Аналитическая справка к продукту (презентации) « Инновационная деятельность по немецкому языку: участие в пилотировании образовательной инициативы Гёте – института «Немецкий – первый второй иностранный» и проекта «Немецкий язык для профессии и карьеры»»
В 2017-2018 учебном году МБОУ Пригорская СШ прошла конкурсный отбор на участие в проектах широко известного в России Гёте-института, который является учреждением культуры ФРГ. Его отделения работают во многих странах мира.
Деятельность Гёте-института направлена на популяризацию немецкого языка и расширение международного сотрудничества в области культуры. Проекты и инициативы Гёте-института давно известны учителям немецкого языка и очень любимы детьми. Об участии в пилотировании проектов мирового лидера в области продвижения и преподавания немецкого языка мечтают многие!
В 2017 году в г. Смоленске был открыт ресурсный центр Гёте-института на базе Смоленского филиала Российского университета кооперации, и у нас, учителей Смоленщины, появилась возможность сотрудничества с этим уникальным учреждением культуры Германии.
Наша школа стала одной из 20 общеобразовательных организаций Смоленской области, отобранных для участия в пилотировании в течение этого учебного года сразу двух проектов: «Немецкий – первый второй иностранный» для учащихся 5 класса и «Немецкий язык для профессии и карьеры» для учащихся 9 класса.
Цели и задачи проектов:
«Немецкий для профессии и карьеры»
помочь учащимся сориентироваться в многообразии современных профессий и стать более конкурентоспособными;
связать профессиональные дисциплины и немецкий язык;
познакомить учащихся с деятельностью современных предприятий в регионах РФ и ФРГ,
ознакомить с правилами деловой коммуникации и немецким языком для бизнеса;
способствовать формированию социальной и предпринимательской компетенции, необходимых для успешной социализации и эффективной самореализации, для обеспечения занятости и самозанятости молодёжи на рынке труда в России и за рубежом;
повысить престиж и востребованность немецкого языка как учебного предмета.
«Немецкий-первый второй иностранный»
привлечение внимания родителей, учащихся и руководителей общеобразовательных организаций к образовательному потенциалу предметной области «Иностранные языки»;
повышение качества преподавания немецкого языка в образовательных организациях;
поддержка учителей немецкого языка и их компетенций;
внедрение инновационных принципов и методик преподавания немецкого языка.
Для пилотных учреждений было предложено методическое сопровождение и обеспечение соответствующими пакетами учебных и рекламных материалов.
В рамках проекта «Немецкий - первый второй иностранный» для родителей проведено родительское собрание «Почему немецкий?», подарены брошюры «Многоязычие: аргументы в пользу немецкого языка», рекламные материалы; для директоров ОУ организованио информационное совещание, консультации по учебным планам, подарены плакетка для школы, брошюра «5шагов к введению немецкого в школе», комплекты УМК (стартовые пакеты); для учителей немецкого языка организованы курсы повышения квалификации по темам «Немецкий как второй иностранный во внеурочной деятельности», «Экзамены «Fit», семинары «Методика работы с анимационными материалами «Страноведение Германии для детей», «Использование настольной игры «Увлекательное путешествие по Германии во внеурочной деятельности», мастер-класс «Немецкий в чемодане»; для учащихся предусмотрены конкурсы в сети Интернет, уроки языковой анимации, проекты Гёте-института, экзамен «Fit» для подростков.
В рамках проекта «Немецкий для профессии и карьеры» предусмотрены конкурсы для школьников (в период участия в проекте); повышение квалификации учителя – семинар по теме «Немецкий для профессии с помощью учебно-тренировочной фирмы» (8-9 сентября, методист-мультипликатор Гёте-Института Елена Пахмутова); программа курса «Немецкий для профессии и карьеры» (на базовой платформе в режиме online); учебное пособие «Немецкий для профессии и карьеры», папки, справочники, ручки для учащихся.
Обязательным условием участия в проекте является своевременная отчётность учителя на сайте проекта о ходе пилотирования по шести модулям курса: «Основание фирмы», «Поиск деловых партнеров», «Контакты с зарубежными партнерами», «Подбор персонала», «Бизнес-ярмарка», « Юбилей фирмы».
Реализацией проекта в МБОУ Пригорская СШ занимается Захарова Оксана Анатольевна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории, стаж работы 26 лет. Направление работы: внедрение перспективных современных образовательных инициатив по изучению немецкого языка в сельской школе в рамках реализации ФГОС.
По работе над проектами были разработаны рабочие программы творческих объединений и создан продукт - электронная презентация. Целевые группы (для кого может быть полезен продукт): руководители ОУ и МО, учителя, осуществляющие организацию, планирование и внедрение внеурочной, внеклассной и инновационной деятельности по немецкому языку, родители.
В презентации отражены краткие сведения о программах Гёте -института, данные о пилотировании проектов в нашем ОУ, отмечены регионы-участники проектов, обозначена структура проекта в РФ, описаны цели и задачи обоих инициатив, оговорены 5 шагов по внедрению немецкого языка в школе, перечислены мероприятия для целевых групп проекта, размещены фотоматериалы по реализации проекта.
Продукт инициирует продвижение инновационной образовательной практики, определяющей новые подходы к организации образовательного процесса на средней ступени обучения в соответствии с идеологией ФГОС среднего общего образования.
Презентация разработана с целью распространения педагогического опыта и активизации работы учителей иностранного языка по данному направлению. Практическая значимость данного продукта заключается в том, что в ней предложены конкретные пути решения обозначенной проблемы.
Результаты, полученные в процессе внедрения инноваций в образовательную практику, ещё не проанализированы, т.к. реализация проектов предусмотрена до конца учебного года. Однако благодаря данной инициативе количество изучающих немецкий язык в школе увеличилось на 10 человек, а также появилось такое направление деятельности, как предметные творческие объединения.
Для внедрения данного инновационного продукта в педагогическую практику ОУ необходимы следующие условия:
высокая технологическая готовность педагога к реализации программ;
мотивационная готовность учащихся к реализации программ;
создание администрацией условий (организационных, материально-технических) для внедрения и реализации программ;
инициатива, поддержка и сопровождение со стороны родителей.
Данную практику необходимо преобразовывать под условия и ресурсы конкретной образовательной организации, группы учащихся и личность конкретного педагога.
Участие в пилотировании состоялось благодаря
инициативе Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ,
инициативе, сотрудничеству и сопровождению Ресурсного центра информационной и организационно-методической поддержки общеобразовательных организаций по немецкому языку (на базе Смоленского филиала Российского университета кооперации), в лице руководителя Купцовой Валентины Викторовны,
поддержке проектов директором школы Понизовцевым Валерием Павловичем.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество, ждём новых проектов!