СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам устного собеседования по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности  языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам устного собеседования по русскому языку»

Аналитическая справка по итогам устного собеседования

по русскому языку

в 9 классе МБОУ « СОШ. с. Япрынцево»

Дата проведения: 14.02.2024

Учитель: Стародубцева Л.Х.

Обучающихся в классе - 5

Выполняли работу- 5

Лучший результат-

Худший результат –

Во исполнение приказов министерства образования Оренбургской области от 28.08.2023 № 01-21/1380 «О реализации регионального мониторинга качества образования в 2023/2024 учебном году», Приказа Министерства образования Оренбургской области от 24.01.2024 № 01-21/79 "О проведении итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов в 2024 году", отдела образования администрации муниципального образования Переволоцкого района 14.02 2024 г. проведено итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9 класса.

Цели и задачи:

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).


Характеристика КИМ 2024 года

Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:

Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с включением высказывания.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Устное собеседование по русскому языку с учащимися 9 классов проведено в соответствии с моделью проведения итогового устного собеседования. Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником.

Рекомендованная средняя продолжительность времени на выполнение заданий составляет 15 минут на каждого обучающегося. Для обучающихся с ОВЗ продолжительность времени увеличивается на 30 минут в соответствии с п. 2.2 рекомендаций по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2024 году. Велась аудиозапись ответов участников устного собеседования. Оценка выполнения заданий собеседования осуществлялась экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».

Работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы).

Итоговое собеседование проходило в виде беседы с экзаменатором-собеседником (Япрынцева В.И.). Оценивание ответа участника осуществлялось учителем-экспертом в момент собеседования (Стародубцева Л.Х.).

Все учащиеся 9 класса получили зачёт по результатам собеседования


Обобщённый план варианта КИМ для проведения в 2024 году итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Уровень сложности заданий: Б базовый.


Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы

Коды прове- ряемых элементов содержания

Коды требований к предметным результатам

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение

задания

1

Виды чтения: изучающее,

ознакомительное, просмотровое, поисковое

1.13

1.4

Б

3

2

Устный пересказ прочитанного текста

1.5

1.5, 1.8, 1.9

Б

4

3

Монолог-описание, монолог-

повествование, монолог-рассуждение

1.1, 1.2, 1.4

1.1, 1.10

Б

3

4

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос

информации, сообщение информации

1.8, 1.9

1.2

Б

2


Соблюдение норм современного

русского литературного языка

5.1, 5.2,

5.3, 5.4

4.1, 4.2,

4.3, 4.4

Б

8

Всего заданий – 4; из них

с развёрнутым ответом – 4; по уровню сложности: Б – 4.

Максимальный первичный балл за работу – 20.

Общее время ответа участника собеседования – примерно 15–16 минут.



Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку

ФИ

Критерии

баллы

Задание №1 Чтение текста вслух.

Задание №2

Задание №3

Задание №4. Участие в диалоге

Грамотность речи

Ч1

Ч2

Ч3

П1

П2

П3

М1

М2


Д1

Р1

Р2

Р3

Р4

Р5


1

















2

















3

















4

















5

















Проверяемые умения и уровень владения






1

Ч1

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

100%



Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста

0


2

Ч2

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

80%



Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0


3

Ч3

Искажений слов нет

1

50%



Допущено одно искажение слова или более

0


4

П1

Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

80%



Упущена или добавлена одна микротема

1




Упущены или добавлены две и более микротемы

0


5

П2

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

80%



Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и (или) нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0


6

П3

Способы цитирования


0%



Ошибок в цитировании нет

1




Допущена одна ошибка в цитировании или более

0


7

М1

Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания

2

100%



Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания

1




Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: привёл менее 5 фраз по теме высказывания

0


8

М2

Логические ошибки отсутствуют

1

100%



Допущена одна логическая ошибка или более

0


9

Д1

Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на три вопроса в диалоге

2




Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на два вопроса в диалоге

1




Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: дан развёрнутый ответ на один вопрос в диалоге, или ответы на вопросы не даны, или даны односложные ответы

0


10

Р1

Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет

2




Допущены одна-две орфоэпические ошибки

1




Допущены три орфоэпические ошибки или более

0


11

Р2

Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет

2




Допущены одна-две грамматические ошибки

1




Допущены три грамматические ошибки или более

0


12

Р3

Речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки

2




Допущены три-четыре речевые ошибки

1




Допущены пять речевых ошибок или более

0


13

Р4

Богатство речи Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием грамматического строя речи

1




Речь характеризуется бедностью словаря и (или) однообразием грамматического строя речи

0


14

Р5

Соблюдение фактологической точности Фактические ошибки отсутствуют

1




Допущена одна фактическая ошибка или более

0


Задание 1. Чтение текста вслух.


Задание №1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения. Проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение - понижение громкости

голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов. Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины.

Результаты:

- соответствие интонации - 5 уч. ( 100 %);

- темп чтения соответствует коммуникативной задаче - 4уч. (80 %)

- БЕЗ искажения слов – 2уч. (50%).



Интонация

Темп

Искажения слов

№\№

Ф.И.

