутое. Актуальность умения составлять сообщение или доклад связана с тем, что это форма индивидуальной работы учащихся при подготовке к уроку, а также форма защиты собственной исследовательской работы, проекта на устном туре заключительного этапа Всероссийской олимпиады по истории, на научно – практических конференциях и пр.

По назначению сообщения (доклады) бывают:

  • Информативные – направлены на углубление и дополнение учебного материала, новые фактические сведения излагаются с элементами анализа.

  • Исследовательские - излагают результаты собственной исследовательской работы.

  • Проблемно-дискуссионные - предполагают изложение разных точек зрения на событие и обоснование своего мнения, возможную дискуссию со слушателями.

Рекомендуемая структура сообщения (доклада).

1.Вводная часть содержит указание цели, основной идеи, задач доклада, определяются спорные позиции.

2.Основная часть содержит материал: описание события, изложение новых фактов, разных мнений, точек зрения и пр. Важно расположить материал так, чтобы сообщение (доклад) было интересным для слушателей. Положительным моментом является наличие видеоряда.

3.Заключение должно содержать выводы, собственное мнение и его обоснование, оценки учёных.

Алгоритм работы над сообщением.

1. Определяя тему сообщения (доклада), обратите внимание на то, чтобы она была интересной, отражала необычный аспект учебного материала. Это необходимо обсудить с учителем, одноклассниками. Также важно определиться с временным форматом выступления, на уроке рекомендуемое время до 5 минут, формат времени для конкурса определяется его Положением.

2. Исходя из темы, формулируется основная идея - о чем сообщение (доклад), именно этой идее будет посвящена работа.

3. Источниками информации по избранной теме могут быть электронные образовательные программы, например, «Кирилл и Мефодий», материалы образовательных Интернет-сайтов, учебники, словари, энциклопедии, собственная исследовательская работа. Чтобы выбрать наиболее содержательные материалы, необходимо, как минимум, бегло просмотреть избранное, возможно обсуждение с учителем.

4. Имея представление о материале, составляют план сообщения (доклада). Согласно пунктам плана работают с источниками информации, делают записи. Можно предварительно составить тезисы по пунктам плана, а затем развивать их, не упуская основной идеи работы.

5. Создание собственного текста работы требует неоднократного прочтения и доработки записей, уточнения пунктов плана. Обращают внимание на корректность и точность формулировок, логичность изложения. Важно помнить: что хорошо записано – не всегда хорошо звучит в устной речи. Оформляют работу в электронном виде, используя текстовые редакторы: OpenOffice.org Writer или Word..

6.По окончании работы текст читают несколько раз, чтобы хорошо его знать. Если это сообщение (доклад) подготовлены для представления собственной исследовательской работы на конкурс, не следует особо строго соблюдать временной формат выступления и создать видеоряд или презентацию.

Несколько советов при подготовке выступления:

1. Выступающий должен хорошо знать текст сообщения (доклада), а не монотонно читать его с листа. Уметь перестраиваться по ходу сообщения (доклада), отвечать на возможные вопросы, участвовать в дискуссии.

2. Сообщение (доклад) хорошо сопровождать презентациями или видеорядом с картами, схемами, иллюстрациями и пр.

3.Сообщение (доклад) – это устное изложение. Поэтому то, что красиво написано, не всегда красиво звучит. Например, оборот «сказано выше» лучше не использовать.

4. Быстро хорошее сообщение (доклад) не подготовить!


  1. Подготовка видеоряда, презентации.

Видеоряд – это подобранные по теме сообщения (доклада) иллюстрации, исторические карты, схемы и пр. Он позволяет привлечь интернетресурсы для создания более глубокого представление об излагаемой проблеме. Основной при использовании видеоряда остаётся речевая информация.

Мультимедийная презентация — это информационное общественное представление чего-либо в удобной для получателя форме: видеоряд, текст, звук и пр. Речевая информация (сообщение) используется как дополнительный комментарий к той информации, которая на слайде.


Алгоритм работы.

1. Для составления мультимедийных средств передачи информации следует овладеть умениями работы в программе OpenOffice.org Impress или Microsoft Office PowerPoint.

