АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
на учителя ОБЖ МКОУ «Ортатюбинская СОШ»
Ногайского района Республики Дагестан
Кокенеева Рустама Магомедовича
Рустам Магомедович работает в МКОУ «Ортатюбинская СОШ» в должности учителя ОБЖ с 2007. За время своей педагогической деятельности зарекомендовал себя как компетентный, инициативный педагог, использующий на уроках традиционные и инновационные методы, приемы и формы обучения. Педагог вносит значительный вклад в развитие системы образования школы, района в области повышения качества образования, воспитания и развития личности школьников.
Учителю удается добиваться и сохранять позитивную динамику уровня обученности школьников (100%), поддерживать и развивать интерес к изучению предмета, применяя современные методики и технологии обучения. Качество знаний учащихся - 100%.
Обучающиеся Рустама Магомедовича участвуют в конкурсах различных уровней и занимают призовые места: районный уровень – «Безопасное колесо» 2016г. - 2м; полевые учебные сборы 2015г - 2м;
Учитель считает своей важной задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ученика. Занимая активную жизненную позицию, педагог прививает навыки здорового образа жизни и своим ученикам.
Его уроки разнообразны по форме и содержанию. Учителем создана богатая копилка презентационных материалов к урокам, применение которых делает уроки более яркими и содержательными, повышает мотивацию к изучению предмета и, как результат, осмысленному выбору будущей профессии в области безопасности жизнедеятельности и МЧС.
Кокенеев Р.М. повышает свою профессиональную компетентность через самообразование и обучение на квалификационных курсах, участвует в работе муниципальных и республиканских семинаров, обобщая и распространяя собственный педагогический опыт.
Активно сотрудничает с комитетом по делам молодежи, военным комиссариатом по вопросам подготовки молодежи допризывного возраста к службе в рядах вооруженных сил. Имеет многочисленные благодарности от профсоюзного комитета, Главы МО Ногайского района.
Рустам Магомедович пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей.
I.Позитивная динамика учебных достижений учащихся
за последние три года
класс | 2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | 2018-2019учебный год |
Кол-во учащ. | успеваемость | Кач-во знан. | Сред.балл | Колич.учащ. | Успев. | Кач. зн. | Сред.балл | Кол.уч. | успев | Кач. зн. | Сред.балл |
8-класс | 12 | 100% | 100% | 4б | 8 | 100% | 100 | 4 | 5 | 100% | 100% | 4 |
10-класс | 3 | 100% | 100% | 4б | 12 | 100% | 100 | 4 | 10 | 100% | 100% | 4 |
11-класс | 3 | 100% | 100% | 4б | 3 | 100% | 100 | 4 | 8 | 100% | 100% | 4 |
Средний показатель качества по предмету ОБЖ, изучающим данный предмет – 100%
Данные таблицы наглядно показывают, что динамика качества знаний учащихся стабильно положительная.* Этому способствует плодотворная работа педагога по повышению качества знаний учащихся на основе взаимосвязи внеклассных и урочных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; принципов доступности, прочности, вариативности. При обучении школьников данному предмету преподаватель планирует занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, используя принципы: гуманистической направленности, практичности, систематичности и последовательности. Занимая активную жизненную позицию, преподаватель и у школьников развивает активность, сознательность, самостоятельность, сочетая коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения, что непосредственно сказывается на положительной динамике качества обученности учащихся.
2.Участие в предметных олимпиадах по курсу ОБЖ разных уровней.
Одним из способов достижения главной цели предмета ОБЖ, а именно: создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности; развитие качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозу и опасность, уметь защищаться от них; развитие умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, преподаватель считает организацию и проведение предметных олимпиад. Все большее количество учащихся показывают высокие результаты при решении нестандартных, интересных заданий, которые помогают им научиться мыслить, видеть разные варианты развития событий и на их основании принимать правильное решение, которое поможет им сохранить здоровье и жизнь.
3.Результаты внеурочной деятельности. Ведение дополнительных занятий , связанных с изучением ОБЖ в рамках программ по пожарной безопасности « Мы против пожара» , по дорожной безопасности « Перекресток» и военно- патриотического воспитания «Мы помним», «Юнармия»
Программы (проекты) объедены одной основной целью: развить у школьников умения и навыки обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности.
« Мы против пожара »
Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Программа создана в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма. Учитель ставит задачу создать основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне- специальных учебных заведениях МЧС России.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
«Перекрёсток»
Как и в предыдущей программе, основной целью данной программы является привитие учащимся устойчивых навыков безопасного поведения в любой ситуации; выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с правилами поведения на дороге, изучая «Азбуку дорожных знаков», принимая участие в конкурсных мероприятиях; практически закрепляя знания и умения по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке. Они также учатся быть внимательными и рассудительными; могут оказать первую помощь пострадавшему; могут разработать свой безопасный маршрут от дома до школы; становятся активными агитаторами безопасности дорожного движения при сотрудничестве с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Проект « Юнармия» развивает у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, защита Отечества. Допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской службы в рядах Российской армии. Повышение престижа военной службы. Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.
Основные цели и задачи проекта «Память»:
воспитательные - формирование активной и гражданской позиции учащихся МКОУ «Ортатюбинской СОШ», воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, формирование социальной активности и толерантности;
познавательные - приобщение к исследовательской и проектно-творческой деятельности на основе историко-краеведческого материала, овладение основами журналистики и социального анализа;
развивающие – развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработка статистических и анкетных материалов, развитие профессиональных склонностей.
