Методическая разработка алгоритмов
решения задач по химии в 8 и 9 классах.
Алгоритмы решения типовых задач по химии для обучающихся.
Цель: Формирование у обучающихся логического запоминания структуры решения задачи.
1.Расчеты, связанные с растворами и массовой долей растворенного вещества:
1)Находим массу раствора по формуле: m р-ра = m воды + m в-ва
2)Находим массовую долю вещества в данном растворе по формуле:
m (в-ва)
w= ---------- х 100%
m (р-ра)
2.Расчеты по уравнению реакций, если один реагент взят в избытке:
1)Составляем уравнение реакции, проверяем коэффициенты.
2)Находим количество молей исходных веществ по формуле n= m: М.
3)Определяем, какое вещество находится в избытке.
4)Расчеты искомого вещества делаем по недостатку, сравнивая их количества вещества.
5)По формуле m= n х М находим массу искомого вещества.
3. Алгоритм при названии формул органических веществ:
1)Находим наиболее длинную углеродную цепь.
2)Определяем радикалы.
3)Нумеруем углеродную цепь с того края, где ближе радикал.
4)Называем радикалы, объединяя их приставками ди-, три-, тетра и ставим цифры, где они стоят.
5)Называем саму цепь.
4. Алгоритм составления уравнений реакций электролиза при инертном электроде:
1)Записать уравнение диссоциации соли.
2)Указать, какие ионы идут к катоду и аноду.
3)Запомни! На аноде первым идет окисление бескислородного иона. Если оба иона кислородсодержащие, то идет окисление воды по схеме: 2 Н2О – 4 e = 4 Н +О2
4)Запомни! На катоде первым принимает электроны тот ион, который в ряду напряжений металлов стоит за водородом. Если на катоде ионы активных металлов, то восстанавливаются молекулы воды по схеме: _ __
Н2О + 2 e = 2 ОН + Н2
5)Если на катоде имеются ионы, расположенные между алюминием и водородом, то могут протекать процессы восстановления и металла, и воды.
5. Алгоритм по составлению ионных уравнений:
1)Запишите уравнение в молекулярном виде.
2)Расставьте коэффициенты.
3)Определите вещество, которое выводится во время реакции (осадок, газ, малодиссоциируемое вещество).
4) По таблице растворимости определите растворимые вещества и запишите их в виде ионов , не расписываем на ионы оксиды, нерастворимые вещества, воду. Составили полное ионное уравнение.
5)Подчеркиваем в левой и правой части уравнения одинаковые ионы.
6)Выписываем те ионы, которые не подчеркнули, они взаимодействуют в этой реакции. Это сокращенное ионное уравнение.
Такие алгоритмы мною составлены для всех типов расчетных задач 8-11 классов, а так же основных тем органической и неорганической химии.
В заключении можно сказать, что развивать логическое мышление, память, умение работать с литературой, повышать интерес к предмету, проявлять самостоятельность можно и при уменьшении количества часов, используя опорные схемы.