1.Работа с текстом сообщения (доклада) направлена на определение ключевых позиций, которые должен отразить ваш мультимедийный продукт. В Презентации необходимо указать тему, цель, задачи сообщения (доклада). Не злоупотребляйте текстовой информацией на слайдах!

2. При подборе видеоматериала к основной части работы не забывайте об основной идее сообщения (доклада). Ваша презентация призвана соорганизовать различные информационные ресурсы: текст, видео, чтобы создать наиболее полную картину сообщаемого.

3. Информацию вашего сообщения (доклада) можно предоставить в виде таблиц, схем, диаграмм, что улучшает восприятие массовых источников, например, статистического материала по экономическим вопросам, численного состава партий, госучреждений, сравнительной численности населения и пр. Видеоинформацию подписывают, можно использовать цитаты из вашей работы.

4. Выводы могут быть представлены в виде текста сообщения (доклада) организованного в виде маркированного списка. После окончания презентации и обсуждения не забудьте поблагодарить слушателей за проявленный интерес и внимание.


  1. Как выполнить исследовательский проект (олимпиадное задание).

Этот тип заданий востребован на олимпиаде по истории. В основе – умения работать с историческими источниками: анализировать, сравнивать информацию, делать выводы. Обобщая опыт подготовки к олимпиадам различного уровня, следует выделить следующие этапы работы.

Алгоритм работы над исследовательским проектом.

1. Беглое чтение. Необходимо прочитать источник и задания к нему, чтобы получить представление о теме работы.

2. Работа с заданиями. Внимательно прочитайте задания. Это составляющие проектной работы. В работе должно быть столько положений, сколько заданий. Будьте внимательны!

3.Анализ документа с учётом заданий к нему (используем алгоритм при работе с историческим документом). Карандашом в тексте источника отмечайте те положения, которые наиболее полно позволяют ответить на вопросы.

4. Формулировка ответа. Ответы необходимо формулировать чётко, подтверждать цитатами источника. Положения ответа нумеруются и пишутся с новой строки. В Ответе должны присутствовать следующие моменты:

  • Постановка проблемы, которая отражена в источнике,

  • Анализ исторической ситуации до принятия документа, это позволяет установить причинную связь,

  • Анализ основных положений документа,

  • Сравнение – что изменилось, а что осталось неизменным.

  • Выводы.

Пример проектного задания.

Рекомендованный план работы:

1. Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента

2. Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы

3. Анализ положения крестьян и сути того, как определены документом отношения помещицы и крестьян.

4. Выводы. Оценка их значения для понимания проведения крестьянской реформы.


  1. Как выполнить задание, требующее анализа нетекстовых источников

(график, диаграмма, таблица).

Алгоритм.

1. Беглое чтение. Прочитайте задание, чтобы понимать суть проблемы.

2. Рассмотрите графическое изображение. Внимательно изучите все обозначения и их цифровые показатели. Если вы работаете с таблицей, то внимательно рассмотрите названия столбцов или строк, изучите факты, которые рассмотрены в таблице. Если вы работаете с картой, внимательно прочитайте название карты, бегло изучите её топонимику ( например, найдите столицу страны, крупные города, моря и реки) ;изучите условные обозначения и найдите их на карте.

3. Работа с вопросами. Ещё раз внимательно проанализируйте каждый вопрос и с помощью изученных вами данных графического изображения сформулируйте ответ.

4 Запись ответа. Ответ должен быть чётким со ссылкой на источник. Ответ можно построить, переформулировав вопрос в повествовательное предложение.

5.Если задание требует выбрать правильный ответ, следует изучить утверждение (как и при работе с вопросом) и сравнить его с тем, что вы видите на нетекстовом источнике.






Заключение.

Рассмотренный в пособии набор алгоритмов способствует успешной подготовке учащихся, их готовности к работе с информационными ресурсами разного вида. Однако, не все процессы в обучении можно определять алгоритмом. Главное – это заметить и развить одарённость в ученике, а это процесс творческий и субъективный.







Список литературы.

1.Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007.

2. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М., "Просвещение", 1966. - 524 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!