Аналитическая справка по итогам проведения ВПР
по биологии в 8 классе в 2022-2023 учебном году
25 апреля 2023 г. учащиеся 8 класса филиала МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик приняли участие во Всероссийской проверочной работе по биологии.
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Работу выполняли 5 учащихся (100%). Время на выполнение - 45 минут.
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Задания 1, 5.1, 6.1, 10.1 требуют краткого ответа в виде одной цифры.
Задания 2, 3.1, 4.1, 7.1, 9.3 требуют краткого ответа в виде последовательности цифр.
Задания 9.1, 9.2 требуют краткого ответа в виде одного или нескольких слов.
Задания 3.2, 4.2, 5.2, 6.2, 7.2 (заполнение таблицы), 8, 10.2 требуют записи развернутого ответа ограниченного объема.
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 направлено на выявление понимания зоологии как системы наук, объектами изучения которой являются животные.
Задание 2 проверяет умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию.
Задание 3 проверяет знание общих свойств живого у представителей животных, растений, бактерий, грибов. В первой части определяется тип питания по названию организма, а во второй части – по изображению конкретного организма.
Первая часть задания 4 проверяет умение сравнивать биологические объекты с их моделями в целях составления описания объекта на примере породы собаки по заданному алгоритму. Вторая часть задания проверяет умение использовать это умение для решения практической задачи (сохранение и воспроизведение породы собаки).
Задание 5 проверяет знание особенностей строения и функционирование отдельных органов и систем органов у животных разных таксономических групп.
Первая часть задания 6 проверяет умение работать с рисунками, представленными в виде схемы, на которой изображен цикл развития печёночного сосальщика. Вторая часть задания проверяет умение оценивать влияние этого животного на человека.
Первая часть задания 7 проверяет умение проводить сравнение биологических объектов, таксонов между собой, а во второй части приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим систематическим группам.
Задание 8 предполагает работу с табличным материалом, в частности умение анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения.
Задание 9 проверяет умение делать морфологическое и систематическое описание животного по заданному алгоритму (тип симметрии, среда обитания, местоположение в системе животного мира), а также определять их значение в природе и жизни человека.
Первая часть задания 10 проверяет умение соотносить изображение объекта с его описанием. Во второй части задания нужно формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 5.1, 6.1, 9.1, 9.2, 10.1 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1, 4.1, 7.1, 9.3 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Выполнение заданий 3.2, 4.2, 5.2, 6.2, 7.2, 8, 10.2 оценивается по критериям. Максимальный первичный балл – 29.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
- «2» от 0 до 9 баллов;
- «3» от 10 до 17 баллов;
- «4» от 18 до 23 баллов;
- «5» от 24 до 29 баллов.
Все учащиеся преодолели минимальный проходной балл.
Критерии оценивания | Количество учащихся | % |
«5» | 0 | 0 |
«4» | 1 | 20 |
«3» | 4 | 80 |
«2» | 0 | 0 |
Средний балл: | 3,2 |
Задания, с которыми полностью справились все учащиеся: 1, 3.1, 4.1, 5.1, 9.2, 10.1.
60% обучающихся полностью справились с заданием 5.2.
40% обучающихся полностью выполнили задания 3.2, 7.2, 10.2.
Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся: 2, 4.2, 6.1, 6.2, 7.1, 8.1, 8.2, 9.1, 9.3.
Допущенные ошибки
- у всех обучающихся 8 класса недостаточно сформировано умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию;
- не все обучающиеся умеют правильно использовать сравнение биологических объектов с их моделями для решения практических задач;
- умение работать с рисунками, представленными в виде схемы (изображение цикла развития печёночного сосальщика) недостаточно сформировано у всех обучающихся;
- большинство обучающихся испытали затруднения при проведении сравнения биологических объектов и таксонов между собой;
- у всех обучающихся 8 класса недостаточно сформировано умение работать с табличным материалом, в частности умение анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения.
- у большинства обучающихся не полностью сформировано умение делать морфологическое и систематическое описание животного по заданному алгоритму (тип симметрии, среда обитания, местоположение в системе животного мира), а также определять их значение в природе и жизни человека.
В соответствии с вышеизложенным рекомендуется:
1. Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
2. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
3. Сформировать у детей умение находить в перечне согласно условию задания необходимую биологическую информацию.
4. Формировать у обучающихся умение работать с табличным материалом, в частности умение анализировать статистические данные и делать на этом основании умозаключения.
5. Научить обучающихся правильно делать морфологическое и систематическое описание животного по заданному алгоритму, сравнивать биологические объекты между собой.
6. Сформировать у обучающихся умение работать с рисунками, представленными в виде схемы (изображение цикла развития печёночного сосальщика).
7. Продолжать формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы.
8. Регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся.