СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам мониторинговой работы по английскому языку в формате ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В аналитической  справке  описываются итоги проведения мониторинговой работы по английскому языку в формате ОГЭ в 9 классе.  Указаны типичные ошибки,графики, рекомендации преодоления пробелов.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам мониторинговой работы по английскому языку в формате ОГЭ»

Аналитическая справка

о результатах мониторинговой работы

по английскому языку для обучающихся 9 класса

МОАУ «Гимназия №6» (2024-2025 учебный год)

Назначение мониторинговой работы – оценить уровень языковой подготовки по иностранному языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку, ОГЭ обеспечивает объективное выявление у обучающихся уровня сформированности коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письменной речи, говорении), а также языковых знаний и навыков. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Задания по аудированию», «Задания по чтению» и «Задания по письменной речи»; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделах «Задания по письменной речи» и «Задания по говорению».

В 2024-2025 г. ОГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору.

Экзаменационная работа содержит две части:

- письменную (разделы 1–4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков участников экзамена);

- устную (раздел 5, содержащий задания по говорению).

Для проведения мониторинговой работы обучающимся были предложены обе части.

Таблица 1.1 Распределение заданий экзаменационной работы по количеству и типу заданий



Раздел работы

Количество

заданий

Тип

заданий

Максимальный

балл

1

Раздел1(задания по аудированию)

11

КО

15

2

Раздел2(задания по чтению)

8

КО

13

3

Раздел 3 (задания по грамматике и лексике)

15

КО

15

4

Раздел 4(задание по письменнойречи)

1

РО

10

5

Раздел 5(задания по устной части)

3

РО

15


Итого

35


68

КО – задания с кратким ответом, в том числе на установление соответствия;

РО – задания с развернутым ответом.

Время выполнения письменной части экзаменационной работы – 120 мин. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:

раздел 1 (задания по аудированию) – 30 мин.;

раздел 2 (задания по чтению) – 30 мин.;

раздел3(заданияпограмматикеилексике)–30мин.;

раздел4(заданиепописьму)–30мин.

Раздел 5(задание по устной части)-15 минут

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания с кратким ответом участник ОГЭ получает 1 балл:

- за каждый правильно выбранный и записанный ответ в заданиях на выборизаписьодногоправильногоответаизпредложенногоперечня ответов;

  • за каждое правильно установленное соответствие в заданиях наустановление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

  • за каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы словав нужнуюграмматическуюформу;

  • за каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.

За неверныйответили отсутствие ответавыставляется0 баллов.

Перед проведением экзамена устанавливается минимальное количество баллов по иностранному языку, подтверждающее освоение выпускниками IXклассов общеобразовательных учреждений программы основного общего образования по иностранному языку. Минимальная граница по иностранному языку определяется объемом знаний и умений и навыков,без которых невозможно продолжение образования в старшей школе.

Полученные за выполнение экзаменационной работы баллы могут быть переведены в отметку по пятибалльной шкале:



Отметка

2

3

4

5

Баллы

0–28

29-45

46-57

58-68


В проведении пробного ОГЭ по иностранному языку принимали участие 8 обучающихся (из 91) из 9 класса, что составляет 9%.


По итогам проведения работы были получены следующие результаты.

Кол-во обуч-ся, сдававших экзамен

Количество обуч-ся, получивших соответствующие отметки:

Показатель %:

Группа "риска" (кол-во обуч-ся)

ФИО учителя,

«2»

«3»

«4»

«5»

«2»

«4» и «5»



8

0

3

3

2

0

63%

1

 Кожевникова Н.Ю. учитель английского языка, ВК

Гаврилова Т.Н.,учитель английского языка ВК



Обучающийся

Макимальный балл

Набранный балл

% выполнения

оценка

1

Кузько Н

68

65

96%

5

2

Иванова М

68

59

87%

5

3

Кауненко Ф

68

55

81%

4

4

Фошин К

68

50

74%

4

5

Юдина Э

68

48

71%

4

6

Огурцов М

68

46

68%

3

7

Бебенина Е

68

40

59%

3

8

Забанова Д

68

33

49%

3


Успеваемость составила – 100%, качество знаний - 63%.

При этом иноязычные коммуникативные умения выпускников в разных видах речевой деятельности оценивались практически одинаково (максимальное количество баллов

за выполнение заданий одного раздела – 15; только задание по письму оценивалось в 10

баллов), что свидетельствует о понимании важности владения обучающимися всеми речевыми

умениями (рецептивными и продуктивными) для формирования коммуникативной компетенции.


Процент выполнения разделов мониторинговой работы 2024-2025 г. по английскому языку




Представленная на рисунке диаграмма показывает, что наиболее сложным для участников МР оказался раздел «Чтение(работа с текстом)», «Грамматика», «Условный диалог-расспрос» Рецептивные умения (разделы «Задания по аудированию» и «Чтение вслух», « Грамматика и лексика») сформированы у выпускников лучше, чем продуктивные умения, что является традиционной для российских школ ситуацией.

Анализ результата письменной части ОГЭ по английскому языку по разделам.

Раздел 1. «Аудирование».

