Аналитическая справка по итогам устного собеседования по русскому языку
в 9 классе МБОУ
Дата проведения: 13.04.2018
Учитель:.
Обучающихся в классе - 6
Выполняли работу- 4 ( 1 уч-ся 8 вида,
1 отсутств. по причине болезни)
Лучший результат-16 баллов ( )
% качества -100
% успеваемости -100
Максимальный балл: 19
На основании
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2017 № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2017 № 1205 «О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»;
- Приказа Министерства образования Оренбургской области от 30.01.2018 № 01-21/142 «Об апробации проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классах»;
-Приказа Министерства образования Оренбургской области от 01.02. 2018 № 01-21 /153 «О внесении изменения в приказ от 15. 08.17 № 01-21/1652;
- Приказа Министерства образования Оренбургской области от 06.04. 2018 № 01-21/717 « О проведении итогового собеседования по русскому языку в 9 классах»;
- Приказов МБОУ « СОШ. » № 11 от 12.02.2018 «Об апробации проведения итогового собеседования по русскому языку в 9 классе»; № 29 от 11.04.2018 ««О проведении устного собеседования по русскому языку в 9 классе»
13 апреля 2018 года в период учебного процесса была проведена апробация итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 класса МБОУ « ». В собеседовании принимали участие 4 учащихся ( отсутств. ).
Общий итог: зачет/незачет. Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов в зависимости от типа задания. Суммарный максимум: 19 баллов. Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов. Итоговое собеседование проходило в виде беседы с с экзаменатором-собеседником. Оценивание ответа участника осуществлялось учителем-экспертом в момент собеседования.
Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:
проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
При этом заявленная цель предполагает решение нескольких задач:
1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Проверяемые элементы содержания:
1. Чтение текста вслух
2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3. Создание устного монологического высказывания
4. Участие в диалоге
Соблюдение норм современного русского литературного языка
Всего заданий – 4; из них с развёрнутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Общее время ответа ученика – 15 минут.
Все 4 учащихся 9 класса получили зачёт по результатам собеседования
Обобщённый план варианта итогового собеседования ГИА выпускников
IX классов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровни сложности заданий: Б – базовый.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
-
| Чтение текста вслух | 11 8.1 8.3 | 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 | Б | 2 |
-
| Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | 11 | 2.1 2.4 3.1 3.5 3.6 | Б | 2 |
-
| Создание устного монологического высказывания | 2.1–2.4 8.1–8.3 8.6 9.1–9.4 | 1.2 1.3 3.2–3.7 | Б | 2 |
-
| Участие в диалоге | 2.1–2.4 8.1–8.3 8.6 9.1–9.4 | 1.2 1.3 3.2–3.7 3.9 3.10 | Б | 3 |
| Соблюдение норм современного русского литературного языка | | 3.7 3.9 | | 5 |
Задание 1. Чтение текста вслух.
Оценивалось по 2-м критериям: интонация и темп чтения ; справились все 4 обучающихся (100%) , получив по 2 балла
Ф.И. | ИЧ | ТЧ | Г (1-0) | О (1-0) | Р (1-0) | Иск. (1-0) |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (1-0) | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче (1-0) | БЕЗ грамматических ошибок | БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки | БЕЗ речевых ошибок, или не более трёх речевых ошибок | БЕЗ искажения слов |
Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Владимир | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Ирина | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Кристина | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Результат:
- соответствие интонации - 4 чел. (100%);
- темп чтения соответствует коммуникативной задаче -4 чел. (100%) ;
- БЕЗ грамматических ошибок- 1 (25%);
- БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки- 3 (75%);
- БЕЗ речевых ошибок, или не более трёх речевых ошибок - 1 (25%);
- БЕЗ искажения слов - 1 (25%).
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания: искажения в употреблении публицистической лексики; наличие грамматических и речевых ошибок
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).
Результат:
- сохранение при пересказе микротем текста - 3 чел. ( 75%);
- сохранение фактологической точности – 1 чел. (25%);
- работа с высказыванием – 3 чел. (75%);
- способы цитирования - 3 чел. (75%).
Ф.И. | П1 (1-0) | П2 (1-0) | П3 (1-0) | П4 (1-0) |
Все основные микротемы исходного текста сохранены | Фактич. ош | Уместное включение цитаты | Ошибки при цитировании |
Полина | 1 | 0 | 1 | 1 |
в Владимир | 1 | 0 | 1 | 0 |
Ирина | 1 | 0 | 1 | 1 |
Кристина | 0 | 1 | 0 | 1 |
Правильность речи за выполнение 1 и 2 заданий:
- соблюдение грамматических норм - 1 чел. (25%);
- соблюдение орфоэпических норм - 3 чел. (75%);
- соблюдение речевых норм - 1 чел. (25%);
- искажения слов - 1 чел. (25%).
Анализ результатов показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи;
наличие фактических ошибок;
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо было выбрать определенную тему:
Монолог-описание по предложенной фотографии.
Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.
Монолог-ответ на поставленный вопрос.
Все обучающиеся выбрали монолог-ответ на поставленный вопрос.
Результат:
- выполнение коммуникативной задачи – 4 чел. (100%);
- учёт условий речевой ситуации - 4 чел. (100%);
- речевое оформление монологического высказывания - 4 чел. (100%).
| М1 (1-0) | М2 (1-0) | М3 (1-0) |
Приведено 10 и более фраз по теме высказывания без фактических ошибок | Учтены условия речевой ситуации | Характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения |
Полина | 1 | 1 | 1 |
Владимир | 1 | 1 | 1 |
Ирина | 1 | 1 | 1 |
Кристина | 1 | 1 | 1 |
Задание 4. Участие в диалоге
Ф.И. | Д1 (1-0) | Д2 (1-0) |
Даны ответы на все вопросы в диалоге | Учтена речевая ситуация |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
Грамотность речи
Ф.И. | Г (1-0) | О (1-0) | Р (1-0) | РО (1-0) |
Грамматические ошибки | БЕЗ орфоэпических ошибок, или допущено не более 2-х? | БЕЗ речевых ошибок нет, или допущено не более 3-х | Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции |
| 1 | 1 | 1 | 0 |
| 0 | 1 | 0 | 0 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 0 | 1 |
Диалог:
- диалог - 4 чел. (100%);
- учёт условий речевой ситуации - 4 чел. (100%).
Правильность речи за выполнение заданий 3 и 4:
- соблюдение грамматических норм - 3 чел. (75%);
- соблюдение орфоэпических норм - 4 чел. (100%);
- соблюдение речевых норм - 2 чел. (50%);
- речевое оформление - 2 чел. (50%).
Анализируя результаты устного собеседования , можно сделать вывод, что
Рекомендации:
Учителю русского языка и литературы продолжить работу по развитию навыков монологической речи обучающихся.
Учителям-предметникам следить за тем, чтобы учащиеся на уроках давали развёрнутые ответы на вопросы.
4