Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности.
Педагогическая концепция – это структурированная совокупность идей (собственных или заимствованных) знаний, представлений, описывающих и обосновывающих профессиональные идеи.
Парадигма образования – совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований.
Педагогические взгляды – это мнения, суждения по поводу педагогических явлений, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию
Педагогическая теория – это система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений, и которая предписывает, как правильно управлять ими.
Педагогические цели воспитания – это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать.
Педагогическая технология – это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Педагогический идеал – это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой.
Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Неизбежная черта образования в рациоцентрической парадигме. Педагог и ребенок занимали в образовательном процессе открыто асимметричные позиции: взрослый навязывал ребенку цели обучения, содержание, регламентировал его время, принуждал следовать специальным предписаниям.
Эзотерическое понимание цели воспитания – освобождение природной, сущностных сил человека, чтобы быть единым с окружающим миром для развития познавательных, духовных и творческих способностей.
Натурацентрическое понимание целей воспитания – ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его места во взрослой жизни.
Теоцентрическое понимание целей воспитания – основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Смысл человеческой жизни видится в служении Богу, формировании богоугодных качеств. Это модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Целью воспитания, в рамках теоцентрической модели, является человек, верующий в бога, детерминированный его волей, зависимый от него.
Рациоцентрическа парадигма – зародилась в культуре нового времени (17 век). Основная идея: границы человеческого существования устанавливается самим человеком благодаря его разуму.
Антропоцентрическая парадигма – это переключение интересов исследователя с объектов познания на субъекте, другими словами анализируется человек в языке и язык в человеке. Главный фактор воспитания – естественная среда (природа). Изначальная совершенство ребенка, свобода в воспитании, гуманизм, главный продукт человеческого творчество – сам человек.
Культурологическое понимание целей воспитания – учет общественных потребностей и особенностей личности, приобщение человека к культуре. Воспитание определяется, как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.