Задания мониторинговой работы в разделе «Аудирование» проверяли:

- умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста;

- умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию.

Типичная ошибка при выполнении данного задания:

-несконцентрировано внимание на прослушанной информации.

-орфографические ошибки в написании ответа

Однако результаты по разделу «Аудирование» свидетельствуют о том, что неплохо справились с заданиями данного раздела. Сформированы умения понимать, как основное содержание прослушенных текстов, так и запрашиваемую информацию в прослушиваемом тексте.

Раздел 2. «Чтение».

Задания мониторинговой работы в разделе «Чтение» проверяли:

- умение читать текст с пониманием основного содержания;

- умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию.

С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым было предложено 9 задание, в котором нужно было установить соответствие между текстами и заголовками, и задания 10-17. Задание 10-17 заключалось в следующем: нужно было прочитать текст и определить, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют, и о чём в тексте не сказано. Каждое задание состояло из инструкции на русском языке, объясняющей, как выполнять задание, текста и тестовых вопросов. Уровень сложности заданий различался уровнем сложности проверяемых умений, сложностью языкового материала и тематики текста. Полученные данные по результатам выполнения экзаменационной работы в данном разделе позволяют проанализировать уровень сформированности вышеперечисленных умений.

Результаты анализа показывают, что у участников ОГЭ не совсем сформированы и умение понимать основное содержание прочитанного текста, и умение понимать запрашиваемую информацию в прочитанном тексте.

Раздел 3. «Грамматика и лексика».

Задачей мониторинговой работы в разделе «Грамматика и лексика» являлась проверка уровня сформированности навыков обучающихся использовать языковые единицы в коммуникативном контексте.

С целью выполнения поставленной задачи в раздел «Грамматика и лексика» были включены два задания: 1) проверяющее грамматические навыки (задание 20-28);

2) проверяющее словообразовательные навыки (задание 29-34).

Задания 20-28 предполагали заполнение пропусков в предложениях грамматическими формами, образованными от приведенных слов.

Задания 29-34 предполагали заполнение пропусков в предложениях однокоренными (родственными) словами, образованными от приведенных слов. Ответы, содержащие орфографические или грамматические ошибки, считались неверными.

Из анализа данного раздела видно, что с заданиями раздела «Грамматика и лексика» обучающиеся справились с большим количеством ошибок.

По-прежнему наиболее трудными для обучающихся остаются видовременные личные формы глаголов.

Типичными ошибками раздела являются:

-использование форм глагола “to be”

-использование страдательного залога в прошедшем времени

-использование настоящего простого времени в 3м лице единственного числа

- употребление будущего времени

-использовние суффикса –ive у прилагательных

- использование отрицательных приставок –un\im

Исходя из анализа результатов выполнения данного раздела, рекомендуется:

1. Формировать навыки употребления формы глагола. Добиваться от обучающихся понимания того, для чего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает.

2. Давать обучающимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола.

2. Отработать использование конструкции в страдательном залоге

3. Тренировать написание типичных словообразовательных элементов

Раздел 4. «Письмо».

Основной задачей мониторинговой работы в разделе 4 «Личное письмо» являлась проверка уровня сформированности умений обучающихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач, а именно написать письмо (электронное сообщение) личного характера в ответ на письмо-стимул.

Стимулом для высказывания в задании 35 был отрывок из электронного письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы. При написании личного письма ученики правильно выбрали элементы стиля написания. Соблюдались нормы вежливости, начиная письмо с благодарности за полученное письмо, употреблялись соответствующая завершающая фраза и ставили правильно подпись в конце письма. Допущены орфографические ошибки.

Анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе 4 «Письмо», позволяет сформулировать следующие рекомендации:

1. Продолжить работу с обучающимися с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи.

2. Для овладения умениями письменной речи следует учить обучающихся анализировать свои собственные работы и редактировать их в нужном направлении.

3. Отработать написание клише.

Раздел 5. «Устная речь».

Устная часть мониторинговой работы состояла из 3х заданий:

1 задание-чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера

2 задание-участие в условном диалоге- расспросе (ответить на 6 услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса).

3 задание-построение связного монологического высказывания на определенную тему с опорой на план.

Результат выполнения задания составил 88% от максимального балла.

Часто допускаемые ошибки (чтение):

-фонетические ошибки, искажающие смысл.

Часто допускаемые ошибки (диалог-расспрос):

-ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу,

-допущены фонетические, и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.

-нет ответа на вопрос

Часто допускаемые ошибки (монологическое высказывание):

  • учащиеся часто не начинали с общего представления темы;

  • раскрывали содержание не всех аспектов задания;

  • не давали развернутую аргументацию, когда в одном из аспектов задания было “Why”;

  • допускали лексические и грамматические ошибки;

  • не подводили итог, обобщив сказанное в основной части высказывания.

  • не набрали обьем

Проведя анализ тренировочной работы ОГЭ можно сделать вывод, что необходимо провести работу над ошибками:

необходимо тренировать обучающихся концентрировать внимание на информации, тренировать в способах употребления лексики, обогащать словарный запас; оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности, при чтении уметь понимать основное содержание прочитанного, работать над техникой чтения, над умением писать личное письмо в ответ на письмо-стимул, укрепить психологическую уверенность обучающихся в своих возможностях, что приведёт к достижению лучших результатов.

