Аналитическая справка
о выполнении объемных показателей индивидуального плана
педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Джаватхановой Альбины Ахмедовны за последние три года
![]()
Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности
Поставленные задачи:
Выявление причин неуспеваемости
Анализ динамики развития познавательных процессов и способностей
Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация
Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений
Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении
Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам
Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направления: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Консультативное направление
За прошедший период были проведены консультации для учащихся, для педагогов школы, для родителей учащихся.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:
трудности в общении со сверстниками
эмоционально-поведенческие трудности
проблемы в детско-родительских отношениях
трудности в профессиональном самоопределении
трудности обучения
консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
прояснение и уточнение запроса;
сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
диагностика нарушений;
рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.
Диагностическое направление.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:
Диагностика навыка чтения (Л.А. Ясюкова)
Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
Диагностика интеллекта (тест Амтхауэра)
Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
Социометрия
Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии»)
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 6, 8-10 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 66 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 6, 8 классов. В 9, 10 классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 6 и 8 классов.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
развитие внимания
коррекция эмоционального состояния
работа со стрессовыми состояниями
работа с агрессией
развитие коммуникативных навыков
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако, стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 9,10 классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность» учащихся в связи с подготовкой к экзаменам
Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся 6, 8-10 классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
Стратегии поведения в конфликте
Психология общения
Психология влияния и психология рекламы
Самопрезентация
Психологическая подготовка к экзаменам
Способы снятия стресса
Мир труда и профессий
В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать очень эффективным.
2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 8 выступлений для родителей учащихся 6, 8-10 классов (общешкольные и классные родительские собрания). Темы проведенных выступлений: «Психологическая карта класса», «Самоопределение подростков» и «Психологические особенности возрастных периодов».
В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов;
4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
4) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей. Тема выступлений «Гиперактивные дети: методы и формы помощи». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендации по работе с гиперактивными детьми
5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
Оформление документации педагога-психолога
Посещение конференций и семинаров в целях самообразования
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
2015-2016 учебный год
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ | | 84 | Первичных | 70 |
Повторных | 14 |
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ | Общее количество | 166 | Родителей | 64 |
Специалистов | 12 |
Детей | |
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | Общее количество | 209 | С родителями | |
Со специалистами | 6 |
С детьми | 203 |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ | Общее количество | 54 | Родителей | |
Специалистов | |
Детей | 54 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ НА ГРУП. ДИАГНОСТИКЕ (человек) | Общее количество | 84 | Родителей | |
Специалистов | |
Детей | 84 |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ | Общее количество | 6 | Родителей | 3 |
Специалистов | 3 |
Детей | |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ | Общее количество | 146 | | |
Специалистов | |
Детей | 136 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕЩЕНИЙ ГРУП.ЗАНЯТИЙ (человек) | Общее количество | 10 | Родителями | |
Специалистами | 10 |
Детьми | |
УЧАСТИЕ В КОНСИЛИУМАХ | Плановых | 3 | Внеплановых | 7 |
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ | Плановых | 4 | Внеплановых | 10 |
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРОВ | Для педагогов/ др.специалистов | 3 | Для родителей | 3 |
КОЛИЧЕСТВО ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ) | 4 | ПОСЕЩЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ) ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ | 18 |
2. 2016-2017 уч.год.
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ | | 143 | Первичных | 98 |
Повторных | 45 |
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ | Общее количество | 309 | Родителей | 106 |
Специалистов | 0 |
Детей | 203 |
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | Общее количество | 274 | С родителями | 19 |
Со специалистами | 10 |
С детьми | 245 |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ | Общее количество | 8 | Родителей | |
Специалистов | |
Детей | 8 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ НА ГРУП. ДИАГНОСТИКЕ (человек) | Общее количество | 146 | Родителей | |
Специалистов | |
Детей | 146 |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ | Общее количество | 8 | Родителей | 5 |
Специалистов | 3 |
Детей | |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ | Общее количество | 1326 | | |
Специалистов | |
Детей | 326 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕЩЕНИЙ ГРУП.ЗАНЯТИЙ (человек) | Общее количество | | Родителями | |
Специалистами | |
Детьми | |
УЧАСТИЕ В КОНСИЛИУМАХ | Плановых | 2 | Внеплановых | 3 |
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ | Плановых | 2 | Внеплановых | 10 |
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРОВ | Для педагогов/ др.специалистов | | Для родителей | 5 |
КОЛИЧЕСТВО ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ) | 4 | ПОСЕЩЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ) ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ | 6 |
3. 2017 -2018 уч. год.
