Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная школа –
детский сад № 31»
Аналитическая справка
по итогам проведения проверочной работы
по русскому языку
в 11 классе 18 декабря 2018 года
Цель:
• анализ написания сочинения - рассуждения учащимися 11 класса.
Сроки проведения: 18.12.2018 г.
Время проведения: 2-3-й урок, вторник.
Учитель: Гапонова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, специалист.
Учащимся 11 класса был предложен текст Андрея Николаевича Кузнецова (1920-1998 гг.) — писателя, участника Великой Отечественной войны.
Сочинение-рассуждение 11-тиклассников по исходному тексту должно соответствовать плану:
Проблема.
Комментарий.
Позиция автора.
Своя позиция.
Аргумент 1.
Аргумент 2.
Заключение.
Объект/направление контроля: учебный процесс.
Форма проведения контроля:
• организация проведения сочинения-рассуждения;
• оценивание и анализ результатов итогового сочинения.
Перед учащимися была поставлена следующая задача: напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Приведите аргументы.
Сделайте вывод.
Соблюдайте абзацное членение текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Результаты контроля:
На подготовительном этапе заместителем директора по УВР Огиенко Я.В, было организовано проведение проверочной работы по русскому языку в 11 классе, сформирована комиссия:
Комиссия по проведению проверочной работы: Огиенко Я. В., ЗДУВР, Афанасенко С. В., - руководитель ШМО гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы высшей категории, Гуртовая А. В., учитель украинского языка и литературы.
Классным руководителем 11 класса Огиенко Я.В. проведена информационная работа с родителями и учащимися о целях и месте проведения проверочной работы по русскому языку, правилах оформления, перечне материалов, разрешённых к использованию при написании сочинения.
В проверочной работе по русскому языку приняли участие 8 человек – 88,8 % учащихся 11 класса, учитель Гапонова Т. П.. В учебном плане СОО (универсальный профиль) для изучения литературы отведено 3 часа в неделю, русского языка – 2 часа.
Примерный круг проблем при написании сочинения-рассуждения:
Проблема патриотизма.
2. Проблема опасности «духовных калек», людей с искаженным восприятием жизненных ценностей.
Опора на литературные произведения
В качестве аргументации учащиеся использовали следующие произведения:
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»;
- А. П. Чехов «Ионыч»;
- И.А.Бунин «Господин из Сан -Франциско»;
- М. Шолохов «Судьба человека»;
- А. Т. Твардовский «Василий Теркин»;
- М.Ю.Лермонтов «Бородино»;
- Н. В. Гоголь «Мертвые души»;
- И. Гончаров «Обломолв».
«Композиция. Логика рассуждения».
6 учащихся (75 %) продемонстрировали умение логично строить свое высказывание, выдерживая композиционное единство сочинения – рассуждения: вступление (тезис), тезисно - доказательную часть, заключение (вывод). Выпускники аргументировали высказанные мысли, выдерживая соотношение между тезисом и доказательством. В работах 2 учащихся ( 25%) логические нарушения мешали пониманию смысла сказанного.
«Качество письменной речи»
Все учащиеся допустили ошибки правильного речевого оформления сочинений. Они не точно выражали мысли, не использовали разнообразную лексику и разнообразные грамматические конструкции, при необходимости уместно не употребляли литературоведческие термины. В работах 2 учащихся (25%) низкое качество речи: бедный словарный запас, однообразие грамматических и синтаксических конструкций - существенно затрудняло понимание смысла текста.
«Грамотность»
3 учащихся (37,5%) получили оценку «4» 6 учащихся – оценку «3»;.
Фактические ошибки:
- связанные с привлечением литературного материала (неверное именование героев, неправильно названы жанры произведений и др.);
- ошибки в фоновом материале (искажение фактов, не связанных с литературным материалом).
Логические ошибки:
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- нарушение причинно-следственных связей;
- раздробление микротемы другой микротемой.
Речевые ошибки:
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление слова в несвойственном ему значении;
- порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Грамматические ошибки:
- нарушение согласования и управления в словосочетании;
- построение предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;
- нарушение границ предложений;
- нарушение согласования определений с определяемым словом;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- нарушение построения сложного предложения;
- неоправданные повторения слов;
- употребление слова в несвойственном уму значении
Орфографические ошибки:
- правописание личных окончаний глаголов;
- правописание суффиксов различных частей речи;
- непроизносимые согласные;
- слитное, раздельное и дефисное написание слов;
- н-, -нн- в суффиксах различных частей речи;
- не-,ни- с разными частями речи;
- написание предлогов и союзов;
- написание имен собственных;
- правописание корней с чередованием;
- правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
- гласные и-ы после шипящих и «ц».
Пунктуационные ошибки:
- знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
- пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи;
- знаки препинания в СПП с разными типами придаточных.
Графические ошибки:
- пропуски слов;
- замены букв и др.
Проведение проверочной работы по русскому языку в 11 классе связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающегося. Но это не единственная задача. Необходимо стимулировать желание учащихся читать, посещать театры, выставки, развивать мировоззрение, жизненную позицию, определять свое отношение к морально-этическим проблемам, рефлексировать на основе прочитанного и увиденного.
Сочинение-рассуждение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке. Поэтому готовить учащегося к этому сочинению должны все учителя: истории, обществознания, географии, иностранных языков. Учителя русского языка и литературы занимаются формированием умения писать сочинение, т. к. каждому выпускнику необходима грамотная речь.
Выводы:
1.Проведение проверочной работы по русскому языку в 11 классе можно считать удовлетворительной.
Выводы:
Анализ позволит учителям литературы и русского языка 10- 11 класса своевременно выявить пробелы в знаниях обучающихся и выработать методику их устранения.
Наибольшие проблемы у учащихся были выявлены в грамматике.
Рекомендации по результатам проверочной работы по русскому языку в 11 классе:
На основе анализа итогового сочинения, в целях подготовки учащихся 11 класса к ГИА по русскому языку рекомендуется:
- проанализировать и обобщить с учащимися возможные пути – варианты раскрытия предложенных тем,
- сформулировать варианты вступлений по разным темам.
В систему работы на каждом уроке включить следующие виды упражнений, заданий:
- развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению,
- задания на редактирование грамматических и речевых ошибок, орфографических и пунктуационных ошибок в работах учащихся,
- проводить контрольные работы в формате ГИА по русскому языку.
Справка подготовлена: ______________ / Огиенко Я. В./