Ч1

Ч2

Ч3 (1-0)

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (1-0)

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

(1-0)

БЕЗ искажения слов

1





2





3





4





5





В целом, экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:

-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;

Задание №2 (пересказ текста) оценивалось по критериям:

- сохранение при пересказе микротем текста;

-соблюдение фактологической точности при пересказе (наличие фактических ошибок, связанных с пониманием текста);

- работа с высказыванием (приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично);

- способы цитирования (допущены ли ошибки при цитировании).

Пересказ текста должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.


Результаты:

П1- сохранение при пересказе микротем текста – 4 уч. (%);

П2- работа с высказыванием – 4уч. (80 %);

П3- способы цитирования – уч. ( %);



№\№

Ф. И

П1 (2-0)


П2 (1-0)


П3 (1-0)


Все основные микротемы исходного текста сохранены

Работа с высказыванием

Способы цитирования

1





2





3.





4





5







К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:

-фактические ошибки при пересказе;

-неумение логично включать высказывание в пересказ;

-неумение использовать способы цитирования в речи.


Задание №3 (монолог)

Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо было выбрать определенную тему:

  • Монолог-описание по предложенной фотографии.

  • Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.

  • Монолог-ответ на поставленный вопрос.

Задание оценивалось по критериям:

-выполнение коммуникативной задачи (обучающийся справился с коммуникативной задачей, если приведено не менее 10 фраз по теме высказывания);

- логичность монологического высказывания.

При оценке монологического высказывания оценивались смысловая целостность, абзацное членение и законченность.

Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.

Обучающиеся справились с коммуникативной задачей, но темы были раскрыты не в полном объёме. Есть нарушения точности выражения мысли. Высказывания обучающихся характеризуются бедностью словаря, однообразием грамматических конструкций, есть нарушения точности выражения мысли.


  1. обучающихся выбрали описание фотографии ( №1);

1 обучающийся (Клят К.) выбрала задание №3 (Монолог-ответ на поставленный вопрос.)


№\№

Ф.И.

Задание

Тема

1


№1Монолог-описание по предложенной фотографии

« Прогулка на лодке»

2


№1Монолог-описание по предложенной фотографии

«Летний досуг»

3.


  • №3Монолог-ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение «Почему люди стараются обрестидрузей?»

4


№1Монолог-описание по предложенной фотографии

«Профессия продавца»

5


№1Монолог-описание по предложенной фотографии

«Друзья»


Результаты:

К числу типичных ошибок при выполнении задания №3 можно отнести:

- маленький объём монологического высказывания;

- речевые и грамматические ошибки.

М1- Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании – 5уч. (100 %);

М2- Логичность монологического высказывания –5 уч. ( 100 %);

Экзаменуемые справились с коммуникативной задачей, темы были раскрыты в полном объёме (было приведено более 10 фраз). Есть нарушения точности выражения мысли и прослеживается однообразие грамматических конструкций.

№\№

Ф.И.

М1 (2-0)


М2 (1-0)


Выполнение коммуникативной задачи

в монологическом высказывании

Логичность монологического высказывания

1




2




3.




4




5





Задание 4. Участие в диалоге

При выполнении задания 4 взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, давали точные, но иногда неполные ответы на вопросы. К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.

№\№

Ф.И.

Д1 (2-0)

Выполнение коммуникативной задачи в диалоге

1



2



3.



4



5




Результаты:

- Полностью справились с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на три вопроса в диалоге- 4уч. (80 %);

- участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на два вопроса в диалоге– 1 уч. ( 20%).


Грамотность речи (оценивается в целом по заданиям 1–4).

Ф.И.

Р1(2-0)

Р2 (2-0)

Р3(2-0)

Р4 (1-0)

Р5(1-0)

Соблюдение орфоэпических норм

Соблюдение грамматических норм

Соблюдение речевых норм

Богатство речи

Соблюдение фактологической точности

1







2







3.







4







5









Выводы: Анализируя показатели таблиц, можно сделать вывод, что у учащихся слабо сформирована грамотность речи: в чтении и пересказе допущено наибольшее количество ошибок (ИСК – 60 %).

Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Устные ответы испытуемых показали, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы  недостаточно устойчиво. 

Анализ показал, что продолжает оставаться довольно высоким показатель количества девятиклассников, допускающих в речи грамматические ошибки ( 100%).

Увеличилось количество участников, не владеющих орфоэпическими нормами речи

на достаточно высоком уровне ( 40%). Также следует отметить, что речь учащихся характеризуется бедностью или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции, односложные ответы ( 100%).


Рекомендации для учителей - предметников, работающих в 8 классе текущего года (и в 9 классе будущего года):

1. Включать в план урока задания по подготовке к итоговому собеседованию (пересказ, чтение отрывков, построение монологического высказывания, работа над диалогом)

2. Развивать навыки речевой грамотности (пополнение словаря, составление разнообразных по структуре предложений).

3. Создавать монологи, работая с высказываниями, цитатами по плану (как вы понимаете это высказывание, выделите ключевые слова, подберите синонимы, создайте монолог по клише)







Учитель русского языка и литературы: Стародубцева Л.Х.