Методическая разработка урока химии
Жангоразова Жанна Игоревна
учитель химии МОУ «СОШ №3»
Название предмета: Химия Класс 10
Тема урока: «Алкины. Ацетилен.»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: изучить строение алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов; спрогнозировать химические свойства алкинов, основываясь на особенностях строения их молекул.
Задачи образовательные: изучить строение, гомологию, получение, свойства и применение алкинов, углубить знания об углеводородах. продолжить в процессе самостоятельного приобретения химических знаний об алкинах, обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания понятия об алкинах на примере ацетилена, установить причинно – следственные связи (состав – строение – свойства)
Задачи развивающие: развивать навыки по составлению формул органических соединений, изомеров, правила составления и записи реакций с участием углеводородов, умение находить сходство и различие между классами органических соединений, обобщать полученную информацию, умение прогнозировать ситуацию.
Задачи воспитательные: воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Планируемые предметные результаты
Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, их получение; устанавливать причинные связи между строением и свойствами.
Знать общую формулу алкинов; их строение, виды изомерии, номенклатуру; физические и химические свойства; способы получения этого класса углеводородов; применение.
Личностные:
Уметь планировать предстоящую деятельность, искать способы решения проблемы, рефлексия собственной деятельности посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Технологии: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
УМК: учебно-методический комплект по химии для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян – 16е издание – М.:Дрофа, 2016 год
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Приёмы, процессы | Планируемые результаты (УУД) |
1 . Организационный этап: Мотивация учебной деятельности учащихся; Актуализация знаний. | -
Приветствует класс, настраивает учащихся на работу. -
Что такое углеводороды? Где в природе содержатся углеводороды? На какие группы делятся УВ? Какие классы углеводородов вы помните? Какие классы УВ вы уже изучили? В чем особенность строения, изученных классов УВ? Для определения темы нашего урока решите следующую задачу и ответьте на вопрос: составить структурную формулу полученного вещества, исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова. К какому классу веществ оно относится? Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ? Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока? -
Учитель предлагает учащимся, молекулярная формула которого C2H2 (ответ задачи), Учитель сообщает, что это вещество ацетилен. Попытайтесь составить формулы ближайших гомологов данного вещества. Определите общую формулу алкинов и дать определение. Работа в парах. Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества. -
| -
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. -
Учащиеся решают задачу, называют ответ. Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока. -
Учащиеся составляют формулу вещества, пытаются правильно определить кратную связь между С –С. Учащиеся, используя понятия гомологи, составляют несколько формул ближайших гомологов ацетилена, определяют общую формулу алкинов, записывают на доске и в тетради определение алкинов. Учащиеся получают задание на печатной основе, выполнят задание и проверяют друг у друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки. | Групповой (работа в парах) и фронтальный | Познавательные: понимать взаимосвязь классов углеводородов с их строение и свойствами Коммуникативные: сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные: уметь планировать деятельность |
Открытие нового знания. | -
Формирует представление о строении алкинов в сравнении с алкенами на примере ацетилена (по схеме): — тип гибридизации — валентный угол — длина связи — форма молекулы — энергия связи. -
Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов и алкинов, а также ответить на вопросы: -
Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее? -
Какой тип реакции будет характерен для алкинов? -
Как вы думаете, чем будут отличаться реакции, идущие в алкинах, от реакций алкенов? Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов. Демонстрирует опыт по получению ацетилена -
Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкинов. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм по составлению названий алкинов. Работа в парах. 1 ученик. Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре. СН≡С‒СН2‒СН3 ǀ СН3 СН3‒С≡С‒СН3 СН3‒СН‒СН‒С≡СН ǀ ǀ СН3 СН3 2 ученик. Написать структурные формулы следующих алкинов: 3-метил, 4-пентина гексина-3 2,2-диметилпентина-3 Исправьте неверные названия. -
Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся. Предлагает составить таблицу «Виды изомерии алкинов» -
Формирует представление учащихся о физических свойствах алкинов по плану: — агрегатное состояние — температуры кипения и плавления С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении ацетилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этилене. -
Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов. Как вы думаете какие типы химических реакций характерны для алкинов? Почему? Учитель проверяет и координирует действия учащихся. Какие еще свойства будут характерны для алкинов? Просматривают видеоопыт горение ацетилена. Посмотрите еще один опыт. Реакция гидратации ацетилена. Учитель поправляет учащихся . А как вы думаете можно отличить алкины от алкенов? Можно ли с помощью бромной воды или раствора перманганата калия отличить алкены от алкинов? Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и раствора перманганата калия. Предлагает учащимся отметить результаты опытов. Записывает уравнение реакции на доске. Предлагает самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов. Какую можно провести качественную реакцию на эти углеводороды? Записывает на доске уравнение реакции и демонстрирует качественную реакцию на ацетилен. | -
Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы. -
Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Сравнивают скорости реакций алкенов и алкинов, делают вывод, что алкены активнее вступают в химические реакции. -
Учащиеся воспроизводят алгоритм по составлению названий алкинов. Используя алгоритм, учащиеся называют алкины и составляют формулы по названиям, стараются найти неправильные названия, исправить их, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки. -
Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. -
Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради. Отвечают на вопрос, решают задачу. -
Учащиеся предполагают, что имея π- связи ацетиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов), реакции полимеризации (тримеризации). Учащиеся предлагают реакции горения, записывают уравнения реакций. Учащиеся наблюдают за ходом эксперимента, комментируют его и пытаются сделать вывод о продуктах реакции, после комментария учителя записывают уравнение реакции. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, что с помощью бромной воды отличить друг от друга алкены и алкины нельзя. записывают выводы и уравнения реакций в тетрадь, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют. Учащиеся предполагают, что это возможно реакции с образованием осадка. Записывают уравнение реакции в тетрадь. | Фронтальная беседа, просмотр видеосюжета, дифференцированные задания. | Предметные: знать определение и общую формулу алкинов Давать характеристику строения молекулы алкинов. Уметь называть алкины по систематической номенклатуре. Понимать связь между строением и свойствами углеводородов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства алкинов. Познавательные: делать выводы и умозаключения из изученных материалов Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Регулятивные: оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
«Рефлексия» | Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке. — с чем вы познакомились сегодня на уроке? — какие способы вы использовали при выполнении различных заданий? — насколько сложно было работать? — что вызвало наибольшее затруднение? — что нужно сделать? | Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний. | Индивидуальная работа. Осуществляют самоконтроль. | Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию |
«Закрепление, контроль» | Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы. | Индивидуально выполняют задание. Взаимопроверка, взаимооценивание. | Работа тестом, взаимоконтроль | Познавательные УУД: Формировать умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание нового знания. Коммуникативные УУД: взаимодействие в группе; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: решение поставленных задач; осуществление контроля и оценки (самоконтроля) |
Информация о домашнем задании | Пояснение домашнего задания: Параграф 6 | | | |
Карточка 1.
Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам:
С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С5Н8.
Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Назовите вещества.
Тест.
Вариант 1 .
-
Закончи предложение.
Углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную связь называют ______.
-
Атомы углерода, связанные тройной связью находятся в состоянии ____ гибридизации.
-
В молекуле пропина СН≡С‒СН3 валентный угол С‒С равен
А) 90°
Б) 109°28´
В) 120°
Г) 180°
-
назовите вещество СН≡С‒СН‒СН‒СН2
ǀ ǀ ǀ
СН3 СН3 СН3
А) 3,4,4-триметилпентин-1
Б) 3,4-диметилгексин-1
В) 3,4-диметилгексин-5
Г) 1,2,3-триметилпентин-4
-
Выбери правильное высказывание:
А. Ацетилен — важнейший представитель алкинов.
Б. Один из алкинов — ацетилен — летучая жидкость.
В. Как и все углеводороды, алкины горят с образованием углекислого газа и воды.
Г. При определенных условиях из алкинов можно получить алкены.
Д. Ацетилен можно получить дегидрогалогенированием дигалогеналканов.
Е. Из ацетилена получают бензол.
Вариант 2 .
1.Закончи предложение.
Алканами называют углеводороды, имеющие общую формулу ______.
-
Угол между осями гибридизации орбиталей в молекуле ацетилена равен _____°.
-
Число δ и π-связей в молекуле ацетилена равно соответственно:
А) 1 и 1
Б) 3 и 1
В) 4 и 1
Г) 2 и 1
-
назовите вещество СН3‒С ‒С≡С
ǀ ǀ
СН3 СН3
А) 2,3-диметилбутин -2
Б) 2-метилпентин-3
В) 4-метилпентин-2
Г) 2,4-диметилбутин-3
-
выберите правильное высказывание:
А. Алкины можно получить реакцией Кучерова.
Б. Названия алкинов образуют с помощью суффикса -ен.
В. Алкины применяют для получения резины.
Г. Для алкинов наиболее характерны реакции присоединения.
Д. Один из алкинов получают карбидным способом.
Е. Из алкина реакцией Кучерова можно получить альдегид.