СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка -образец к аналитическому отчету для сдачи на квалификационную категорию педагога - психолога.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка- образец для аналитического отчёта для сдачи на квалификационную категорию педагога - психолога.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка -образец к аналитическому отчету для сдачи на квалификационную категорию педагога - психолога.»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСОЛОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ул. Советская д. 7, с. Мосолово, Шиловский р-н, Рязанская область, 391523. Тел./ факс: (49136) 4-35-04 / (49136) 4-35-36, E-mail: [email protected],

Сайт: https://sh-int-mosolovskaya-r62.gosweb.gosuslugi.ru/

Аналитическая справка

по итогам изучения учебной мотивации и уровня тревожности

учащихся с ОВЗ начальных классов и учащихся 5 классов за период 2021-2024 уч. г.

Каждый год с целью изучения уровня тревожности и определения уровня школьной мотивации специалисты социально – психологической службы проводят с воспитанниками 1 доп. - 5 -х классов диагностическое обследование методом анкетирования и методом наблюдения. Для эффективности и точности обследование проводится в конце второй четверти каждого учебного года.

С помощью методики изучения школьной мотивации выявлен уровень заинтересованности учащихся с ОВЗ 1доп. – 5 классов учебой в школе-интернате. Данная диагностика проводилась с помощью анкетирования для определения школьной мотивации А.Г. Лускановой.

  1. Исследование уровня школьной мотивации (Анкета для определения школьной мотивации А. Г. Лускановой, наблюдение, беседы).

  2. Исследование уровня школьной тревожности (Тест школьной тревожности Филипса, наблюдение, беседы).

В ходе анкетирования детям были предложены 10 ситуаций.

Ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в три балла; нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивался в один балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивался в ноль баллов.

Таблица 1.

Результаты определения уровня школьной мотивации

учащихся 1 доп. -5 классов




Классы


Количество обучающихся в классе

Учебный год


Количество обучающихся в классе

Учебный год


Количество обучающихся в классе

Учебный год

2021-2022

2022-2023

2023 – 2024

Уровни школьной мотивации

Уровни школьной мотивации

Уровни школьной мотивации

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1 дополни-тельный

5

-

60%

40%

11

-

56%

64%

5

-

60%

40%

1 класс

11

-

27%

73%

12

-

42%

58%

11

-

27%

73%

2 класс

11

-

27%

73%

12

-

33%

67%

12

-

33%

67%

3 класс

9

-

22%

78%

12

-

25%

75%

12

-

25%

75%

4 класс

9

-

33%

67%

10

-

40%

60%

12

-

33%

67%

5 класс

8

-

50%

50%

8

-

50%

50%

7

-

57%

43%

Итого

53

-

36,5%

63,5%

65


41%

59%

59

-

39%

61%



Статистический анализ полученных данных (Таблица №1) показал, что у более 50% учащихся с 1 дополнительного по 5 класс уровень школьной мотивации высокий, наблюдается постоянство данного показателя. Младшие школьники и ученики 5 класса с удовольствием посещают школу, проявляют старание, трудолюбие, прилежность в получении знаний. Положительная динамика наблюдается и в ситуации отсутствия данных низкой мотивации. Учащиеся обладают средним и высоким уровнями мотивации. Отмечаются хорошие показатели средней мотивации.

Следует отметить, что у вновь прибывших детей в течение года, благодаря условиям, созданным в школе – интернате и работе всех её специалистов у детей устанавливается средний уровень мотивации и даже высокий. Для нашей школы это очень хорошие показатели и мы стараемся так построить работу, чтобы данные показатели не снижались.

Наличие высокого уровня мотивации в течение трёх лет характеризует таких детей, которые обладают высоким познавательным мотивом, стремлением и ориентацией на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственным нормам, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя возле доски, процесс работы, урока и т.п. Наблюдается положительное отношение к школе, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; в полной мере овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; способны выполнять поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе

У оставшейся части учащихся средний уровень мотивации, хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

По итогам проведенного исследования 100% учащихся имеют высокий и средний уровень мотивации. Данные о низком уровне мотивации не отмечены.


Вывод

Таким образом, необходимо отметить, что изучение учебной мотивации учащихся – это непременное условие работы социально – психологической службы, классного руководителя, учителя – логопеда, воспитателя, а именно коллективные и индивидуальные занятия с детским коллективом. Исходя из наличия или отсутствия учебной мотивации, социально – психологическая служба должна планировать формы работы с детским коллективом по различным направлениям. Занятия специалистами социально – психологической службы проводятся индивидуально, группой детей или классным коллективом.

