Аналитическая справка
по итогам работы по преемственности в обучении
между начальной и основной школой.
С 03.10.18 по 26.10.18в ГБОУ РО «Цимлянская школа- интернат» традиционно была организована работа по преемственности в обучении между начальной и основной школой. Эта работа преследует следующие цели:
1. Познакомить учителей-предметников с особенностями обучающихся, пришедших в 5 класс. Учет индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся в процессе адаптации к условиям обучения в среднем звене.
2. Выявить уровень подготовки к обучению в 5 классе.
3. Продумать пути оптимального перехода обучающихся из начальной школы в основную.
Для организации контроля была проведена следующая работа:
1. Посещение уроков в 5 классах.
2. Проведение и анализ входной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием и контрольной работы по математике, проверка техники чтения.
3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
4. Проверка дневников.
5. Проверка журналов.
В процессе работы обсуждались возможности и особенности каждого ученика, поведение, условия жизни в семье, отношение родителей к школе, ребенку, трудности, которые испытывают обучающиеся, сильные и слабые стороны ребенка.
Посещенные уроки показали, что учителя, работающие, в 5-м классе знают особенности обучающихся данного возраста, но не всегда их учитывают при построении урока. Темп урока соответствует возрасту обучающихся, на хорошем уровне организация труда обучающихся на уроках, каждый урок направлен на формирование определенных УУД. У пятиклассников, следует отметить доброжелательную комфортную атмосферу сотрудничества на уроках, умелое владение детским коллективом, взаимопонимание с обучающимися. Достаточно часто и разумно используется на уроках мультимедийная техника. Объяснение нового материала проходит на доступном, наглядном, научном уровне. Дозировка домашних заданий оптимальна. Активность класса выше средней, уровень дисциплины, в целом, высокий.Из видов учебной деятельности на уроках применяются, в основном, следующие: опрос (письменный или устный), работа с книгой, работа у доски, работа в тетрадях, комментирование, просмотр демонстраций. Использовались такие формы работы на уроке как фронтальная, индивидуальная, парная. Методы преподавания, в основном, словесный, наглядный и практический. Преподаватели учат ребят анализировать, сравнивать, делать обобщения. Необходимо отметить, что преобладает деятельностный подход при обучении учащихся, хотя на таких уроках как география, история, обществознание он недостаточен. Вместе с тем надо отметить, что далеко не всегда учителя ставят поурочные баллы, практически никто не комментирует поставленные отметки, не всегда подводится итог урока, проходит рефлексия, не всегда учитель ставит в начале урока цели. Контроль записи домашнего задания в дневник практически не проводится.
Проверка тетрадей по математике и русскому языку показала, что ребята, в целом, научены аккуратно работать в тетрадях, практически все соблюдают орфографический режим. Тетради проверяются ежедневно, объем классных и домашних работ, в целом, соответствует возрасту. Но работа над ошибками систематически не проводится.
Проверка дневников показала, что пятиклассники научены достаточно аккуратно и полно вести записи в дневниках. Прослеживается контроль за ведением дневников со стороны классных руководителей.
Проверка журналов показала, что накопляемость текущих отметок на допустимом уровне. Высокое качество знаний по таким предметам как, технология, обж, физкультура, изо, музыка, английский язык,биология.
Анализ диагностической работы русскому языку.
Диагностическая работа (входная) по теме «Повторение» по русскому языку в 5-м классе проводилась в сентябре 2018 года.
Анализ полученных данных показал, что в среднем обучающиеся справились с полученными заданиями.
Анализ входной диагностической работы 5 класса (учитель Кондрашова О.А..)
В классе – 15обучающихся.
Писали работу – 15 уч.
«5»-
«4»- 5
«3»- 8
«2»- 2
Типичные ошибки:
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
Пропуск, замена букв.
Анализ входной диагностической работы по математике.
Анализ полученных данных показал, что 1 обучающийся не справился с полученными заданиями. Анализ работы 5 класса (учитель Гавриленко Н.В.)
В классе – 15 учащихся.
Писали работу – 13 уч.
«5»-1
«4»-4
«3»-7
«2»-1
Типичные ошибки:
Ход решения задачи на движение
Нахождение периметра
Текстовая задача на совместную работу
предмет | 2017-2018учебный год 4 класспромежуточная аттестация | 2018-2019 учебный год 5 классвходная диагностика |
Качество | Успеваемость | Качество | Успеваемость |
математика | 67% | 100% | 43% | 92% |
русский язык | 59% | 100% | 33% | 87% |
Сравнение качества знаний в 4-м кл. и 5 кл. по итогам I четверти
предмет | 2017-2018учебный год 4 классза год | 2018-2019 учебный год 5 класс1 четверть |
Качество | Успеваемость | Качество | Успеваемость |
математика | 53% | 100% | 33% | 100% |
русский язык | 47% | 100% | 33% | 100% |
литература | 94% | 100% | 53% | 100% |
Адаптация обучающихся, в основном, прошла положительно при соблюдении принципов преемственности. Однако сложный адаптационный период перехода из начальной школы в среднее звено не все обучающиеся смогли преодолеть спокойно, безболезненно, что отразилось на резком снижении успеваемости некоторых обучающихся. Уровень сформированности классного коллектива достаточный, отношение к учебе обучающихся в основном позитивное.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
образовательные программы;
организация образовательного процесса;
единые требования к обучающимся;
структура уроков.
Выводы:
Уровень УУД обучающихся 5 класса считать удовлетворительным.
Состояние преподавания в 5-м классе находится на среднем уровне: формы и методы обучения и воспитания обучающихся в целом соответствуют физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста и учитывают процесс адаптации к новым условиям обучения.
Работу учителя Илющенко Т.Ю.,а также учителей-предметников, работающих в 5-м классе в рамках проблемы преемственности между начальным и средним звеном считать удовлетворительной;
Рекомендации:
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых УУД у обучающихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
Учителям-предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.
Всем учителям, работающим в 5-м классе, строить учебные занятия на основе деятельностного подхода, продолжить работу по раскрытию индивидуальных способностей обучающихся; включать в структуру урока самостоятельную работу как ведущий метод самоорганизации обучающихся.
Учителям шире использовать возможности стимулирования обучающихся путем привлечения их к совместной деятельности по выработке темы и задач урока, обобщающих выводов.
С целью повышения у обучающихся учебной мотивации учителям-предметникам создавать на уроках ситуации успеха.
Зам. директора по УВР: Бочарова Л.В.
Руководитель МО учителей начальных классов: Орехова А.А.