Рекомендации:

1.Провести подробный анализ мониторинговой работы по иностранному языку в 9 классе и наметить пути и сроки отработки с обучающимися наиболее трудных заданий.

2.Довести до сведения обучающихся и их родителей результаты МР по английскому в 9 классах.

3. Необходимо научить школьников внимательно читать задания и извлекать из них максимум информации, которая поможет при их выполнении (содержание задания особенно важно при написании личного письма, построении монологического высказывания и участии в диалоге-расспросе).

4. Следует использовать различные стратегии работы со звучащим/напечатаннымтекстом в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания или с поиском запрашиваемой информации (разделы «Задания по аудированию» и «Задания по чтению»).

Так, для понимания основной информации в тексте обучающийся должен уметь выделять ключевые слова и не обращать внимание на те лексические единицы, которые не влияют на понимание основного содержания. При этом необходимо учитывать, что в тексте (звучащем/печатном) основная мысль выражена иным образом (с помощью синонимов), чем в тексте задания.

5. Стоит приучать обучающихся внимательно читать текст, который необходимо восстановить (раздел «Задания по грамматике и лексике»); находить в предложениях слова-маркеры, которые подскажут каким образом, следует преобразовать вынесенное слово. Анализ языковых ошибок показал, что при подготовке обучающихся необходимо уделить особое внимание всем разделам грамматического материала. При выполнении в классе заданий на восстановление текста необходимо обращать внимание обучающихся не только на правильность ответа, но и на орфографию слов.

6. Необходимо читать текст письма-стимула, выделяя три вопроса, на которыеследует дать полные ответы. После написания личного письма нужно проверить его сточки зрения объема (100 -120 слов), содержания (благодарность за полученное письмо/ссылка на предыдущие контакты, ответы на три вопроса; обращение, завершающая фраза, подпись неформального стиля), оформления (обращение, завершающая фраза, подпись (на отдельной строке)); использованного языкового материала; орфографии слов, пунктуации.

7. Для успешного выполнения задания устной части выпускник должен обладать определенным лексическим запасом в соответствии с изучаемой тематикой, уметь точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Необходимо уделять большее внимание на уроках развитию умения решать коммуникативные задачи в продуктивных видах речевой деятельности (письмо и говорение) и использованию разных стратегий в зависимости от поставленной коммуникативной задачи с их последующим анализом и самоанализом; необходимо формировать у учащихся микро умения в разных видах речевой деятельности на основе анализа и создания определенного репертуара лексических единиц и грамматических форм и конструкций, без которых невозможна коммуникация в рамках естественного человеческого языка. При этом пассивный запас в форме учебных действий «узнавать/распознавать» должен превосходить активный запас («использовать в устной и письменной речи»).

8.Немаловажным является развитие навыков самоконтроля и самопроверки. Многие выпускники не видят своих ошибок, не умеют проверить свой текст даже при наличии достаточного времени. В таких случаях полезно начинать с исправления ошибок в чужом тексте, с взаимопроверки и развития в целом навыков критического мышления; использовать в процессе обучения тексты различных типов и жанров, в том числе материалы сети Интернет.

Также необходимо проводить специальные уроки по обучению выполнения заданий в формате ОГЭ, используя в учебном процессе пособия, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к государственной итоговой аттестации» и «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ». Также имеет смысл проводить уроки, репетиционные экзамены/тестирования в формате ОГЭ. Немаловажным является постоянное использование критериев ОГЭ на уроках.

Рекомендации по организации дифференцированного обучения

школьников с разным уровнем предметной подготовки

При организации обучения успешных школьников, рекомендуется:

-регулярно развивать у обучающихся умения поискового и просмотрового чтения, которые предполагают в первую очередь овладение умениями ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбирать из него нужную информацию;

-уделять большее внимание развитию компенсаторной компетенции;

-развивать метапредметные умения;

-отрабатывать с обучающимися основные стратегии описания, сообщения, рассуждения и показывать, как их использовать при раскрытии пунктов плана письменного или устного высказывания;

-тренировать спонтанную речь обучающихся, отрабатывать актуальные коммуникативные ситуации монологической речи в рамках программного предметного содержания, использовать игровые техники.

При организации обучения слабоуспевающих школьников, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма работы:

Выявление дефицитов и создание персонифицированной образовательной траектории (программы) для их ликвидации у слабоуспевающих участников.

-Создание условий для успешного продвижения учащихся по данной траектории в урочной и внеурочной деятельности и постоянное отслеживание результатов.

-Отбор учебных материалов для персонифицированных маршрутов для систематического повторения ранее изученного языкового материала с последующим мониторингом промежуточных и итоговых результатов достижений.

-Отбор и внедрение современных приемов и технологий организации освоения учебного материала, достижения планируемых результатов обучения.

-Использование результатов оценивания коммуникативной компетенции обучающегося. Повторение материала, связанного с допущенными ошибками.





Учитель английского языка Кожевникова Н.Ю.