МКОУ «Специальная школа №106»
Классный час
«Алкоголь и будущее нации…»
Подготовила:
Овчарова Н.В.,
учитель английского языка
Новокузнецкий городской округ, 2018
«Алкоголь и будущее нации …»
Цели:
Сформировать у обучающихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.
Расширение кругозора обучающихся.
Профилактика вредных привычек в школе.
Дать обучающимся представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия.
Оборудование: компьютер с проектором, презентация (Приложение).
Материал: два стакана с водой, акварельные краски, хлеб, медицинский спирт, две пробирки, сырое яйцо.
План:
Вводное слово учителя.
Статистические данные.
Формирование проблемы.
Демонстрация опытов.
Почему люди употребляют алкоголь?
Сравнительный анализ таблицы
Алкоголь и пищеварение.
Воздействие воды и алкоголя на головной мозг
Последствие алкоголя.
Тренинг в форме практического занятия.
Подведение итогов.
Ход классного часа
1. Вводное слово учителя.
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Тема нашего классного часа «Алкоголь и будущее нации …».
В конце занятия вы должны закончить тему классного часа.
2. Статистические данные.
В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения – 18 литров, тогда как по расчетам Всемирной организации здравоохранения уже при употреблении боле 8 литров начинается процесс вырождения нации. 30% населения России – бытовые пьяницы. Не менее 10% населения страны больны алкоголизмом. Алкоголизм, как вы знаете, это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его потребления, в результате человек как личность деградирует духовно и физически.
Даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие. Но когда действие алкоголя проходит, здоровый организм человека собирает все свои силы и через какое-то время способен восстановиться.
3. Формирование проблемы.
А что произойдёт, если алкоголь буде попадать в организм не один раз, а часто и регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять спиртные напитки? Чтобы ответить на этот вопрос давайте проведём эксперимент.
1. Демонстрация опыта.
(работу выполняет один или два обучающихся)
Необходимо взять 2 неполных стакана с подкрашенной акварельной краской водой – синей и желтой. Стакан с жёлтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнём в стакан с жёлтой жидкостью добавлять синюю. Что будет происходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет всё больше принимать зелёный оттенок (ведь смешение жёлтого и синего цветов даёт зелёный цвет), и наконец наступит такой момент, когда вся жидкость в стакане окрасится в зелёный цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдёт всё большее болезненное перерождение органов и систем.
Вывод: Недаром народная мудрость гласит: «Не пей, а то дети зелёными будут».
2. Почему люди употребляют алкоголь?
Какие причины побуждают человека принимать алкоголь ?
(ответы обучающихся)
На самом деле возникающая веселость – не здоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, не обдуманные поступки.
Это не правда, т.к. алкоголь сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию, и мысли о самоубийстве.
Но сколько не выпей – проблемы всё равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые.
3. Сравнительный анализ таблицы.
Многие подростки считают, что пиво не является алкогольным продуктом и его можно употреблять в неограниченных количествах, что оно абсолютно безвредно для вашего организма. Давайте проанализируем, какой состав входит в пиво и в молоко.
Для этого мы обратимся к схеме.
«Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока»
1 литр пива | 1 литр молока |
Воды – 915 грамм | 870 грамм |
Углеводов – 43 грамма | 47 грамм |
Азотистых веществ – 5 грамм | Белков – 34 грамма |
Алкоголя - 37 грамм | Жиров 38 грамм |
+ кобальт, медь. | Витаминов – 7 грамм + микроэлементы |
Вывод: Из данной схемы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажут нам и опыты, которые мы проведём:
4. Алкоголь и пищеварение.
Опыт № 1. Действительно ли алкоголь способствует пищеварению?
Возьмём две пробирки, куда поместим – в одну, с водой – хлеб, в другую – хлеб и спирт. Видно, что в пробирке с водой хлеб растворился без остатка, а в пробирке со спиртом хлеб стал чёрным и не растворился.
Вывод: спирт не способствует пищеварению.
5. Воздействие воды и алкоголя на головной мозг.
Опыт № 2. «Как вода и спирт действуют на мозг?»
Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В пробирку с яичным белком добавим воду.
Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: «Он пропил свой ум».
Вывод: Алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.
4. Последствие алкоголя.
Часто задают вопрос: «Можно ли пить умеренно?» Многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но алкоголь- это тот же наркотик и, принимая его, человек начинает приобретать зависимость. Никто не может дать 100% гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.
Примеры последствия действия алкоголя:
№1. Из 100 возможных очков снайпер до приёма алкоголя выбил 96 очков, а после того как выпил 50 гр. алкоголя – 26 очков.
№2. В одном из домов инвалидов обследовали детей. Из 137 умственно отсталых детей, только у 9-ти были психически больные родители, у остальных 128 родители были алкоголиками.
Для пьянства есть любые поводы:
Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый Год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаяние, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин!
Согласно исследованиям, у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет, психологическая зависимость развивается за один год, в 15-17 лет в течение двух - трех лет, с 22-25 лет в пять-семь лет. Алкоголь пагубно влияет на все органы и системы подростка. При концентрации 0,5-0,6% алкоголя в крови (0,5 литра водки соответственно) у подростка может наступить смерть.
Принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Особенно быстро всасывается из напитков, содержащих углекислый газ (пиво, шампанское).
Максимальная концентрация алкоголя в крови устанавливается обычно уже через 30 минут (если он был принят натощак) и через 1-1,5 часа при основательной закуске.
5. Тренинг.
Однако в жизни у многих людей бывает ситуация, когда им предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться. Умение отказываться разными способами от чего-то ненужного и нежелательного, крайне важно для человека.
Сейчас мы разыграем практическую ситуацию.
Ход практического занятия.
Группа разбивается на тройки (путём расчёта на «первый-второй-третий»). В каждой тройке первый номер получает задание уговорить второго отдать ему какую-то личную вещь. Задача второго номера – отказать в этом. Третий номер является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал второй номер.
Когда работа будет проделана наблюдатели выписывают возможные формы отказа на доске. При этом следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.
Примерно подобный список можно представить следующим образом (формы отказа здесь представлены, начиная наиболее мягкой и заканчивая наиболее жёсткой):
Объяснить причины отказа
Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое)
Сделать вид, что не слышал
Просто сказать «нет» (не споря и не объясняя причины отказа)
Сказать «нет» и уйти
Уйти или убежать, ничего не говоря
Вывод: Чем опаснее является идущее от кого-то предложение, тем более категоричнее должен быть отказ.
6. Подведение итогов.
Алкоголь ослабляет организм;
тормозит формирование и созревание его органов и систем;
в некоторых случаях вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы.
Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведёт к формированию у них алкоголизма.
Ребята, как мы завершим тему нашего классного часа:
«Алкоголь и будущее нации …»
(обучающиеся завершают фразу)
Всем спасибо, до новых встреч.
Приложение
Статистика
В России ежегодное потребление алкоголя на душу населения — 18 литров.
При употреблении более 8 литров начинается процесс вырождения нации
30% населения России — бытовые пьяницы
10% населения страны больны алкоголизмом.
Психологическая зависимость
Согласно статистике, подростки начинают пить обычно в 13 лет.
В 9-х классах употребляют алкоголь 50% учащихся, в 10-х — 60%,
в 11-х — 70-75%.