Изучение эмоционального благополучия учащихся в школе - интернате показало, что 80% воспитанников от общего количества учащихся в младшем звене и учащихся 5 класса, данные на 2023-2024 год, чувствуют себя в школе эмоционально комфортно, у них есть друзья в классе, в школе им нравятся учиться и жить. Дети соблюдают дисциплину, выполняют общие требования. Детям интересно на уроках, внеурочных занятиях, активно участвуют в общественной, спортивной, творческой жизни школы.

Обобщая результаты диагностического исследования, следует отметить, что у учащихся наблюдается преобладание внутренней школьной мотивации над внешней. Это свидетельствует о том, что большая часть учащихся положительно настроена по отношению к школе, ими принята роль ученика, им присуща высокая учебная активность и устойчивые познавательные интересы. Также определена группа учащихся, с которыми необходимо продолжить работу по формированию устойчивости познавательного интереса, развивать учебную активность, поднимать статусное положение в классе.

В целом у большинства детей в школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из них осознают цели и важность учения, многих школа привлекает внешней стороной. С проблемными учащимися проводить коррекционные индивидуальные и групповые занятия.

Исследование школьной тревожности

учащихся 1 доп., 1 -5 классов

Меняющиеся условия учения, переход к предметному обучению, предъявляемые к учащимся более высокие требования к уровню интеллектуального и личностного развития, к степени сформированности у учащихся определенных умений и навыков, трудности в общении с педагогами и сверстниками – все, это может сопровождаться повышением уровня тревожности, который в свою очередь ведет к школьной дезадаптации.

Тест школьной тревожности Филипса ориентирован на выявление высокого уровня тревожности учащегося, проявляющегося в различных учебных и социальных ситуациях школьного взаимодействия. Данный опросник позволил нам выявить не только общий уровень тревожности, но и найти сферу преимущественной локализации тревожных проявлений, т.е. сказать о причинах и предполагаемых предпосылках негативных эмоциональных переживаний ученика.

В ходе исследования было выявлено: смотреть таблица №2.























Результаты определения уровня школьной тревожности

учащихся 1 доп., 1 и 5 классов

( первое полугодие каждого учебного года)

Таблица №2


Шкалы тревожности

Уровни тревожности

Учебный год 2021-2022

Учебный год 2022-2023

Учебный год 2023- 2024

1 доп.

5 чел

1кл

11 чел

2кл

11 чел

3кл

9 чел

4кл

9 чел

5кл

8 чел

1 доп.

11 чел

1кл

12 чел

2кл

12 чел

3кл

12 чел

4кл

10 чел

5кл

8 чел

1 доп.

