УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 6 КЛАСС.
Тема: Александр Степанович Грин. Страницы жизни.
Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.
Цель: Формировать умение работать с текстом при изучении темы: «Александр Степанович Грин. Страницы жизни.»
Цели: Личностные: Формировать умение видеть проблему, определять цель и пути ее достижения, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение сотрудничать и помогать друг другу решать проблему, умение реально оценивать себя. Повысить мотивацию учащихся к прочтению произведений Грина.
Предметные: Знать основные факты жизни и творчества А. С. Грина. Учиться работать с разными источниками информации.
Метапредметные УУД
познавательные: Формировать умение работы с текстом.
регулятивные : Формировать умение ставить цель, планировать работу, оценивать и корректировать свои действия.
коммуникативные: Формировать умение работать в группе.
1 ЭТАП УРОКА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные:
регулятивные
коммуникативные: учиться слушать учителя и положительно реагировать на его приглашение позитивно настроиться на учебную деятельность.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
Приветствие. Как ваше настроение? -Начнем урок с улыбки, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова. | Психологический настрой. -Учащиеся дарят друг другу улыбки и говорят добрые слова. | Словесный. (Монологический метод) | Технология здоровьесбережения. | Позитивный настрой на учебную деятельность. |
1I ЭТАП УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные: развивать логическое мышление
регулятивные: волевая саморегуляция.
коммуникативные: учиться строить речевые высказывания, отвечая на вопросы учителя.
Цель этапа:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
-Ребята, каким было ваше домашнее задание к уроку? Положите ваши тетради на край стола, чтобы в конце урока их сдать для проверки. -Посмотрите на экран и прочитайте то, что вы видите: Слайд: «Если потомки захотят меня хорошо узнать, пусть внимательно читают меня. Я всего себя вложил в свои произведения» -Все ли слова вам знакомы? Незнакомых есть? (Если есть- работа с незнакомыми словами) - Назовите ключевые слова этого текста. (потомки, узнать, читают произведения) - Кто такие потомки? - Кто с вами вступает в диалог? - Какую мысль он хочет до нас донести? - Кто же это такой, что так самоуверенно считает, что мы захотим читать его произведения? Сейчас я вам покажу автора этих строк. Посмотрите на слайд. Узнаете? (На слайде фотография Грина) - Итак, мы узнали имя того, кому принадлежат слова. | -Ответы учащихся. - Ответы учащихся. - Учащиеся читают слайд. - Находят ключевые слова - Ответы учащихся - Ответы учащихся - Ответы учащихся - Ответы учащихся | - Словесный метод. (Диалогический метод) - Форма работы- фронтальная. - Наглядный | Продуктивное чтение. | Ия на изучение биографии Грина. |
1II ЭТАП УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные: учиться актуализировать полученные знания, фиксировать проблему, определять цели и пути решения проблемы
регулятивные: целеполагание, оценка, планирование.
коммуникативные: учиться формулировать собственные высказывания, учиться строить вопросы по выявленной проблеме.
Цель этапа: Учить использовать полученный материал с целью актуализации знаний. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
- Где мы ранее познакомились с Грином? (совсем недавно) - Что мы на вечере узнали об этом человеке? - Хотите что-нибудь еще о нем узнать? Давайте это запишем (Учитель записывает на доске то, что хотят о нем узнать дети.) Итак, вы сами определили тему сегодняшнего урока. Назовите ее. Слайд: запись темы. Я думаю, правильно вас поняла, и цели урока вы тоже определили. Посмотрите на них, вы сами их назвали. (Учитель читает цели, написанные на доске) - Где все это мы можем узнать? Из каких источников? | - На литературном вечере. В гостях у М. Цветаевой. - Ответы учащихся - Учащихся делают записи на доске. - Ответы учащихся - Ответы учащихся | - Словесный. (Диалогический) -фронтальная форма - Наглядный. - Проблемный. | ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) | - Учащиеся определяют тему и цели урока. |
1V ЭТАП УРОКА. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Цели: Личностные
Предметные: учиться работать со справочной литературой.
Метапредметные УУД
познавательные: учиться извлекать информацию, представленную в презентации, сообщении ученика и статье учебника; учиться проводить анализ представленной информации в коллективном исследовании, учиться фиксировать в графические модели полученную информацию.
