ЦЕЛЬ:
Изучение учащимися понятий алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов и построение блок-схем алгоритмов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся отвечают на вопросы: «алгоритмы в нашей жизни», кто может быть исполнителем, в какой форме можно записать алгоритм. Могут решить логическую задачу и составить алгоритм.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы».
Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями:
«Алгоритм», исполнитель алгоритмов, и в какой форме можно записать алгоритмы.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.
Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
А как это сделать? (Ученики: Нужно составить план.)
А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
План с описанием действий, нужен для получения ожидаемого результата, получил название АЛГОРИТМА.
АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения понятия «алгоритм».
Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми Algorithmi.
Учитель показывает портрет Аль-Хорезми.
Ребята, чтобы познакомиться с понятием исполнитель алгоритма, давайте подумаем: КТО или ЧТО может быть исполнителем алгоритма? Учащиеся приводят примеры алгоритмов и их исполнителей.
ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют ДЕЙСТВИЯ ПО АЛГОРИТМУ.
В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работают самостоятельно, записывают в тетради определение алгоритма и исполнителя. (по карточкам-конспект «Алгоритм-1»).
ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ (составить словесный алгоритм)
СТРОЯТ АЛГОРИТМ В ВИДЕ БЛОК-СХЕМЫ НА ДОСКЕ (В ТЕТРАДИ). (Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.)
5. РАБОТА В ПАРАХ.
Ученики записывают на карточках этапы решения задач проверяют по эталону:
1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)
2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)
3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)
5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)
6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
Оценивание – хорошо, отлично, посредственно.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Ребята, повторение – мать ученья! Этой пословицей мне хочется продолжить нашу работу на уроке и выполнить задания для закрепления понятия исполнитель алгоритма. Привести примеры алгоритма и дать определение исполнителя алгоритма и системы команд исполнителя.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:
1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;
2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;
3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным;
4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;
5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:
• словесная – записывается на естественном языке;
• графическая – изображения из графических символов;
• псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;
• программная – тексты на языках программирования.
7. РАБОТА НА ПК.
Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.
8. УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ.
Самостоятельная работа учащихся – суммативное оценивание.
10.РЕФЛЕКСИЯ.
1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 2. Имя какого ученого древности связано с понятием алгоритма? 3. Что такое исполнитель алгоритма? 4. Что такое система команд исполнителя?
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов. Написать алгоритм «Сложение трех чисел» в виде блок-схемы.
Задание 1. Составить словесный алгоритм «Открыть ключом дверь дома».
Задание 2. Составить словесный алгоритм «Ход конем по шахматной доске»
Задание 3. Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.
Задание 4. Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.
Конспект основных понятий.
АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми – Algorithmi.
ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют действия по алгоритму.
СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)
2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)
3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)
5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)
6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:
1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;
2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;
3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным ;
4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;
5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:
• словесная – записывается на естественном языке;
• графическая – изображения из графических символов;
• псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;
• программная – тексты на языках программирования.
ЭЛЕМЕНТЫ БЛОК-СХЕМЫ
БЛОК НАЧАЛА ИЛИ КОНЦА АЛГОРИТМА.
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, БЛОК ВВОДА ИЛИ ВЫВОДА ДАННЫХ
ПРЯМОУГОЛЬНИК, БЛОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
РОМБ, БЛОК УСЛОВИЯ
Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы»
Урок 21, 7 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ____________
Тема урока: «Алгоритмы и исполнители. Практическая работа №16 «Управление исполнителя с пульта»»
«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ, БЛОК-СХЕМЫ».
ЦЕЛЬ:
Изучение учащимися понятий алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов и построение блок-схем алгоритмов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся отвечают на вопросы: «алгоритмы в нашей жизни», кто может быть исполнителем, в какой форме можно записать алгоритм. Могут решить логическую задачу и составить алгоритм.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы».
Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями:
«Алгоритм», исполнитель алгоритмов, и в какой форме можно записать алгоритмы.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.
Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
А как это сделать? (Ученики: Нужно составить план.)
А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
План с описанием действий, нужен для получения ожидаемого результата, получил название АЛГОРИТМА.
АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения понятия «алгоритм».
Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми Algorithmi.
Учитель показывает портрет Аль-Хорезми.
Ребята, чтобы познакомиться с понятием исполнитель алгоритма, давайте подумаем: КТО или ЧТО может быть исполнителем алгоритма? Учащиеся приводят примеры алгоритмов и их исполнителей.
ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют ДЕЙСТВИЯ ПО АЛГОРИТМУ.
В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работают самостоятельно, записывают в тетради определение алгоритма и исполнителя. (по карточкам-конспект «Алгоритм-1»).
ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ (составить словесный алгоритм)
СТРОЯТ АЛГОРИТМ В ВИДЕ БЛОК-СХЕМЫ НА ДОСКЕ (В ТЕТРАДИ). (Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.)
5. РАБОТА В ПАРАХ.
Ученики записывают на карточках этапы решения задач проверяют по эталону:
1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)
2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)
3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)
5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)
6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
Оценивание – хорошо, отлично, посредственно.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Ребята, повторение – мать ученья! Этой пословицей мне хочется продолжить нашу работу на уроке и выполнить задания для закрепления понятия исполнитель алгоритма. Привести примеры алгоритма и дать определение исполнителя алгоритма и системы команд исполнителя.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:
1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;
2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;
3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным;
4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;
5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:
• словесная – записывается на естественном языке;
• графическая – изображения из графических символов;
• псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;
• программная – тексты на языках программирования.
7. РАБОТА НА ПК.
Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.
8. УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ.
Самостоятельная работа учащихся – суммативное оценивание.
10.РЕФЛЕКСИЯ.
1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 2. Имя какого ученого древности связано с понятием алгоритма? 3. Что такое исполнитель алгоритма? 4. Что такое система команд исполнителя?
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов. Написать алгоритм «Сложение трех чисел» в виде блок-схемы.
Задание 1. Составить словесный алгоритм «Открыть ключом дверь дома».
Задание 2. Составить словесный алгоритм «Ход конем по шахматной доске»
Задание 3. Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.
Задание 4. Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.
Конспект основных понятий.
АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми – Algorithmi.
ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА – это человек или техническое устройство, которые выполняют действия по алгоритму.
СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)
2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)
3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)
5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)
6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:
1) понятность для исполнителя – исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;
2) дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен быть разбит на шаги;
3) определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным ;
4) результативность (или конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;
5) массовость – алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:
• словесная – записывается на естественном языке;
• графическая – изображения из графических символов;
• псевдокоды – условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;
• программная – тексты на языках программирования.
ЭЛЕМЕНТЫ БЛОК-СХЕМЫ
БЛОК НАЧАЛА ИЛИ КОНЦА АЛГОРИТМА.
П АРАЛЛЕЛОГРАММ, БЛОК ВВОДА ИЛИ ВЫВОДА ДАННЫХ
ПРЯМОУГОЛЬНИК, БЛОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
РОМБ, БЛОК УСЛОВИЯ