СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности УУД у учащихся 4-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности УУД у учащихся 4-х классов»

МБОУ «Кировская школа-гимназия № 2»

Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности УУД у учащихся 4-х классов

2017-2018 г.

В соответствии с планом работы МКУ «Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района», с целью оценки качества и разработки рекомендаций по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный ;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование .

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, оценочные листы мониторинга. Результаты диагностики метапредметных УУД показаны в таблицах.

В ходе исследования были использованы адаптированные методики, позволяющие определить уровень сформированности личностных УУД. Исследование проводилось в апреле 2018 года. В нем приняли участие 37 учеников 4-х классов.



Личностные УУД

Цель: исследование уровней самооценки, школьной мотивации и тревожности младших школьников.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Показатели сформированности личностных УУД

Личностные УУД

Показатели сформированнсоти личностных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Уровень тревожности

30%

20%

50%

Уровень мотивации

27%

44 %

34%

Уровень самооценки

40% (имеют завышенную самооценку)

47% (имеют адекватную самооценку)

13%(имеют заниженную самооценку)


Результаты диагностики показывают, что 56% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.


Регулятивные УУД

Цель: выявление уровня ориентировки на заданную систему требований, умения сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.

Показатели сформированности регулятивных УУД

Регулятивные УУД

Показатели сформированнсоти легулятивных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.



22%

60%

18%

Умение формулировать и удерживать учебную задачу

36%

48%

16%

Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


25 %

56%

18%


Результаты диагностики показывают, что 83% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.




Познавательные УУД

Показатели сформированности познавательных УУД

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические УУД, умение выделять существенные признаки



Познавательные

УУД

Показатели сформированнсоти личностных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Находить

ответы на

вопросы в тексте,

иллюстрациях

43%

53%

4%

Делать выводы в

результате

совместной

работы класса и

учителя

21%

45%

34%

Понимать

информацию,

представленную

в виде текста,

рисунков,

схем

24%

44%

30%


Результаты диагностики показывают, что 75% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.



Коммуникативные УУД

Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Показатели сформированности личностных УУД

Коммуникативные

УУД

Показатели сформированности коммуникативныхУУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

100%

0%

0%

Вступать в диалог (отвечать на вопросы,

задавать вопросы, уточнять непонятное)

100%

0%

0%

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

36%

54%

10%

Участвовать в коллективном обсуждении

учебной проблемы

25%

57%

18%

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми

для реализации проектной деятельности

19%

58%

23%

Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали 89% учащихся четвертых классов.



ВЫВОД

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.





РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях повышения уровня сформированности  универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ школы учителям начальных классов рекомендуется:

- Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. п.

- Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.

- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.


Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:

- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.

- Проводить коррекционно - развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности  предпосылок УУД.

- Привлекать учащихся начальной школы к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.

- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. А для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.






Педагог-психолог: Куртвелиева Г.С.