регулятивные: оценка, планирование, контроль, самостоятельность.
коммуникативные: учиться участвовать в обсуждении содержания материала, учиться совместно решать проблему, (учиться сотрудничеству: договариваться и приходить к общему решению).
Цель этапа:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические техноло гии. | Предполагаемый результат |
- А не хотите ли вновь встретиться с Александром Грином, тем более он нам эту встречу обещал и готовился к ней. Я думаю, он нам расскажет что-то интересное о себе. Будьте внимательны, старайтесь все запомнить. А чтобы нам было легче запоминать давайте-ка используем какую- нибудь форму работы с текстом. (Либо ребята, либо учитель предложит кластер) - Слушайте внимательно. - Итак, предлагаю вам объединиться в группы и составить кластер по тому, что вы сейчас узнали. Давайте разделимся на 4 группы. (Одна работает у доски). По окончании работы кластеры групп взаимно дополняются информацией. - Александр Степанович, посмотри, все ли ребята записали, ничего не забыли? - Ребята, а вы на все вопросы получили ответ? - Александр Степанович, ты сможешь еще рассказать нам что-нибудь о себе? - Вспомните, ребята, вы сами говорили, что еще в учебнике можно прочитать о писателе. Откройте 3 страницу. Перед нами текст, нами еще не прочитанный. Вспомните, с чего мы начинаем работу с текстом? - Прочитайте заголовок. - Мы можем по заголовку догадаться, о чем этот текст? - Что мы должны дальше сделать? - Этим мы и займемся. Бегло прочитаем текст и отметим карандашом непонятные, интересные вам слова. Поднимайте руку, когда будете готовы. - Назовите найденные вами слова, а я их запишу на доске. (Учитель записывает слова) - Андрей Дяур подготовил заранее для вас презентацию: «Значения непонятных слов статьи о жизни А. С. Грина». - К какому этапу мы должны теперь приступить? - Хорошо, ищем ключевые слова, и когда будете готовы, поднимайте руки. - Назовите их. -Ребята, давайте вспомним, а для чего мы обратились к этой статье? - Вы дважды бегло знакомились со статьёй. Давайте ещё раз, но только уже внимательно прочитаем статью и найдем то новое, что нас интересует. | - Учащийся выступает в роли А. Грина, рассказывая о своей жизни, используя подготовленную презентацию: «Страницы жизни писателя» - Работа в группах. - Работа на доске. - Ответы учащихся. - Грин: «Вы просили меня на вечере у Цветаевой показать мои фотографии. Я вам показал все, что смог найти. Я же не мог все сфотографировать, так что остальное ищите сами у моих биографов. Обо мне много написано». - Ответы учащихся. - Учащиеся читают. - Ответы учащихся. - Учащиеся просматривают текст, находят непонятные слова. - Учащиеся называют слова. - Учащиеся изучают презентацию - Ответы учащихся. - Учащиеся читают текст и определяют ключевые слова - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. - Чтобы найти новую информацию о Грине. - Учащиеся внимательно читают текст и определяют новое в тексте. | - Словесный. - Игровой. Наглядный. -Исследовательский. - Проблемно-поисковый. -Форма работы- групповая и индивидуальная. (Составление кластера) - | - ИКТ (информационно-коммуникационные техноло гии) - Техно- Логия лич ностно-ориентированного обучения(метод проектов) -Техно- логия сотрудничества (работа в группах) - Игровая техноло- Гия. - Метод продуктивного чтения. | - Работа с текстом.. |
V ЭТАП УРОКА. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные: учиться структурировать полученную информацию в коллективном исследовании.
регулятивные: планирование, коррекция
коммуникативные: учиться участвовать в обсуждении содержания материала, учиться сотрудничеству, договариваться друг с другом и делать общий вывод.
Цель этапа: учить умению ориентироваться в полученных знаниях, фиксируя их в схеме и плане.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
- И чтобы лучше запомнить найденную нами информацию, что мы должны сделать? (Добавим новую информацию в наш кластер.) - Ребята, а если я вам предложу по кластеру рассказать биографию Грина, вы сразу сможете эту просьбу выполнить? Что нам поможет это сделать? Поставьте цифры, начиная с единицы, рядом с каждым пунктом кластера так, чтобы у вас в итоге получился план связного рассказа о жизни А. С. Гриневского. | -Учащиеся называют новую информацию и на доске вписывают в кластер. - Учащиеся составляют план рассказа о жизни А. С. Грина. | - Словесный. Форма работы- групповая. | -Техно- логия сотрудничества (работа в группах) | - Работа с текстом, систематизация информации |
V1 ЭТАП УРОКА. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные: учиться ориентироваться в системе полученных знаний и строить логически построенное повествование
регулятивные: волевая саморегуляция, планирование, контроль, учебное сотрудничество.
