СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АММИАК (с интерактивной доской)

Категория: Химия

Урок по теме "Аммиак" с использованием интерактивной доски был проведен 24.10.2017 в рамках областного семинара для резерва кадров на базе нашего колледжа. 

Просмотр содержимого документа
«АММИАК (с интерактивной доской)»

.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА



Мозырский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ политехнический колледж

Цикловая комиссия спецдисциплин специальности «Переработка нефти и газа»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого учебного занятия по дисциплине

«Неорганическая химия»

Тема «Аммиак»












Разработала Н.В.Саяпина,

преподаватель химии















2017













































Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

спецдисциплин специальности «Переработка нефти и газа»

«_____» ___________________ 2017 г.

Протокол №___

Председатель цикловой комиссии ___________/Л.А.Раевская/




Аннотация


Учебное занятие по теме «Аммиак» проводится в рамках темы «Неметаллы». Основная цель – формировать знания о строении молекул аммиака, о способах получения, о физических и химических свойствах изучаемого вещества. Для активизации познавательной деятельности учащихся на занятии применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, а также интерактивная доска с электронными учебными модулями, содержащими аудио- и видеоматериалы.


Методическая разработка адресуется преподавателям химии.









































ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Аммиак

Обучающая цель: рассмотреть строение молекулы аммиака, опираясь на знания о строении атома и механизмах образования связи; сформировать знания о физических, химических свойствах аммиака, о способах получения и областях применения аммиака.

Воспитательная цель: продолжить воспитание культуры речи, трудолюбия, взаимоуважения

Развивающая цель: развивать мышление, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий.

Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях химии через использование интерактивной доски

Междисциплинарные связи: биология, математика, физика, основы химической технологии

Внутридисциплинарные связи: тема "Основные типы химической связи", разделы "Химия неметаллов", "Химия металлов"

Тип учебного занятия: формирование новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Оснащение учебного занятия: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, опорные схемы, тесты, презентация, интерактивная доска, видеоматериалы


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1-3 мин)

- проверка присутствующих, вопросы о готовности группы к учебному занятию, постановка целей.

Здравствуйте! Откройте свои рабочие тетради и запишите дату занятия. Сегодня вы будете пользоваться привычными для вас опорным конспектом, учебником, тестовыми заданиями и все это вы видите на своих столах. Мы продолжаем изучать различные соединения и их свойства.

Сегодня мы говорим об известном с давних времен веществе, имеющем необыкновенные свойства. Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно.

Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак.

Запишите тему урока.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Но прежде, чем говорить о новом веществе, надо вспомнить, что на прошлых занятиях мы говорили о химических элементах VIIА, VIА групп и соединениях этих элементов.

2 учащихся работают у доски с планом характеристики элементов (приложение 1).

Все остальные учащиеся выполняют тестовые задания по 4 вариантам (приложение 2).

III. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План:

  1. История открытия аммиака и способы его получения

  2. Строение и состав молекулы аммиака

  3. Физические свойства аммиака

  4. Химические свойства аммиака

  5. Применение аммиака

Итак, начнем. Вещество, о котором пойдет речь сегодня, имеет древнюю историю. В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

Формула аммиака – NH3, и это водородное соединение азота.

- С помощью опорного конспекта и периодической системы охарактеризуйте строение атома азота и определите его валентность (1s22s22p3, валентность азота равна 3, это типичный неметалл)

- Учитывая природу атомов азота и водорода, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд)

- Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (3 по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму)

- Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота)

Получение аммиака

Давайте поговорим о лабораторном способе получения аммиака. Справедливости ради, надо сказать, что лабораторный способ получения аммиака со времен алхимиков практически не изменился.

Промышленный способ получения аммиака должен быть экономически выгодным. С какими же проблемами столкнулись ученые, изучая эту проблему?

Охарактеризуйте физические свойства аммиака.

Переходим к характеристике химических свойств аммиака.

Мы уже заметили, что аммиак хорошо растворяется в воде, что он имеет очень резкий запах, наконец, вспомните, ведь его ещё в средние века называли «щелочной воздух».

Вывод: растворение аммиака в воде и в кислотах – процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого – наличие у атома азота свободной пары электронов, которая «перетягивает» протон водорода Н+ из молекул воды Н2О и соляной кислоты HCl. В результате взаимодействия аммиака с кислотами образуются соли аммония.

