СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алкоголь -в любых дозах яд.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние алкоголя на подростка и его нервную систему.

Просмотр содержимого документа
«Алкоголь -в любых дозах яд.»

«Алкоголь в любых дозах яд»!

Оборудование: проектор, карточки, учебник, конверты с пословицами и поговорками, пробирки веществами для эксперимента, раздаточный материал, инструктивная (пошаговая) карта ученика


Ход урока:


1. Организационный момент

2.Приветствие с учащимися

3.Работа с электронным журналом.

1. Учитель: Народная китайская мудрость гласит: "Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага". И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор - пойдёшь ты по пути разума или по дороге, которая приведёт тебя к бездне.

На прошлом уроке мы говорили о самой распространённой вредной привычке – курении его влиянии на организм. О чем же мы сегодня с вами побеседуем? (ответы детей.) "Алкоголь в любых дозах яд!» Что такое алкоголь? Как он воздействует на организм подростка? Каковы последствия этого воздействия? А также, каковы возможные способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя? - Вот круг вопросов, которые мы обсудим на уроке.

СЛАЙД 1. Актуализация знаний.

Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегчённо вздыхают, когда узнают, что их чада "всего лишь" пьют. Иные родители даже поощряют своих детей к выпивке. Полагая, что "незапретный" плод будет менее сладок. Однако, как правило, всё происходит как раз наоборот. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз.

Чем же грозит человеку увлечение алкоголем?

Для начала давайте сформулируем определение понятий алкоголь (ответы детей)

Алкоголь – это…

(выслушать 3-4 ответа)

СЛАЙД 2.

Алкоголь - это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.

Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

- Ребята, вам приходилось видеть человека, находящегося в сильной степени опьянения?

- Какие чувства он у вас вызвал?

- Как он выглядит? Как себя ведёт? Какова его речь? (ответы детей)

2. Новый материал.

Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отёчной багровой физиономией. Это верно, но в тяжёлой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намёк на это. Так что же влияет на формирование алкогольной зависимости?

Можно выделить 3 фактора, которые играют решающую роль в формировании алкоголизма:

СЛАЙД 3.

Социальный фактор: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

Биологический фактор: наследственная предрасположенность. /по данным исследований до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками/.

Психологический фактор: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1-2 года). Зависимость от алкоголя формируется тем быстрее, чем моложе человек. У подростков, которые начинают употреблять алкоголь, зависимость развивается в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых и может сформироваться в течение нескольких месяцев. Подростковый алкоголизм носит тяжёлый злокачественный характер, приводит к деградации личности: один зарубежный исследователь поставил жестокий эксперимент на собственных детях: он давал им ежедневно по 100г лёгкого виноградного вина. Сразу после приёма дети становились оживлёнными, задорными, очень бойкими, но довольно скоро их охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них портился, становился неуклюжим. При вычислении они допускали множество ошибок, им сложно было заучивать тексты, ещё сложнее своими словами пересказать прочитанное. В школе поведение их ухудшилось, становилось более беспечным, а успеваемость неуклонно снижалась.

Как видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло - всё перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в психиатрическую клинику.

Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4

По данным Центра социологических исследований Минобразования России:

Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодёжи 11-24 лет.

Средний возраст начала употребления алкоголя - 13 лет.

Около 40% детей впервые познакомились с алкоголем в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе:

  • на дискотеках и клубах - 32%;

  • в компаниях -52.3%;

  • в учебных заведениях - 5.8%;

  • в одиночестве - менее 4%.

СЛАЙД 5. На какие органы человека влияет алкоголь?  Последствия алкоголизма:

  • Поражение мозга,

  • Дряблость кожи,

  • Поражение сердца и сосудов,

  • Поражение печени

  • Нарушение работы почек


Давайте заслушаем сообщения ребят – (должно быть на одном слайде) – заслушиваем сообщения.


Мозг. Алкоголь крайне неблагоприятно влияет на сосуды головного мозга. В начале опьянения они расширяются, кровоток замедляется, что приводит к застойным явлениям в головном мозге. Затем, когда в крови помимо алкоголя, начинают, накапливаются вредные продукты его распада, наступает резкий спазм, сужение сосудов. Поэтому в состояние опьянения довольно часто такие опасные осложнения, как мозговые инсульты, приводящей к тяжелой инвалидности и даже смерти. Береги себя. (Краснова К.)


