Аналитическая справка по итогам выполнения Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году
В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 08.10.2024 №1561 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.10.2024 № 6238/01-15, во исполнение Плана мероприятий («Дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2024/2025 учебный год, утвержденного приказом управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 10.10.2024г. № 543 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в Бахчисарайском районе Республики Крым», приказа управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.10.2024 № 578 «Об утверждении Положения о системе работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Бахчисарайского района РК», приказа управления образования, молодежи и спорта Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.10.2024 г. № 579 «О проведении недели по формированию функциональной грамотности в Бахчисарайском районе Республики Крым, с целью реализации комплекса мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в рамках национального проекта «Образование», в период с 05.11.2024 по 29.11.2024 были проведены тематические недели функциональной грамотности среди обучающихся 1-10 классов:
05.11.2024г. – 08.11.2024г. – Неделя читательской грамотности и креативного мышления;
11.11.2024г. – 15.11.2024г. – Неделя математической и финансовой грамотности;
18.11.2022г. – 22.11.2024г. – Неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции, и также мониторинг сформированности функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов,
Цель: активизация деятельности учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;
Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;
Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.
Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» Бахчисарайского района Республики Крым путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;
Одним из приоритетных направлений повышения качества образования является формирование функциональной грамотности учащихся. Для реализации данного направления в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» были проведены следующие мероприятия:
Организационно-управленческая деятельность:
Разработан план мероприятий («Дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» на 2024/2025 учебный год.
Проведены мероприятия по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся.
Проведены методические совещания для учителей по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности обучающихся.
Проведена информационно-разъяснительная работа:
Организовано размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.».
Проведены классные часы в 5-9 классах по формированию ФГ.
Проведена информационно просветительская работа с родителями. Организованы и проведены обучающие и просветительские мероприятия для родителей.
Мероприятия в рамках Недели функциональной грамотности:
С 05 по 08 ноября 2024 года в МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» прошла неделя читательской грамотности и креативного мышления.
В рамках этой недели прошли различные мероприятия, которые подготовили учителя, учитывая возрастные особенности школьников. Мероприятия были проведены в урочное и внеурочное время. Организована выставка книг любимых сказок и выставка «Читаем вместе на английском!». Учитель русского языка и литературы Шишко О.Б. показала фрагмент урока. Подготовка к ЕГЭ «Комплексный анализ текста», а также провела лингвистическую игру «Я редактор». Учитель русского языка и литературы Бронина В.Д. подготовила поэтический вечер «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…». Учитель русского языка и литературы Джур О.В. провела развивающую игру «Подбери рифму», дебаты «Актуальность грамотности письма» и внеклассное мероприятие «Тайны русского языка». Учитель русского языка Демидова Е.Е. провела литературную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Учителя Владыко С.М. и Саралидзе Е.В. провели практикум по формированию читательской грамотности на английском языке среди учеников 5 – 6 классов, а также конкурс на английском языке “Talent Show” среди 9 классов. Учитель изобразительного искусства Романова Т.В. провела мероприятия «Я рисую креатив под музыку Вивальди» и «Территория творчества». Учитель Гуня О.В. провела мероприятие «Ступеньки творчества» и мероприятие «Твой опыт + мой опыт = креатив». Учитель начальных классов Калнина Л.В. провела мероприятие во 2-А классе «Мои любимые сказочные герои». Учитель начальных классов Щербакова Т.Н. провела игру - конкурс «В мире пословиц и поговорок» в 3-А классе. Так же в начальной школе прошли мероприятия: конкурс пословиц и поговорок, викторина по сказкам А.С Пушкина, выразительное чтение прозаических произведений, конкурс рисунков «Мое любимое произведение», конкурс рисунков «Весёлые буквы» и открытые уроки.
С 11 по 15 ноября 2024 года прошла неделя математической и финансовой грамотности.
Были проведены следующие мероприятия:
Открытие тематической недели.
Конкурс рисунков «Математические ребусы». (учитель Толмачева О.И.)
Ребусы, кроссворды «Задачливый переулок». (учитель Рак Ю.Ю.)
Конкурс эрудитов «Занимательная математика». (учитель Джелилева Э.С.)