5 чел

1кл

11 чел

2кл

12 чел

3кл

12 чел

4кл

12 чел

5кл

7 чел

1. Общая тревожность в школе

В



















П

20%

55%

36%

22%

33%

25%

45%

25%

17%

33%

25%

25%

40%

36%

25%

17%

25%

29%

Н

80%

45%

64%

78%

67%

75%

55%

75%

83%

67%

75%

75%

60%

64%

75%

83%

75%

71%

2. Переживание социального стресса

В



















П


27%

27%

33%

22%

37,5%

18%

25%

33%

33%

30%

25%

20%

18%

25%

17%

25%

29%

Н

100%

73%

73%

67%

78%

62,5%

82%

75%

67%

67%

70%

75%

80%

82%

75%

83%

75%

71%

3. Фрустрация потребности в достижение успеха


В



















П


36%

18%

44%

33%

37,5%


25%

33%

33%

27%

25%


27%

25%



29%

Н

100%

64%

82%

56%

67%

62,5%

100%

75%

67%

67%

73%

75%

100%

83%

75%

100%

100%

71%

4. Страх самовыражения

В



















П


45%

36%

44%

44%

44%

45%

33%

33%

33%

20%

25%

40%

36%

58%

50%

33%

14%

Н

100%

55%

64%

56%

56%

56%

55%

67%

67%

67%

80%

75%

60%

55%

52%

50%

67%

71%

5. Страх ситуации проверки знаний


В



















П


36%

45%

44%

44%

37,5%

36%

42%

42%

50%

33%

62,5 %


45%

42%

50%

33%

29%

Н

100%

64%

55%

56%

67%

62,5%

64%

58%

58%

50%

67%

37,5%

100%

55%

58%

50%

67%

71%

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

В



















П



27%

22%

11%

12,5%

27%

18%

17%

17%

33%

25%


36%

25%

17%

33%

29%

Н

100%

100%

73%

78%

89%

87,5%

73%

82%

83%

83%

67%

75%

100%

64%

75%

83%

67%

71%

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

В



















П


22%

27%

22%

22%

25%

27%

25%

33%

25%

20%

25%


27%

25%

17%

17%

17%

Н

100%

78%

73%

78%

78%

75%

73%

75%

67%

75%

80%

75%

100%

73%

75%

83%

83%

83%

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

В



















П


55%

64%

56%

67%

62,5%

55%

42%

50%

58%

60%

50%


55%

50%

58%

42%

43%

Н

100%

45%

36%

44%

33%

37,5%

45%

58%

50%

42%

40%

50%

100%

45%

50%

42%

58%

57%



Статистический анализ полученных данных (Таблица №2) показал, что шкалы «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «проблемы и страхи в отношениях с учителями» всегда имеют повышенные значения. Связано это с тем, что детям порой трудно выйти ответить у доски, проявить себя, быть смелее, показать свои знания перед окружающими, отстоять свой ответ, своё мнение, свою точку зрения. В начальном звене у первоклассников и вновь прибывших детей проходит процесс адаптации, дети привыкают к новым условиям, окружающим детям и взрослым.




Результаты определения уровня школьной тревожности

учащихся 1 доп., 1 и 5 классов

(второе полугодие)

Таблица №3


Шкалы тревожности

Уровни тревожности

Учебный год 2021-2022

Учебный год 2022-2023

Учебный год 2023-2024

1 доп.

5 чел

1кл

11 чел

2кл

11 чел

3кл

9 чел

4кл

9 чел

5кл

8 чел

1 доп.

11 чел

1кл

12 чел

2кл

12 чел

3кл

12 чел

4кл

10 чел

5кл

8 чел

1 доп.

5 чел

1кл

11 чел

2кл

12 чел

3кл

12 чел

4кл

12 чел

5кл

7 чел

1. Общая тревожность в школе

В



















П



18%


33%



17%



10%



18%

25%


25%


Н

100%

100%

82%

100%

67%

100%

100%

83%

100%

100%

90%

100%

100%

82%

75%

100%

75%

100%

2. Переживание социального стресса

В



















П


27%

27%

22%

22%

12,5%


25%

33%

33%

20%



18%

25%

17%

25%

14%

Н

100%

73%

73%

78%

78%

87,5%

100%

75%

67%

67%

80%

100%

100%

82%

75%

83%

75%

86%

3. Фрустрация потребности в достижение успеха


В



















П


27%

18%

44%

17%

25%


17%



20%

12,5%


27%

25%

17%

17%

33%

Н

100%

73%

82%

56%

83%

75%

100%

83%

100%

100%

80%

87,5%

100%

83%

75%

83%

83%

67%

4. Страх самовыражения

В



















П


73%

45%

33%

44%

44%


50%

42%

50%

20%

25%


45%

42%

42%

43%

14%

Н

100%

27%

55%

67%

56%

56%

100%

50%

58%

50%

70%

75%

100%

55%

58%

58%

57%

86%

5. Страх ситуации проверки знаний


В



















П


27%

18%

33%

22%

63,5%


33%

33%

20%

25%

50 %


36%

33%

30%

25%

14%

Н

100%

73%

82%

67%

78%

37,5%

100%

67%

67%

80%

75%

50%

100%

64%

67%

70%

75%

86%

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

В



















П




11%

11%


9%

18%

17%


33%

25%


36%

25%

17%

33%

29%

Н

100%

100%

100%

89%

89%

100%

91%

82%

83%

100%

67%

75%

100%

64%

75%

83%

67%

71%

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

В



















П


27%

18%

22%

22%

12,5%

18%

17%

17%

25%

10%



18%



17%

17%

Н

100%

73%

82%

78%

78%

87,5%

82%

83%

83%

75%

90%

100%

100%

82%

100%

100%

83%

83%

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

В



















П


36%

45%

44%

44%

37,5%

45%

33%

25%

42%

40%

37,5%


36%

42%

42%

33%

29%

Н

100%

64%

55%

56%

56%

63,5%

55%

67%

75%

58%

60%

62,5%

100%

64%

58%

58%

67%

71%



По полученным результатам в начальном звене у учащихся наблюдался повышенный уровень школьной тревожности, проявляющийся в страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. Во втором полугодии, после проведенной профилактической, коррекционной работы показатели изменились, результат всесторонней эффективной работы виден в положительной динамике. Методы, приемы, упражнения включенные в работы были эффективны.

