Аналитическая справка о результатах пробного ОГЭ в 2017- 2018 учебном году по русскому языку в 9 классе МАОУ «Шеманихинской СОШ»
22 января проведён пробный ОГЭ по русскому языку. Контроль осуществлялся с целью определения уровня подготовки обучающихся 9 класса по русскому языку, а также для выявления пробелов в знаниях обучающихся для организации работы по их ликвидации.
Пробный экзамен по русскому языку проводился в форме письменной работы в соответствии со спецификацией и демоверсией ОГЭ 2018 года. Задания данной работы были рассчитаны на базовый (14 заданий) и высокий уровень усвоения содержания учебного материала, что отразилось на результатах выполнения.
Перед началом экзамена все обучающиеся прошли подробный инструктаж по его проведению. Начало экзаменационных испытаний - в 09.00 по местному времени. Общая продолжительность экзамена - 3 часа 55 минут.
Пробный экзамен по русскому языку сдавали 8 обучающихся 9 класса из 8. С работой справились не все участники экзамена. Качество выполнения – 50%.
Экзаменационная работа состояла из трёх частей и включал в себя 15 заданий,
различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 (сжатое изложение, аудиозапись);
Часть 2 (задания 2 -14) - задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
Часть 3 (альтернативное задание 15) - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Анализ выполнения 1 части:
К выполнению задания №1 (изложение) пробной экзаменационной работы приступили все выпускники (100%). Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.
Изложение оценивалось 3 критериями:
Первый критерий (ИК1) показал, что обучающиеся передают основное содержание прослушанного текста, отразив все микротемы (57%), но 53% упустили 1или 2 микротемы. Пропуск отдельных авторских мыслей разрушал целостность текста, а также вел к ошибкам при передаче основной информации.
В целом обучающиеся смогли применить приёмы компрессии текста (ИК2), использовав их на протяжении всего изложения. 72% обучающихся применили 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
Однако у 28% обучающихся приемы сжатия применялись неудачно, так как ученики опускали не второстепенную, а главную информацию.
ИК3. В некоторых работах абзацное членение не соответствовало абзацному членению исходного текста (28%).
Анализ выполнения 2 части:
№ | Задание | % выполнения |
2 | Информационная обработка текста | 75 |
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии | 100 |
4 | Правописание приставок | 62,5 |
5 | Правописание суффиксов | 75 |
6 | Лексика и фразеология | 62,5 |
7 | Словосочетание | 50 |
8 | Предложение и его грамматическая основа | 62,5 |
9 | Осложненное простое предложение | 62,5 |
10 | Пунктуационный анализ | 75 |
11 | Синтаксический анализ сложного предложения | 37,5 |
12 | Пунктуационный анализ | 25 |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения | 37,5 |
14 | СП с разными видами связи между частями | 25 |
Анализ выполнения 3 части:
Критерии | % выполнения |
С3К1 | Толкование значения слова | 75 |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | 70 |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 79 |
С3К4 | Композиционная стройность | 60 |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | 10 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | 10 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | 21 |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | 55 |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | 70 |
| Полугодовая % | Пробный ОГЭ % |
Успеваемость | 62,5 | 50 |
Качество | 25 | 25 |
Сравнивая по таблице результаты полугодовой работы и пробного экзамена, можно увидеть, что результаты пробного экзамена по многим заданиям стали хуже. Качество знаний обучающихся снизилось на 15 %. С чем это связано? Вероятно, с тем, что многие девятиклассники несерьезно отнеслись к пробному экзамену.
Анализируя результаты пробного экзамена, мы видим, что наиболее успешно обучающиеся справились с заданиями № .2, 3, 4, 5, 6,9, 14, которые проверяли следующие умения:
№2 - понимание содержания текста
№3 – умение определять средства выразительности.
№ 4 -правописание приставок
№5 – умение проводить орфографический анализ слова – правописание Н-НН в суффиксах имѐн прилагательных
№6 – умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка.
№14 – умение находить сложные предложения с различными видами связи
Самыми сложными для девятиклассников оказались задания № 9, 10,11,12, которые проверяли следующие умения:
№9 - нахождение предложений с обособленными членами
№10 – вводные слова
№11 – умение определять количество грамматических основ.
№12 - нахождение сложных предложений с разными видами связи
Анализ полученных результатов показывает, что большинство обучающихся успешно справились с частью 3(сочинение-рассуждение).
Школьники умеют строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Умеют извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный аргументативный текст.
Уровень орфографической грамотности будущих выпускников низкий. Несмотря на то, что перед обучающимися лежали орфографические словари, девятиклассники продолжают допускать грубые и негрубые орфографические ошибки. К типичным ошибкам можно отнести следующее:
правописание проверяемой безударной гласной в корне слова;
правописание гласных в суффиксах;
правописание производных предлогов;
правописание отрицательных местоимений и наречий;
правописание окончаний самостоятельных частей речи;
правописание непроизносимых согласных в корне;
правописание н и нн в разных частях речи;
правописание словарных слов;
Уровень пунктуационной грамотности учащихся 9 класса тоже низкий. К типичным ошибкам можно отнести следующие пунктограммы:
постановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;
постановка лишних знаков препинания;
постановка тире между подлежащим и сказуемым;
Соблюдение грамматических норм обучающимися 9 класса (ГК 3) остаётся актуальной проблемой, так как допускаются грамматические ошибки как в изложении, так и в сочинении. Ошибки:
- построение сложных предложений;
-ошибка в согласовании;
-нарушение согласования между подлежащим и сказуемым;
-пропуски необходимых слов;
- нарушение границ предложений.
Работа над речевыми нормами остаётся важной методической проблемой. Обучающиеся по-прежнему допускают следующие речевые ошибки:
Выводы
В целом, анализируя результаты пробного экзамена по русскому языку обучающихся 9 классов, можно отметить, что не все школьники умеют применять правила для решения тестовых заданий, основная часть детей при заполнении бланков проблем не испытывает. Умеют писать сочинение и изложение, но допускают орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Результаты выполнения пробного экзамена показывают, что основные компоненты содержания образования по русскому языку освоены большинством обучающихся удовлетворительно.
Рекомендации:
1.Провести детальный анализ ошибок, допущенных на экзамене.
2.Разоработать систему исправления ошибок, продумать работу над данными пробелами ( систематически на каждом уроке русского языка).
3.Продумать индивидуальную работу с обучающимися на уроке, направленную на формирование устойчивой компетенции в предмете.
4.Усилить работу по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка.
5.Систематически проводить работу с обучающимися над пополнением словарного запаса школьников.
Учитель русского языка Радостева А.А.