СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:

Изучение учащимися понятий алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов и построение блок-схем алгоритмов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся отвечают на вопросы: «алгоритмы в нашей жизни», кто может быть исполнителем, в какой форме можно записать алгоритм. Могут решить логическую задачу и составить алгоритм.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы». Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями:

«Алгоритм», исполнитель алгоритмов, и в какой форме можно записать алгоритмы.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.

Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.

А как это сделать? (Ученики: Нужно составить план.) А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План с описанием действий, нужен для получения ожидаемого результата, получил название АЛГОРИТМА.

АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.

Учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения понятия «алгоритм».

Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми Algorithmi. 

Учитель показывает портрет Аль-Хорезми.

Ребята, чтобы познакомиться с понятием исполнитель алгоритма, давайте подумаем: КТО или ЧТО может быть исполнителем алгоритма? Учащиеся приводят примеры алгоритмов и их исполнителей.

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют ДЕЙСТВИЯ ПО АЛГОРИТМУ.

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Работают самостоятельно, записывают в тетради определение алгоритма и исполнителя. (по карточкам-конспект «Алгоритм-1»).

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ (составить словесный алгоритм)

СТРОЯТ АЛГОРИТМ В ВИДЕ БЛОК-СХЕМЫ НА ДОСКЕ (В ТЕТРАДИ). (Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.)

5. РАБОТА В ПАРАХ.

Ученики записывают на карточках этапы решения задач проверяют по эталону:

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)

2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)

3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)

5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)

6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.) Оценивание – хорошо, отлично, посредственно.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: Ребята, повторение – мать ученья! Этой пословицей мне хочется продолжить нашу работу на уроке и выполнить задания для закрепления понятия исполнитель алгоритма. Привести примеры алгоритма и дать определение исполнителя алгоритма и системы команд исполнителя. Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.

СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:

1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;

3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным;

4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:

 словесная – записывается на естественном языке;

 графическая – изображения из графических символов;

 псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;

 программная – тексты на языках программирования.

7. РАБОТА НА ПК.

Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.

8. УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ.

Самостоятельная работа учащихся – суммативное оценивание. 10.РЕФЛЕКСИЯ.

1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 2. Имя какого ученого древности связано с понятием алгоритма? 3. Что такое исполнитель алгоритма? 4. Что такое система команд исполнителя? 11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов. Написать алгоритм «Сложение трех чисел» в виде блок-схемы.

Задание 1. Составить словесный алгоритм «Открыть ключом дверь дома».

Задание 2. Составить словесный алгоритм «Ход конем по шахматной доске»

Задание 3. Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.

Задание 4. Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.

 

Конспект основных понятий.

АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.

Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми – Algorithmi. 

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют действия по алгоритму.

СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)

2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)

3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)

5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)

6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.) СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:

1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;

3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным ;

4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:

 словесная – записывается на естественном языке;

 графическая – изображения из графических символов;

 псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;

 программная – тексты на языках программирования.

ЭЛЕМЕНТЫ БЛОК-СХЕМЫ

БЛОК НАЧАЛА ИЛИ КОНЦА АЛГОРИТМА.

 

ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, БЛОК ВВОДА ИЛИ ВЫВОДА ДАННЫХ

 

 

ПРЯМОУГОЛЬНИК, БЛОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

 РОМБ, БЛОК УСЛОВИЯ

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы»

Урок 21, 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ____________

Тема урока: «Алгоритмы и исполнители. Практическая работа №16 «Управление исполнителя с пульта»»

«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ, БЛОК-СХЕМЫ».

ЦЕЛЬ:

Изучение учащимися понятий алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов и построение блок-схем алгоритмов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся отвечают на вопросы: «алгоритмы в нашей жизни», кто может быть исполнителем, в какой форме можно записать алгоритм. Могут решить логическую задачу и составить алгоритм.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы».
Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями:

«Алгоритм», исполнитель алгоритмов, и в какой форме можно записать алгоритмы.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.

Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.

А как это сделать? (Ученики: Нужно составить план.)
А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План с описанием действий, нужен для получения ожидаемого результата, получил название АЛГОРИТМА.

АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.

Учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения понятия «алгоритм».

Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми Algorithmi. 

Учитель показывает портрет Аль-Хорезми.

Ребята, чтобы познакомиться с понятием исполнитель алгоритма, давайте подумаем: КТО или ЧТО может быть исполнителем алгоритма? Учащиеся приводят примеры алгоритмов и их исполнителей.

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют ДЕЙСТВИЯ ПО АЛГОРИТМУ.

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Работают самостоятельно, записывают в тетради определение алгоритма и исполнителя. (по карточкам-конспект «Алгоритм-1»).

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ (составить словесный алгоритм)

СТРОЯТ АЛГОРИТМ В ВИДЕ БЛОК-СХЕМЫ НА ДОСКЕ (В ТЕТРАДИ). (Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.)

5. РАБОТА В ПАРАХ.

Ученики записывают на карточках этапы решения задач проверяют по эталону:

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)

2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)

3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)

5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)

6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
Оценивание – хорошо, отлично, посредственно.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: Ребята, повторение – мать ученья! Этой пословицей мне хочется продолжить нашу работу на уроке и выполнить задания для закрепления понятия исполнитель алгоритма. Привести примеры алгоритма и дать определение исполнителя алгоритма и системы команд исполнителя.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.

СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:

1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;

3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным;

4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:

 словесная – записывается на естественном языке;

 графическая – изображения из графических символов;

 псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;

 программная – тексты на языках программирования.

7. РАБОТА НА ПК.

Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.

8. УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ.

Самостоятельная работа учащихся – суммативное оценивание.
10.РЕФЛЕКСИЯ.

1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 2. Имя какого ученого древности связано с понятием алгоритма? 3. Что такое исполнитель алгоритма? 4. Что такое система команд исполнителя?
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов. Написать алгоритм «Сложение трех чисел» в виде блок-схемы.

Задание 1. Составить словесный алгоритм «Открыть ключом дверь дома».

Задание 2. Составить словесный алгоритм «Ход конем по шахматной доске»

Задание 3. Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.

Задание 4. Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.


Конспект основных понятий.

АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.

Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми – Algorithmi. 

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют действия по алгоритму.

СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)

2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)

3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)

5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)

6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:

1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;

3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным ;

4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:

 словесная – записывается на естественном языке;

 графическая – изображения из графических символов;

 псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;

 программная – тексты на языках программирования.

ЭЛЕМЕНТЫ БЛОК-СХЕМЫ

БЛОК НАЧАЛА ИЛИ КОНЦА АЛГОРИТМА.



П АРАЛЛЕЛОГРАММ, БЛОК ВВОДА ИЛИ ВЫВОДА ДАННЫХ





ПРЯМОУГОЛЬНИК, БЛОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ



РОМБ, БЛОК УСЛОВИЯ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!