Аммиак окисляется кислородом воздуха, а состав продуктов реакции зависит от участия в реакции катализатора.

Найдите в опорном конспекте уравнения химических реакций, иллюстрирующие данное свойство аммиака. Какие продукты образуются при горении аммиака без катализатора и в присутствии катализатора. В каком случае аммиак теряет больше электронов и почему?

Применение:

В течение этого часа мы постоянно говорили об аммиаке. Аммиак человек широко использует в быту и в технике.

Например, дома:

  1. К месту ожога крапивой или укуса насекомого можно приложить примочку из нашатырного спирта, потому что он нейтрализует кислоты;

  2. Растения скажут вам «спасибо», если вы их подкормите раствором солей аммония;

  3. Ваши мамы пекут пироги, используя пекарский порошок или разрыхлитель, который содержит карбонат аммония.

Пользуясь опорным конспектом, назовите другие области применения аммиака и его солей.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Самостоятельная тестовая работа по теме «Аммиак» (приложение 4)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Комментирование и выставление отметок

VI. ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

[1] § 11.3, цепочка превращений и сообщения по теме «Аммиак – ценное химическое сырье»











Приложение 1

А) Охарактеризуйте элементы – неметаллы 7А группы по плану:

Общая электронная формула: …
Возможные степени окисления: ……. У фтора …..
Физические свойства:
Фтор - …
Хлор - …
Бром - …
Иод- …

Все галогены ядовиты.

Химические свойства:

1.С металлами (образуется соль) уравнение ….
2.С водородом (галогеноводороды) уравнение ….
3. Более активный галоген может вытеснить менее активный из раствора его соли, уравнение ….
Биологическая роль:

Б) Охарактеризуйте элементы 6А (кислород и серу) группы по плану:

Общая электронная формула: …

Возможные степени окисления: …….. У кислорода …...
Физические свойства:
Кислород - …..
Сера - ….
Химические свойства:

1.С металлами (образуется оксиды и сульфиды) 2 уравнения ….
2.С водородом (вода и сероводород) уравнение ….
3. Взаимодействие друг с другом (уравнение ….)
Применение:

Приложение 2

Тест по теме "Неметаллы 7А и 6А групп»

1 вариант

1. Среди галогенов – простых веществ - твердым является

  1. Фтор; 2. Хлор; 3. Бром; 4. Иод.

2. О фторе нельзя сказать, что он

  1. самый активный; 2. самый электроотрицательный;

3. самый агрессивный; 4. самый легкий элемент.

3. Наиболее ярко выражены восстановительные свойства у

1. Фтора; 2. Хлора; 3. Брома; 4. Иода.

4. Из галогенов как отравляющее вещество в боевых действиях был применен впервые:

1. Фтор; 2. Хлор; 3. Бром; 4. Иод.

5. Степень окисления хлора в соединении Са(СlО)2

  1. -1; 2. +1; 3. +3; 4. +5

6. Сила галогеноводородных кислот возрастает в ряду

  1. НСl, НВr, НI; 2. НI, НВr, НСl;

3. НВr, НI, НСl; 4. НI, НСl, НВr.

7. При сливании растворов бромида калия и нитрата серебра образуется осадок

  1. белого цвета; 2. желтоватого цвета; 3. желтого цвета; 4. оранжевого цвета.

8. Смешали два раствора, содержащие равные массы хлорида натрия и нитрата серебра по 20 г каждого. Масса выпавшего осадка равна

  1. 16,8 г; 2. 33,6 г; 3. 48,8 г; 4. 97,7 г

9. Фтор взаимодействует с водой по уравнению __________________________________

10. Хлор взаимодействует с горячим раствором гидроксида натрия по уравнению___________________________________________________________________


2 вариант

1. Среди галогенов – простых веществ - жидким является

  1. Фтор; 2. Хлор; 3. Бром; 4. Иод.

2. Электронную формулу внешнего энергетического уровня, общую для всех атомов галогенов, можно записать в виде

  1. ns2np2; 2. ns2np3; 3. ns2np4; 4.ns2np5.