Математика в реальной жизни. Решаем вместе (оформление стенда).
Творческий конкурс «Ожившая цифра». (учитель Чернова О.С.)
Конкурс мастеров-художников «Ожившая цифра». (учитель Физля Э.Б.)
Викторина «Математические заморочки». (учитель Острик А.В.)
Геометрия моими глазами. (учитель Надеина Е.А.)
Конкурс сказок «Заколдованная цифра». (учитель Рак Ю.Ю.)
Путешествие в «Страну Любознаек». (учитель Деменьшина И.Я.)
Занимательный аукцион. (учитель Попова Е.А.)
Викторина «Экономические загадки». (учитель Гордеева Д.В.)
Учитель Громова Н.Г. провела внеклассное мероприятие Академия финансов», конкурсную программу «Юный экономист» и игру «Финансовая безопасность».
Учитель начальных классов Билял Д.Р. провела мероприятие в 3-В классе юный эрудит «Математика и финансы».
Учитель Проскурнина О.Ю провела эстафету в 5-ых кадетских классах «Поработай, заработай…».
18 ноября по 22 ноября 2024 года прошла неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции, и также мониторинг сформированности функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов.
Были проведены следующие мероприятия:
Открытие тематической недели.
«Все мы разные, но мы одна страна». (учитель Калнина Л.В.)
Мероприятие «Помечтаем, поболтаем…». (учитель Щепинская Л.А.)
Выставка рисунков «Встречаем зиму». (учитель Романова Т.В.)
Мероприятие «Школьные предметы в рисунках». (учитель Щербакова Т.Н.)
Спортивное мероприятие «Собери предметную мозаику». (учитель Проскурнина О.Ю.)
Формирование экологических представлений. «Как рождается проект». (учитель Киреева Т.И.)
Дискуссия «Правила общения в современных условиях». (учитель Мельник Г.А.)
Юный эрудит «Мы-экологи». (учитель Громова Н.Г.)
Конкурс песен и стихотворений «Времена года». (Куртбединов Б.Ф.)
Учитель Деменьшина И.Я. провела открытый урок в 1-В классе «День загадок о природе».
В период с 05.11.2024 по 29.11.2024 года на платформе «Российская электронная школа» (РЭШ) проводились диагностические работы функциональной грамотности с использованием электронного банка заданий: https://fg.resh.edu.ru/.
В мониторинге приняли участие: 74 учащихся: 8 класс – 32 учащихся, 9 класс - 28 учащихся, и 7 класс – 14 учащихся.
Для оценивания результатов выполнения работы использовался общий балл по каждому направлению функциональной грамотности. А на основе суммарного балла, полученного участниками диагностической работы за выполнение всех заданий, определялся уровень сформированности функциональной грамотности по каждому направлению.
По окончанию предметных недель были подведены итоги, победители и призёры награждены грамотами за активное участие в рамках предметных недель.
Тематические недели функциональной грамотности прошли в атмосфере творчества, сотрудничества, креативности. Каждый день педагоги стремились максимально заинтересовать ребят, привлечь к активному участию в мероприятиях. Все мероприятия были проведены на должном организационном и методическом уровне, носили творческий, познавательный и занимательный характер.
Каждый учащийся имел возможность раскрыться и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности, проявить коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.
Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что функциональная грамотность у учащихся развита на базовом уровне.
Большинство участников мониторинга в качестве наиболее часто встречающихся трудностей указывали:
Недостаточное количество времени для выполнения заданий.
Обучающимся сложно воспринимать большой объем текста с монитора компьютера, телефона, что создавало трудности в понимании текста задания в целом.
Тексты неудобно расположены и требуют пролистывания экрана и для прочтения, и для выполнения задания.
Трудности, возникающие у учащихся при необходимости обоснования и/или аргументации ответа.
В проведенном мониторинге прослеживается тенденция - при достаточных предметных знаниях и умениях, школьники все еще испытывают затруднения в применении их в ситуациях, близких к реальной жизни, а также при работе с информацией, представленной в формате, не характерной для большинства отечественных учебников.