коммуникативные: учиться строить связное речевое высказывание, понятное слушателям, учиться сотрудничеству, учиться слушать и понимать речь других.
Цель этапа: обучать учащихся видеть, как на практике (в жизни) можно применить полученные знания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
- Ребята, давайте представим такую ситуацию, мы пришли в один из музеев Грина. (Слайд)А мы ведь о писателе уже все знаем и очень хотим провести экскурсию самостоятельно. Правда? Хотим попробовать? Мы ведь справимся все вместе? Одна группа начнет рассказ, другая продолжит и третья закончит . Договоритесь в группах, кто начнет выступать в роли гида. Время на подготовку 1 минута. - И назначим экспертную группу из 2- человек, Один будет отмечать сильные стороны экскурсоводов, а другой слабые, над чем стоит ещё поработать. - Готовы? Начинает 1 группа. 2,3 | - Ответы учащихся. | - Словесный. Игровой. - Творческий | - Личностно-ориентированный. | - Презентация- продукт работы с текстом. |
VII ЭТАП УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные: учиться анализировать и оценивать себя в полученной системе знаний.
Регулятивные: оценка
коммуникативные: учиться рефлексии своих действий.
Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, возвращаясь к целям урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
-А теперь, что скажут наши эксперты. - А сейчас вновь обратимся к цели нашего урока. Много мы узнали нового о жизни А. С. Гриневского? - | -.Ответы экспертов - Ответы учащихся. - Ответы учащихся. - Учащиеся совершают самооценку. | -Форма работы- индивидуальная. | | - Учащиеся для себя оценивают результаты своей работы на уроке. |
VI1I ЭТАП УРОКА. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Цели: Личностные
Предметные:
Метапредметные УУД
познавательные: учиться обобщать полученные знания.
регулятивные: оценка, волевая саморегуляция, самостоятельность
коммуникативные: учиться понимать и слушать речь других.
Цель этапа: закрепить умения по работе с текстом.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, приемы и методы обучения | Педагогические технологии | Предполагаемый результат |
- Александр Грин просит дать ему слово. | -Домашнее задание задает ученик, используя игровой метод: «Вы меня просили рассказать вам о моей жизни. Честно вам скажу, я больше люблю не прошлое вспоминать, а мечтать, фантазировать. Мечтаю и пишу. Мои рассказы- это и есть моя мечта. О всем, о чем мечтал написал и вам оставил. Читайте. Вот недавно написал повесть-феерию «Алые паруса». Хотите прочитать? - Вы и фильм посмотрели? Так я и знал. Тогда для вас заданий будет несколько, выбирайте сами. Кто не дочитал повесть, надеюсь, дочитайте, кто прочитал и фильм посмотрел, то сравните: что общего у фильма с книгой и каковы различия. И напишите в тетрадях, а то еще забудете. - Читайте, ребята! Когда мне было столько же, как и вам, я много читал. Через книги я познал иной мир, удивительный, прекрасный. Книги меня научили многому. И, хотя мне было нелегко, я научился любить и дружить, научился делать чудеса своими руками и дарить их близким. И у вас это получится. | Игровой метод. Словесный. Личностно ориентированный. -Форма работы- индивидуальная | - Технология дифференци- ированного обучения. - ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) | - Учащиеся получают дифференцированное домашнее задание и самостоятельно определяют какого уровня задание будут выполнять. |
Приветствие. Как ваше настроение?
-Начнем урок с улыбки, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова.
-Ребята, каким было ваше домашнее задание к уроку? Положите ваши тетради на край стола, чтобы в конце урока их сдать для проверки.
-Посмотрите на экран и прочитайте то, что вы видите: Слайд: «Если потомки захотят меня хорошо узнать, пусть внимательно читают меня. Я всего себя вложил в свои произведения»
-Все ли слова вам знакомы? Незнакомых есть? (Если есть- работа с незнакомыми словами)
- Назовите ключевые слова этого текста. (потомки, узнать, читают произведения)
- Кто такие потомки?