Многими учеными отмечено, что алкоголизм ведет к преждевременному старению всего организма. Кожа становится дряблой, морщинистой, теряет тонус. Алкоголизм замедляет процессы распада в организме, в крови появляется дефицит аминокислот, необходимых для мышц, снижается запас белков, это плохо отражается на выносливости, силе и скорости. Также под воздействием алкоголя организм теряет значительное количество жидкости, происходит обезвоживание мыщц, теряют эластичность, затормаживается перенос питательных веществ, физические нагрузки в таком состояние принесут только вред. Береги себя. (Николаева К)


Сердце. Когда алкоголь с кровью попадает в сердце, он разрушает клетки сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет эластичность, работает на пределе возможности и захлебывается кровью, не успевая ее проталкивать. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому оно у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы. Ткани сердца отмирают. Это называется инфарктом. Береги себя (Катюков К.)


Печень. Любые дозы алкоголя самым разрушительным образом действует на печень, которая принимает на себя первый удар алкогольного яда. Клетки печени отмирают и замещаются жиром. Начинается жировое перерождение печени. За ним приходит цирроз. Место погибших клеток занимает соединительная ткань, печень покрывается рубцами, пропускная способность печени уменьшается. Кровь начинает застаиваться в кровеносных сосудах желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы: создаются предпосылки для разрывов стенок сосудов и внутренних кровотечений. Береги себя (Кармалова А.)



Почки. При алкоголизме страдают и почки- органы участвующие в регуляции водно – солевого обмена, в выделении различных шлаков. дозы алкоголя повышают мочеотделение, что связано с раздражением действия спирта на почечную ткань, с влиянием его на сердечно – сосудистую систему, с повышенной фильтрационной способности почек. Береги себя. (Симошкин П)


Учитель: Спасибо большое ребята за ваши выступления.

СЛАЙД 6.

Учитель: В результате злоупотребления алкоголем человек становится не только больным, но и деградирует (становится не таким умным, как раньше вследствие чего совершает много ошибок). Кроме того, употребление спиртных напитков несовершеннолетними, а также распитие и появление в состоянии опьянения в общественном месте взрослым (несовершеннолетним) является основанием к привлечению к административной ответственности (КоАП РФ).

Статистика говорит о том, что большинство преступлений совершаются людьми в состоянии алкогольного опьянения, когда сознание и ум притупляются.

Совершение преступления и правонарушения несовершеннолетним влечет за собой следующие последствия:

  1. Сложности в последующем устройстве на работу (работодатели проверяют потенциальных работников вправе отказать в приеме на работу);

  2. Сложности в поступлении в определённые учебные заведения;

  3. Лишение возможности построения карьеры;

  4. Сложности в получении работы и построении карьеры родителями, так как они несут ответственность за действия их несовершеннолетних детей.

Слайд 7. + задорная музыка

Учитель: Ребята у вас на столах лежат конверты с материалом, я предлагаю вам составить пословицы и поговорки о вреде алкоголя. Работаете в группах (2-3 мин.) Кто больше найдет варианты ответов. Можно слабую музыку.

1.Человеку грош цена, коль любитель он вина.

2.Было ремесло, да хмелём поросло.

3.Вино пить – себя губить.

4.Где опьянение, там и преступление.

5.Река начинается с ручейка, а пьянство – с рюмочки.

6.Невелика честь пьяным слыть, а велика непьющим быть.

7.Вино не красит, а ум гасит.

8.С пьяным водиться, что в крапиву садиться

9.Поздоровавшись с водкой, прощайся с умом

10. Водка и мудреца делает дураком.

  1. Алкоголь – гончая собака смерти.

  2. Вино входит, разум выходит.

13.Друг вина – свой собственный враг.

14.Вино пить, верёвку для своей шеи свить.



Учитель: Молодцы ребята справились четко и быстро! И поговорки пословицы все знаете.

