МБОУ «Кировская школа-гимназия № 2»
Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности УУД у учащихся 1-го класса
2017-2018 г.
В соответствии с планом работы МКУ «Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района», с целью оценки качества и разработки рекомендаций по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный ;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование .
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, оценочные листы мониторинга. Результаты диагностики метапредметных УУД показаны в таблицах.
В ходе исследования были использованы адаптированные методики, позволяющие определить уровень сформированности личностных УУД. Исследование проводилось в апреле 2018 года. В нем приняли участие 22 ученика 1-А класса.
Личностные УУД
Цель: исследование уровней самооценки, школьной мотивации и тревожности младших школьников.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Показатели сформированности личностных УУД
Личностные УУД | Показатели сформированнсоти личностных УУД |
Высокий уровень (%) от общего числа обследованных | Средний уровень (%) от общего числа обследованных | Низкий уровень (%) от общего числа обследованных |
Уровень тревожности | 4% | 41% | 55% |
Уровень мотивации | 9% | 35 % | 56% |
Уровень самооценки | 64% (имеют завышенную самооценку) | 32% (имеют адекватную самооценку) | 4%(имеют заниженную самооценку) |
Анализ результатов сформированности личностных УУД показал, что 44% учащихся имеют хороший уровень.
Регулятивные УУД
Цель: выявление уровня ориентировки на заданную систему требований, умения сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.
Показатели сформированности регулятивных УУД
Регулятивные УУД | Показатели сформированнсоти легулятивных УУД |
Высокий уровень (%) от общего числа обследованных | Средний уровень (%) от общего числа обследованных | Низкий уровень (%) от общего числа обследованных |
Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | 30% | 50% | 20% |
Умение формулировать и удерживать учебную задачу | 30% | 45% | 25% |
Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | 20 % | 60% | 20% |
Результаты диагностики показывают, что 80% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.
Познавательные УУД
Показатели сформированности познавательных УУД
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логическиеУУД, умение выделять существенные признаки
Познавательные УУД | Показатели сформированнсоти личностных УУД |
Высокий уровень (%) от общего числа обследованных | Средний уровень (%) от общего числа обследованных | Низкий уровень (%) от общего числа обследованных |
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях | 40% | 40% | 20% |
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | 25% | 45% | 30% |
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем | 20% | 45% | 35% |
Результаты диагностики показывают, что 72% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.
Коммуникативные УУД
Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Показатели сформированности личностных УУД
Коммуникативные УУД | Показатели сформированности коммуникативныхУУД |
Высокий уровень (%) от общего числа обследованных | Средний уровень (%) от общего числа обследованных | Низкий уровень (%) от общего числа обследованных |
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | 100% | 0% | 0% |
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | 100% | 0% | 0% |
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. | 40% | 50% | 10% |
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | 30% | 50% | 20% |
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | 25% | 45% | 30% |
Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали 72% учащихся второго класса.
ВЫВОД
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ педагогу первого класса рекомендуется:
Для оптимизации уровня самооценки учащихся необходимо:
1. Гибко перестраивать ход урока при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
2. Учить детей анализировать ошибки при выполнении заданий.
Для повышения познавательной активности и школьной мотивации:
рекомендуется использовать технологии и приемы проблемного обучения, групповую работу, создание совместных или индивидуальных творческих проектов, ИКТ-технологии (учебные видеоролики, презентации), нестандартные подходы к проведению уроков (например: задачи с карточками-заданиями и т.д), игровые технологии.
Для снижения школьной тревожности:
учителям рекомендуется при общении придерживаться демократичного стиля общения построенного на принципах доброжелательности, принятии и уважении личности каждого ученика. Чаще называть тревожных детей по имени, оказывать поддержку и помощь, перед проведением контрольных диктантов и других работ рекомендуется заранее сообщать детям, когда и как будет проходить контрольная, какие знания по темам или разделам будут проверяться. Помнить, что высокая школьная тревожность зависит от нескольких факторов: социально-психологической обстановке в семье, психологической обстановке в школе, стиля общения учителя с детьми, темперамента ребенка (врожденных особенностей).
Для снижения негативных эмоций у детей учителям:
рекомендуется создавать на уроках позитивный настрой, ситуации успеха для каждого ученика.
Педагог-психолог: Куртвелиева Г.С.