- Кто с вами вступает в диалог?
- Какую мысль он хочет до нас донести?
- Кто же это такой, что так самоуверенно считает, что мы захотим читать его произведения? Сейчас я вам покажу автора этих строк.
Посмотрите на слайд. Узнаете? (На слайде фотография Грина)
- Итак, мы узнали имя того, кому принадлежат слова.
- Где мы ранее познакомились с Грином? (совсем недавно)
- Что мы на вечере узнали об этом человеке?
- Хотите что-нибудь еще о нем узнать? Давайте это запишем (Учитель записывает на доске то, что хотят о нем узнать дети.)
Итак, вы сами определили тему сегодняшнего урока. Назовите ее.
Слайд: запись темы.
Я думаю, правильно вас поняла, и цели урока вы тоже определили. Посмотрите на них, вы сами их назвали. (Учитель читает цели, написанные на доске)
- Где все это мы можем узнать? Из каких источников?
А не хотите ли вновь встретиться с Александром Грином, тем более он нам эту встречу обещал и готовился к ней. Я думаю, он нам расскажет что-то интересное о себе. Будьте внимательны, старайтесь все запомнить. А чтобы нам было легче запоминать давайте-ка используем какую- нибудь форму работы с текстом. (Либо ребята, либо учитель предложит кластер)
- Слушайте внимательно.
- Итак, предлагаю вам объединиться в группы и составить кластер по тому, что вы сейчас узнали.
Давайте разделимся на 4 группы. (Одна работает у доски).
По окончании работы кластеры групп взаимно дополняются информацией.
- Александр Степанович, посмотри, все ли ребята записали, ничего не забыли?
- Ребята, а вы на все вопросы получили ответ?
- Александр Степанович, ты сможешь еще рассказать нам что-нибудь о себе?
- Вспомните, ребята, вы сами говорили, что еще в учебнике можно прочитать о писателе.
Откройте 3 страницу. Перед нами текст, нами еще не прочитанный. Вспомните, с чего мы начинаем работу с текстом?
- Прочитайте заголовок.
- Мы можем по заголовку догадаться, о чем этот текст?
- Что мы должны дальше сделать?
- Этим мы и займемся. Бегло прочитаем текст и отметим карандашом непонятные, интересные вам слова. Поднимайте руку, когда будете готовы.
- Назовите найденные вами слова, а я их запишу на доске. (Учитель записывает слова)
- Андрей Дяур подготовил заранее для вас презентацию: «Значения непонятных слов статьи о жизни А. С. Грина».
- К какому этапу мы должны теперь приступить?
- Хорошо, ищем ключевые слова, и когда будете готовы, поднимайте руки.
- Назовите их.
-Ребята, давайте вспомним, а для чего мы обратились к этой статье?
- Вы дважды бегло знакомились со статьёй. Давайте ещё раз, но только уже внимательно прочитаем статью и найдем то новое, что нас интересует.
- И чтобы лучше запомнить найденную нами информацию, что мы должны сделать? (Добавим новую информацию в наш кластер.)
- Ребята, а если я вам предложу по кластеру рассказать биографию Грина, вы сразу сможете эту просьбу выполнить? Что нам поможет это сделать?
Поставьте цифры, начиная с единицы, рядом с каждым пунктом кластера так, чтобы у вас в итоге получился план связного рассказа о жизни А. С. Гриневского
- Ребята, давайте представим такую ситуацию, мы пришли в один из музеев Грина. (Слайд)А мы ведь о писателе уже все знаем и очень хотим провести экскурсию самостоятельно. Правда? Хотим попробовать? Мы ведь справимся все вместе?
Одна группа начнет рассказ, другая продолжит и третья закончит
. Договоритесь в группах, кто начнет выступать в роли гида. Время на подготовку 1 минута.
- И назначим экспертную группу из 2- человек, Один будет отмечать сильные стороны экскурсоводов, а другой слабые, над чем стоит ещё поработать.
- Готовы? Начинает 1 группа. 2,3
-А теперь, что скажут наши эксперты.
- А сейчас вновь обратимся к цели нашего урока.
Много мы узнали нового о жизни А. С. Гриневского?
-
- Александр Грин просит дать ему слово.