Следует отметить положительную динамику по шкалам «общая тревожность в школе»- воспитанники освоились, привыкли к дисциплине, выполняют обязанности и поручения, проявляют дружеские отношения в детском коллективе, воспитаны и тактичны в общении с взрослыми.

По итогам полученных результатов следует отметить, что у 100% уровень тревожности снизился, данный показатель свидетельствует о появлении у учащихся способности к устойчивой физиологической сопротивляемости стрессу, о способности сопротивляться тревоге и страху страх не соответствовать ожиданиям окружающих, а так же страху в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.

Вывод

Из данных следует, что воспитанники имеющие средний уровень тревожности, в свою очередь подавляют страх и тревогу в ситуациях не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке, страх и тревогу в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, стараются выработать и контролировать стрессоустойчивость в себе, воспитывая самоуверенность и смелость в любых делах.

В целом можно сказать, что из представленных данных об уровнях тревожности к внешним источникам устойчивой тревожности уверенно могут быть отнесены лишь детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушения в которых приводят к постоянным психологическим микротравмам детей, создают условия для повышенной уязвимости детей и подростков, подверженности их психологическим травмам. В школе-интернате из года в год улучшаются, как бытовые условия, так и повышается общая компетентность и профессионализм педагогов и других участников образовательно-воспитательного процесса.

Рекомендации специалистов социально – психологической службы:

1.Формировать мотивацию достижения так, чтобы у учащихся постоянно была возможность почувствовать свою успешность, т.е. отметку ставить, например, за аккуратность, каллиграфию, старание, оригинальность и т.д.

2.Учитывать особенности формирования потребностей учащихся, быть более внимательным к учащимся с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе.

3.Делать акцент на укреплении уверенности в себе, на осознании детьми необходимости знаний, процесса познания в жизни.

  1. Стимулировать личностную активность учащихся по поиску смысла учебы и посещения школы в целом. Например, обсуждать и проигрывать ситуации, в которых необходимы те или иные навыки, приобретаемые в школе - интернате.

  2. Использовать игровые моменты, направленные на изменение стереотипных взглядов на тот или иной фрагмент школьной действительности. Это могут быть игровые сюжеты, основанные на идеях робинзонады или встречи с пришельцами, сказочными героями и другими не существующими в жизненном опыте ребят персонажами. Подобные формы работы могут быть выстроены прямолинейно (например: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Как там вам пригодятся школьные знания?») или косвенно («На Землю прилетели инопланетяне, которые никогда не учились в школе. С какими трудностями они столкнутся в той или иной ситуации?»)

  3. Рассказывать о практической значимости каждого предмета;

  4. Создавать условия для комфортного общения и взаимодействия учащихся, чтобы общение с одноклассниками становилось одним из смыслов посещения ребенком школы (организация общения вне школы: приглашение друг ко другу в гости, совместные походы в музей, в театр, на прогулки и т.д.).

  5. Обращать особое внимание на формирование у учащихся навыков конструктивного общения (фильмы, мультфильмы, книги о детях, особенно их возраста).

  6. Проводить мероприятия, направленные на нормализацию групповой структуры.

При этом главное условие, обеспечивающее положительную динамику – это создание разнообразных форм групповой деятельности. В свою очередь данный метод потребовал от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных возможностей и ресурсов каждого учащегося.

Создавать возможность разрядки отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью, условия для полноценного отдыха учащихся.

  1. Использовать психологические упражнения, упражнения на релаксацию.

  2. Создавать условия для коррекции завышенной или заниженной самооценки учащихся.

  3. Использовать приемы работы с опорой на интересы учащихся.

  4. Обеспечивать учащимся психологическую поддержку, создавать ситуации успеха.

  5. Продолжать работу с родителями по формированию у детей чувства значимости знаний в жизни.



Дата ___________

Директор школы-интерната ____________ Базин Р. В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!