3. Наиболее ярко выражены окислительные свойства у

  1. Фтора; 2. Хлора; 3. Брома; 4. Иода.

4. С какими из перечисленных веществ хлор не взаимодействует?

  1. водой; 2. раствором хлорида натрия; 3. раствором бромида натрия;

  1. раствором щелочи.

5. Наиболее сильной из кислот является

  1. НСlО; 2. НСlО2; 3. НСlО3; 4. НСlО4

6. Раствор фтора в воде получить нельзя, так как

  1. фтор не растворяется в воде; 2.фтор разлагает воду; фтор частично растворяется в воде;

3. фтор вытесняет из воды водород; 4. фтор взрывается в воде

7. При сливании растворов иодида натрия и нитрата серебра образуется осадок

  1. белого цвета; 2. желтоватого цвета; 3. желтого цвета; 4. оранжевого цвета

8. В раствор, полученный при пропускании 11,2 л газообразного хлоро­водорода в воду, поместили 13 г цинка. Объем выделив­шегося газа равен (при н. у.)

  1. 22,4 л; 2. 11,2 л; 3. 5,6 л; 4. 4,48 л.

9. Хлор в лаборатории получают при взаимодействии соляной кислоты с перманганатом калия по уравнению____________________________________________

10. Хлор взаимодействует с холодным раствором гидроксида натрия по уравнению___________________________________________________________________



3 вариант

1. Элемент, расположенный в таблице Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева во 2 – м периоде VIА – группы, называется:

1) селен 2) сера 3) кислород 4) теллур

2. Число электронных слоев и число валентных электронов в атоме серы соответственно равны: 1) 4 и 6 2) 3 и 6 3) 2 и 6 4) 4 и 5

3. Высший оксид серы соответствует общей формуле: 1) ЭО3; 2) Э2О3; 3) Э2О5; 4) ЭО2

4. К веществам с ковалентной неполярной связью относится:

1) сероводород 2) сульфид калия 3) вода 4) озон

5. Степень окисления +4 сера имеет в соединении: 1) SO2; 2) SO3; 3) H2SO4; 4) H2S.

6. Кислотные свойства оксидов уменьшаются в ряду:

1) FeO – SeO2 – SO2 ; 2) SO2 – SeO2 – TeO2; 3) SeO2 – SO2 – TeO2; 4) Fe2O3 – SeO3 – SO3

7. С сероводородом взаимодействуют все вещества, указанные в ряду:

1) H2O, Cu , Cu(OH)2; 2) CO2, KOH, HCl; 3) SO3, S, Zn(OH)2; 4) O2, NaOH, CuCl2

8. С образованием газа идет реакция, схема которой:

1) Li2 SO4 + Ba(OH)2 → ; 2) H2SO4 + Ca(OH)2 → ; 3) K2SO3 + H2SO4 →; 4) H2S + NaOH →

9. Коэффициент перед окислителем в уравнении реакции между концентрированной серной кислотой и медью равен: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4

10. Верны следующие суждения о кислороде?

А. Химический элемент кислород образует два простых вещества – кислород О2 и озон О3.

Б. Как окислитель озон сильнее кислорода.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны


4 вариант

1. Элемент, расположенный в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева в 4-м периоде VIА – группы, называется:

1) селен 2) кислород 3) теллур 4) сера

2. Заряд ядра и число валентных электронов в атоме кислорода соответственно равны:

1) +8 и 6 2) +8 и 2 3) +16 и 2 4) +16 и 6

3. Такую же валентность, как и кислород, сера проявляет в каждом из двух соединений: 1) SO2 , Na2S; 2) Al2S3 , SO3 3) H2S , CaS 4) MgS, SO2

4. Химическая связь между атомами элементов с порядковыми номерами 6 и 16

1) ионная; 2) водородная; 3) ковалентная неполярная; 4) ковалентная полярная

5. Степень окисления +6 сера имеет в соединении: 1) H2SO4; 2) H2SO3; 3) H2S; 4) CS2

6. Оксид серы (IV) является: 1) основным; 2) кислотным; 3) амфотерным;

4) несолеобразующим

7. С оксидом серы (VI) взаимодействуют все вещества, указанные в ряду:

1) H2O, O2, NaCl; 2) Ca(OH)2 , CO2 , K2O; 3) Cu(OH)2, NaCl, CaO ; 4) NaOH , H2O , BaO

8.С образованием осадка идет реакция между рстворами:

1) Na2SO4 и KCl 2) H2SO4 и CuCl2

3) H2SO4 и BaCl2 4) CuSO4 и HCl

9. Коэффициент перед восстановителем в уравнении реакции между сероводородом и кислородом равен: 1) 4; 2) 3; 3) 2; 4) 1.