Использование современных образовательных технологий.
Преподавание ОБЖ в школе предполагает различные аспекты обучения и воспитания школьников. В практике работы преподавателя – организатора имеют место применение различных передовых педагогических технологий, среди которых особое предпочтение отдается проектной деятельности, здоровьесберегающим технологиям, системно-деятельностному подходу, ИКТ, технологиям критического мышления, коллективным формам обучения через сотрудничество, что позволяет достигать наиболее эффективного, мотивированного и качественного обучения школьников.
Использование ИКТ в процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности.
Учащиеся активно используют возможности школьного компьютерного кабинета, где доступен Интернет и услуги электронной почты, широко применяют ИКТ для предъявления результатов своей деятельности. Они оформляют исследовательские работы, доклады, пользуясь компьютером. Защиту работы сопровождают компьютерной презентацией. В кабинете создан банк презентаций и видеофильмов по предмету ОБЖ для учащихся .
На уроках учителем также используются Интернет-ресурсы, материалы школьной медиатеки, а также самостоятельно выполненные учениками презентации, доклады, рефераты, тесты. При помощи ИКТ проводит нетрадиционные уроки: урок творчества, урок-путешествие, викторина, интегрированные уроки (история и экология, физкультура). Интегрированные уроки в содружестве с другими учителями-предметниками способствуют становлению у педагога его профессиональной деятельности.
Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения основам ОБЖ.
С введением ФГОС нового поколения видоизменился мой подход к проектированию урока. При проектировании урока ОБЖ в условиях реализации компетентностного образования важным для меня является выбор и внедрение таких педагогических технологий обучения, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию их ключевых компетентностей. Активную роль при этом играют:
‒ профессиональная и методическая подготовка учителя;
‒ целеполагание и мотивация учения;
‒ современные средства обучения;
‒ создание условий для саморазвития;
‒ анализ каждого занятия.
Сегодня я не источник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности приобретать и усваивать новые знания, в процессе обучения ученик выступает как партнер. Я учусь проектировать свой урок ОБЖ в логике учебной продуктивной деятельности, которая должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций. Стремлюсь к тому, чтобы 50 % времени самостоятельно работали и говорили учащиеся. Этому способствуют современные педагогические технологии, которые я применяю не только в классах, работающих по ФГОС, но и в других.
Технологии коллективного обучения, целью которой является обучение умению работать в сотрудничестве с товарищами.
Как показывает практика, групповая работа эффективна, процесс обсуждения учебных заданий, проблем в группе воспринимается так, как будто я, учитель советуюсь с учащимися, спрашиваю об отношении к происходящему и прислушиваюсь к их мнению. Среди методов и приемов предпочитаю самостоятельную работу в парах и группах по изучению и закреплению нового материала; практическую работу, организуемую в парах и группах; ролевые игры.
Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия и находить способы их решения. Моя задача в том, чтобы организовать поисковую учебно-познавательную деятельность на основе создания проблемной ситуации. При формулировке проблемного вопроса главное активизировать мышление учащихся. Так, по теме в 8 классе «Экологическая безопасность» пред учащимися была поставлена проблема: как взаимодействовать с окружающей средой сегодня, чтобы быть здоровым завтра? И хотя проблемные вопросы вызывают некое затруднение у учащихся, однако заставляют работать мыслительную деятельность, формируют познавательную самостоятельность ученика, развивают его творческие способности.
Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении информационных технологий. Большой интерес, проявляемый обучающимися к компьютеру, востребованность в жизни умений и навыков работы на нем, высокий уровень новизны являются активными стимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся:
‒ выбирать индивидуальный темп проработки учебной информации,
‒ максимально персонифицировать процесс обучения,
‒ получать информацию по любому интересующему вопросу,
‒ обеспечивают тренинг и контроль знаний.
Применение в обучении ОБЖ аудио-видео и компьютерных комплексов значительно изменяет способы работы учащихся с учебным материалом: ориентация учебного процесса направлена на деятельность учения. Компьютер выступает как средство управления познавательной деятельностью школьников. Овладение ИКТ позволило учителю создать достаточно большую копилку творческих презентаций к урокам ОБЖ как собственными силами, так и при помощи учащихся.
Здоровьесберегающие технологии. Эти технологии стоит поставить на первое место при обучении предмету ОБЖ. Эта технология способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.
Таким образом, педагогические технологии позволяют учителю существенно повысить эффективность образовательного процесса по ОБЖ, дают возможность проектировать учебный процесс по данному предмету с позиции деятельностного подхода, формировать ключевые компетенции обучающихся. Они также создают условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни, высокой социальной мобильности. А самое главное, уроки стали результативными, исчезла неуспеваемость, повысилась активность школьников, результативность урока – повышение качества знаний школьников и 100% успеваемость. Идет развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров. Достижения учащихся МКОУ «Ортатюбинская СОШ
- 3 место на муниципальном этапе военно- спортивной игре «Зарница» 2017 год;
- 3 место на муниципальном этапе конкурса Безопасное колесо» 2017 год;
- 2 место на муниципальном этапе конкурса Безопасное колесо» 2018 год;
Директор МКОУ «Ортатюбинская СОШ»_________________ С.Б. Межитова
.