Процесс развития функциональной грамотности учащихся длителен и сложен. Для решения данной задачи учителю необходимо:
-изучить аспекты ключевых компетенций по развитию функциональной грамотности школьников;
-научиться определять проблему ученика при работе с информацией, которая заключается в непонимании смысла текста, неумении его «прочитать»;
-овладеть конкретным практическим приемам по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности.
Выводы:
В целом план мероприятий («Дорожная карта») по сформированности функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» на 2024/2025 учебный год выполнен.
Учебные уроки, занятия проведены на достаточном уровне. В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.
Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.
По анализу диагностики функциональной грамотности выявлены обучающиеся, имеющие недостаточные результаты, это те учащиеся, которые показывают низкие результаты и в учебном процессе, т.е. низкомотивированные.
Результаты выполнения диагностической работы показывают, что обучающиеся недостаточно успешно справились с заданиями, проверяющими умения ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию, различать основные этапы проведения опытов и наблюдений, проводить исследования, анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы, использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач, давать определения понятиям, подводить под понятие, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.
По итогам диагностики отмечено, что учащиеся испытывали значительные затруднения с выполнением заданий на логические умения: выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение, проводить группировку, классификацию, выделять главное, владеть рядом общих приемов решения задач (проблем). Таким образом, достаточно актуальным представляется развитие системы обучения в плане обучения школьников логическим операциям.
Отмечаются дефициты в выполнении заданий с развернутым ответом, требующих самостоятельного описания хода опытов или построения логической цепочки обоснования выбора решения. Рекомендуется в рамках предметного обучения увеличить долю такого типа заданий для текущего контроля, а также заданий, опирающихся на ситуации жизненного характера.
Существенный дефицит отмечается в умениях выделять общий признак и группировать предложенные объекты в соответствии с выбранным признаком, классифицировать различные объекты, а также проводить сравнение двух объектов или процессов.
Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, чтобы достичь положительных результатов в данном направлении должна работать вся школьная команда учителей. Применение учителем в учебном процессе нетипичных заданий, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни, как правило, требуют применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Не только на внеурочных занятиях, но и на уроках разбирать задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности учеников. На занятиях школьники должны получить опыт решения контекстных задач и заданий, в которых необходимо интерпретировать информацию, преобразовывать её и моделировать ситуации её применения в жизненных ситуациях.
Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 4-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной и финансовой) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности». Будучи интерпретированы в соответствии с выбранным способом, тексты проявляют свои различия как инструктивные, описательные и объяснительные. Очень полезны тексты-задачи, которые содержат «недосказанности» в отношении применения компонентов освоения способов, которые при решении задачи подросток должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. Полезно предлагать тексты-задачи, которые содержат «избыточную» информацию, тогда подростку необходимо будет выделить и мобилизовать для решения задачи только ту информацию, которая вступает в определённые отношения с предстоящим действием.
Рекомендации:
Рассмотреть аналитическую справку о выполнении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 им. ВИЛИНА И.П.» в 2024/2025 учебном году на педагогическом совете (май, 2025 г.);
Осуществить контроль по формированию функциональной грамотности во внеурочной деятельности (постоянно);
Организовать курсовую подготовку педагогов по проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся (до 01.09.2025 г.)
Руководителям ШМО:
Запланировать на 2025/2026 учебный год проведение открытых занятий внеурочной деятельности по применению форм, методов формирования функциональной грамотности, проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 2-11 классов на платформе РЭШ (постоянно).
Учителям – предметникам:
Запланировать на 2025/2026 учебный год проведение открытых занятий внеурочной деятельности по применению форм, методов формирования функциональной грамотности, проведение мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 2-11 классов на платформе РЭШ (постоянно).
Использовать на уроках, занятиях ВД разнообразные приемы работы для вовлечения обучающихся в образовательную деятельность по формированию функциональной деятельности (постоянно);
задания с описанием жизненных, проблемных ситуаций, близких и понятных обучающимся;
задания на осознанный выбор обучающимися модели поведения в жизненной ситуации;
задания с включением таблиц, схем, рисунков в качестве источника дополнительной информации.
Использовать электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (постоянно);
Для учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД организовать дополнительные практические занятия, направленные на формирование проверяемых познавательных действий.
Заместитель директора Е.А. Надеина