10. Верны ли следующие суждения о свойствах серы:

А.В химических реакциях сера проявляет как свойства окислителя, так и свойства восстановителя.

Б.С кислородом сера образует только кислотные оксиды.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.







Приложение 3



Приложение 4

Самостоятельная тестовая работа по теме «Аммиак»

I вариант

1. (2 балла) Азот входит в главную подгруппу:

a)      IV группы;  б) V группы   в) VI группы;    г) VII группы.

2. (2 балла) Раствор аммиака в воде окрашивает лакмус в:

a)      Красный цвет;       б) Синий цвет;  в) Фиолетовый цвет;   г) Не окрашивает совсем.

3. (2 балла) Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:

a)  Азота;     б) Оксида азота (II);  в) Оксида азота (III)     г) Азотной кислоты.

4. (2 балла) Степень окисления азота в аммиаке может быть равна:   а) +1;   б) 0;   в) +4;   г) -3;     

5. (2 балла) Нашатырный спирт – это:

а) Р-р аммиака в воде;    б) Р-р аммиака в спирте;  в) Хлорид аммония; г) Медицинский спирт.

6. (2 балла) При взаимодействии аммиака с кислотами образуются:

а) соли азотной кислоты б) соли аммония в) соли азотистой кислоты г) аммиачная вода

7. (2 балла) Назовите формулу – NH4Cl:

а) сульфат аммония б) хлорид аммония в) нитрат аммония г) нитрит аммония

8. (2 балла) Все соли аммония вступают в реакции:

а) разложения и горения б) разложения и обмена с щелочами

в) горения и обмена с щелочами г) разложения и замещения металлами

9. (15 баллов) Запишите уравнения реакций, взаимодействия:

А) аммиака и соляной кислоты

Б) аммиака и кислорода (без катализатора)

В) хлорида аммония и гидроксида натрия

Г) разложения нитрата аммония

Д) карбоната аммония и соляной кислоты

10. (4 балла) Назовите области применения солей аммония.

II вариант

1. (2 балла) Азот при обычных условиях - …

a)      Тяжелый металл;   б) Бесцветная маслянистая жидкость;

в) Одноатомный инертный газ;  г) Газ без цвета и запаха, состоящий из двухатомных молекул.

2. (2 балла) Реакция между хлоридом аммония и гидроксидом кальция идет потому что:

a)    Выпадает осадок;  б) Выделяется газ – аммиак;  в)Образуется соль;  г)Реакция не идет.

3. (2 балла) Аммиак горит в кислороде в присутствии катализатора с образованием:

a)      Азота;  б) Оксида азота (II);  в) Оксида азота (III);  г) Азотной кислоты

4. (2 балла) Степень окисления азота в молекуле аммиака:     а)  0;     б) +3;   в) -3;   г) +5;

5. (2 балла) Нашатырь – это:

а) Раствор аммиака в воде;  б) Раствор аммиака в спирте;  в) Хлорид аммония; г) Поваренная соль.

6. (2 балла) хлорид аммония взаимодействует с:

а)  хлоридом натрия б) гидроксидом бария в) нитратом калия г) соляной кислотой

7. (2 балла) Назовите формулу – NH4NO3:

а) сульфат аммония б) хлорид аммония в) нитрат аммония г) нитрит аммония

8. (2 балла) Газ, образующийся при взаимодействии щелочей с солями аммония, имеющий резкий запах: а) сероводород б) аммиак в) хлороводород г) фосфин

9. (15 баллов) Запишите уравнения реакций, взаимодействия:

А) аммиака и азотной кислоты

Б) аммиака и кислорода (в присутствии катализатора)

В) нитрата аммония и гидроксида калия

Г) разложения хлорида аммония

Д) карбоната аммония и азотной кислоты

10. (4 балла) Назовите области применения аммиака



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!