Ну а теперь проведем лабораторное исследование, посмотрим как влияет алкоголь на органиизм человека. Предлагаю вам разбиться на группы по 4 человека.

Слайд 8. Влияние этанола на организм человека.

ОПЫТ № 1

В сосуд с подкрашенной водой добавить спирт.

Что наблюдаете?

Каков вывод о скорости растворения и воздействия спирта на кровь человека?

ОПЫТ № 2

В сосуд с куриным белком добавить спирт.

Что наблюдаете?

Каков вывод о действии спирта на клетки головного мозга?

Опыт наглядно показывает, как алкоголь быстро растворяется в крови.

При употреблении спиртных напитков алкоголь очень хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта, кровотоком разносится по всему организму и вскоре в крови достигается его максимальная концентрация.

Опыт наглядно показывает, белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”. То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.



Слайд 9.

Учитель. Ребята мы только что сейчас своими глазами увидели реакцию алкоголя на белок. Как мгновенно организм человека начинает реагировать даже на минимальную дозу принятого спирта. (Обращаю ваше внимание), что употребление алкоголя часто становится причиной несчастных случаев и преждевременной смерти.


Учитель. На ваших столах имеется карточка с таблицей, я предлагаю ее вам заполнить, и сделать вывод.

Заполните таблицу: (заполняют таблицу). Прочитайте текст и в парах заполните таблицу.

Алкоголь не придает силы, а затормаживает человека. Он относится к классу веществ, угнетающих работу нервной системы. Угнетающие вещества действуют так, что рефлексы не срабатывают быстро и эффективно. Когда люди много пьют, они теряют над собой контроль, злятся, ввязываются в драки. Большая часть всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, когда люди выпивают, они часто совершают поступки, которых впоследствии стыдятся. Употребление алкоголя является главной причиной смертности среди подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет. Алкоголь всасывается в кровь непосредственно внутренней поверхностью желудка. Он не переваривается в желудке, как пища. Постоянный длительный прием алкоголя вызывает хронические заболевания почек (нефрит, почечнокаменную болезнь и др.). Любые дозы алкоголя самым разрушительным образом действует на печень, которая принимает на себя первый удар алкогольного яда. Клетки печени отмирают и замещаются жиром. Начинается жировое перерождение печени. За ним приходит цирроз. Алкоголем можно отравиться и умереть от отравления. Непосредственное воздействие паров спирта на слизистую оболочку дыхательных путей и ткань легких приводит к отмиранию и слущиванию эпителия альвеол, бронхиол, бронхов, а затем и к пневмонии (воспалению легких), бронхиту. Ведь процесс некроза и слущивания патологичен сам по себе, а, кроме того, создает благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов. К сожалению, некоторые люди умирали, пытаясь выпить как можно больше, например, на спор. Алкоголь нарушает способность ясно мыслить и принимать правильные решения. Поэтому в состояние опьянения довольно часто такие опасные осложнения, как мозговые инсульты. По статистике, от последствий употребления алкоголя умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков.



Вредные вещества

Влияние на строение и функции

Влияние на здоровье, работоспособность

мозга

сердца

желудка

печени

легких

Алкоголь













Учитель : Ребята подпишите свои работы, сдайте мне на следующем уроке выставлю оценки.


Подведение итогов. Ребята вы очень хорошо поработали, узнали немало нового. Научились извлекать пользу для себя с помощью доказательств. Проводить эксперимент.

Рефлексия :

Я узнал….

Янаучился…

Я понял, что смогу….

Мне понравилось…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрел….

Мне захотелось…



СЛАЙД 10. Д/З

Учитель. У вас на столах лежит письмо.

Д/З. Представьте, что вы член редакции молодёжной газеты, которая получает письма разного содержания от подростков. Ваша задача – сочинить ответ, способный, по вашему мнению, разрешить возникшую проблему. На следующем уроке заслушаем ваши ответы. (каждый на столах берет письмо домой- цветные карточки)

« У меня есть парень. Мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют спиртные напитки. Теперь он большую часть времени проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его терять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте: как?

как?



СЛАЙД 11. Учитель: Ребята спасибо за урок можете быть свободны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!