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ | | 36 | Первичных | 30 |
Повторных | 6 |
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ | Общее количество | 327 | Родителей | 136 |
Специалистов | 0 |
Детей | 236 |
КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | Общее количество | 218 | С родителями | 12 |
Со специалистами | 2 |
С детьми | 204 |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ | Общее количество | 53 | Родителей | |
Специалистов | |
Детей | 53 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ НА ГРУП. ДИАГНОСТИКЕ (человек) | Общее количество | 103 | Родителей | |
Специалистов | |
Детей | 103 |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ | Общее количество | 6 | Родителей | 3 |
Специалистов | 3 |
Детей | |
КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ | Общее количество | 312 | | |
Специалистов | |
Детей | 312 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕЩЕНИЙ ГРУП.ЗАНЯТИЙ (человек) | Общее количество | 103 | Родителями | |
Специалистами | |
Детьми | 103 |
УЧАСТИЕ В КОНСИЛИУМАХ | Плановых | 4 | Внеплановых | 0 |
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ | Плановых | 2 | Внеплановых | 2 |
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРОВ | Для педагогов/ др.специалистов | 5 | Для родителей | 12 |
КОЛИЧЕСТВО ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ) | 4 | ПОСЕЩЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ) ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ | 5 |
Стабильные положительные результаты или положительная динамика результатов, освоения обучающимися образовательных программ, подтверждаемых по итогам внутреннего и внешнего мониторингов
Модернизация системы психологического обеспечения процесса образования предусматривает выбор активной позиции педагога - психолога в сопровождении инновационных процессов, проектирование позитивных изменений образовательной среды и повышении психолого - педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Следовательно, суть психолога – переход от работы в режиме « скорой помощи» к созданию среды психологической безопасности, основа которой позитивное взаимодействие.
Цель моей профессиональной деятельности- психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности.
Исходя из вышеназванной цели мною осуществляется реализация следующих задач
1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения учащихся.
2. Психологическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении.
3. Создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
4. Сотрудничать с педагогическим коллективом школы и родителями учащихся (лицами, их заменяющими) с целью обеспечения адекватных условий для обучения, воспитания и развития учащихся школы.
5. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации вновь прибывших учащихся.
6. Психологическая помощь учащимся выпускных классов в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
7. Психологическое консультирование педагогов, учащихся и их родителей.
Исходя из вышеизложенного, я как педагог- психолог в течение трех лет работаю со следующими программами:
Контингент школы весьма разнообразен по вариантам дидактической запущенности, с перерывами в обучении, с преобладанием безработной молодежи и взрослых, по социальному и возрастному составу, с низкой мотивацией, поэтому мною была разработана программа под названием «Дороги и тропинки к трудным детям».
Цели данной программы:
- сопровождение обучающихся с низкой учебной мотивацией; профилактика отказов от посещения школы.
- расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления;
При реализации данной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в УВП удалось получить следующие результаты:
Удовлетворенность образовательной средой
Высокий
2014 – 2015 учебный год - 76%
2015-2016 учебный год - 79%
2016 -2017 учебный год - 86%
Средний
2014 – 2015 учебный год - 16%
2015-2016 учебный год - 14%
2016 -2017 учебный год - 11%
Низкий
2014 – 2015 учебный год - 7%
2015-2016 учебный год - 6%
2016 -2017 учебный год - 3%
Эмоционально-психологический климат
Высокий
2014 – 2015 учебный год - 19%
2015-2016 учебный год - 22%
2016 -2017 учебный год - 35%
Средний
2014 – 2015 учебный год - 52%
2015-2016 учебный год - 56%
2015-2016 учебный год - 49%
Низкий
2014 – 2015 учебный год - 29%
2015-2016 учебный год - 22%
2015-2016 учебный год - 16%
Познавательная мотивация, познавательные интересы
Высокий
2014 – 2015 учебный год - 42%
2014 – 2015 учебный год - 50%
2015-2016 учебный год - 59%
Средний
2014 – 2015 учебный год - 48%
2014 – 2015 учебный год - 16%
2015-2016 учебный год - 38%
Низкий
2014 – 2015 учебный год - 30%
2014 – 2015 учебный год - 34%
2015-2016 учебный год - 3%
Психологической службой созданы необходимые социально – психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, повышения их психологической культуры (компетентности): семинары, деловые и ролевые игры; тренинги; психологическое сопровождение в процессе аттестации; анализ психологической составляющей по итогам посещения уроков; групповые консультации; индивидуальное консультирование по результатам диагностики педагогов и учащихся; диагностика эмоционального состояния, психологического микроклимата, гармоничности психологической культуры.
Основу профессионального здоровья педагога составляет психологическое здоровье как мера способности педагога выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с педагогом заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности педагога к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Комплексное решение проблемы сохранения и восстановления профессионального здоровья возможно путем создания в образовательном учреждении оптимальных условий для личностного и профессионального развития педагога. Здесь значительная роль отводится работе педагога-психолога с педагогическим коллективом и администрацией.
Преобладающая профессиональная позиция педагога-психолога в построении взаимодействия с коллективом и администрацией образовательного учреждения – это стратег, аналитик, тренер, консультант. Работая с администрацией, педагог-психолог активно участвует в разработке и реализации образовательных программ и проектов, проводит психологическую экспертизу проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития детей, принимает участие в разработке общего плана работы школы, отслеживает промежуточные итоги и вносит коррективы в реализуемые психолого-педагогические программы, совместно с администрацией разрабатывает сценарии значимых мероприятий.
Работа педагогом –психологом Джаватхановой Альбиной Ахмедовной по всем показателям выполнена на 120 %.
Директор
МКОУ «Ирганайская СОШ» А.М. Магомедов
16