СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по проведению Дня Единого текста

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по проведению Дня Единого текста»

Аналитическая справка по результатам диагностической работы

по проверке читательской грамотности в 5-8 классах

в рамках акции «Единый деть текста» в ООШ №15


В целях определения уровня сформированности читательских умений обучающихся в ООШ №15, руководствуясь приказом ООШ №15 от 08.11.2024 №147/01 «О проведении акции «Единый день текста» в 5-8 классах» был организован и проведен Единый деть текста с 25.11.2024 по 25.11.2024 в 5, 6, 7, 8 классах.

Обучающиеся 5-7 класса работали с текстом «Аврора» на уроках по русскому языку, истории, искусству, обучающиеся 7 класса также на уроке физики.

Сформированность читательских умений оценивалась по результатам выполнения письменной диагностической работы.

Структура и общее содержание диагностической работы

Работа состоит из текста для чтения «Эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» объёмом 544 слова и 10 заданий: 8 заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом. На выполнение всей диагностической работы отводилось 45 минут. При выполнении диагностической работы обучающиеся записывали ответы в бланк тестирования.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся ответ совпадает с верным ответом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. За выполнение задания с кратким ответом выставляется 1 балл.

Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы для 5-6 классов – 9 баллов.

Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы для 7 класса – 10 баллов.

Распределение заданий диагностической работы по проверяемым умениям

Данная проверочная работа позволяет оценить сформированность у учащихся трёх групп умений:

- поиск информации и понимание текста,

- преобразование и интерпретация информации,

- критический анализ и оценка информации.

Распределение заданий по проверяемым умениям и способам деятельности представлено в таблице:


задания

Проверяемое умение

5 класс

6 класс

7 класс


Количество чел., выполнявших работу

19

21

23

1

понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

10

10

15

2

понимать фактологическую информацию

15

20

23

3

извлекать одну единицу информации

13

13

21

4

находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных частях текста

8

15

3

5

формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

3

9

4

6

находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных частях текста

5

7

4

7

определять наличие/отсутствие информации

1

5

1

8

понимать значение слова или выражения на основе контекста




9

оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

9

19

12

10 *

делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов


-

-

5


Процент выполнения заданий от общего количества писавших работу – 63 чел.



Как видно из таблицы и диаграммы, умения – понимание текста и поиск информации сформированы в среднем более чем у 2/3 (от 41,26% до 92,06 % по разным заданиям) обучающихся.

Значительно хуже сформированы умения интерпретировать информацию, представленную в тексте. Данные таблицы свидетельствуют, что 100% обучающийся не выполнили задание 8, справились с заданиями 5-7 от 11,11% до 25,39% обучающихся.

Следующая группа умений включает в себя критический анализ и оценка информации. Данные таблиц свидетельствуют о том, что с этим справляется приблизительно половина выполнявших диагностическую работу (от 21,73 % до 63,49%).

На основе анализа выполнения учащимися различных заданий, относящихся к разным группам умений, были выделены 4 уровня овладения читательскими умениями: недостаточный, пониженный, базовый и повышенный. Ниже приведены критерии определения каждого уровня:

недостаточный – выполнено менее 30% заданий работы

пониженный – выполнено 30% - 49% заданий всей работы:

базовый – выполнено 50% - 75% заданий всей работы

повышенный - выполнено более 75% заданий

Распределение участников диагностики по уровням сформированности читательских умений представлено на диаграммах

5 класс 19 чел.

Общее количество 9 баллов

1

2

3

4

5

4 чел

1 чел

4 чел

6 чел

4 чел


6 класс 21 чел.

Общее количество 9 баллов

2

3

4

5

6

7

8

4 чел

2 чел

4 чел

3 чел

4 чел

3 чел

1 чел

7 класс 23 чел.

Общее количество 10 баллов

2

3

4

5

6

7

3 чел

3 чел

15 чел

0 чел

1 чел

1 чел


Вывод:

Недостаточный уровень сформированности читательской грамотности в 5-7 классах у 24-26% обучающихся.

Пониженный уровень овладения читательской грамотностью продемонстрировали в 5 классе -53 %, в 6 классе – 27%, 7 классе -65% обучающихся.

Читательские умения на базовом уровне сформированы, как показывает диагностика, у: 5 класс – 21%, 6 класс- 31%, 7 класс – 9% обучающихся.

На повышенном уровне читательскими умениями овладели 4 чел. 6 класса (19%).


Обучающиеся 8 класса работали с текстом «Владимир Ильич Ленин» на уроках по русскому языку, истории, искусству. Сформированность читательских умений оценивалась по результатам выполнения итоговой работы.

Ученики устно выполняли задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты из текста), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

Вывод: Можно отметить, что наиболее устойчивые умения обучающихся сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Устные ответы обучающихся показали, что умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации; умение обмениваться информацией с собеседником сформированы  недостаточно устойчиво.


Рекомендации:

С целью повышения эффективности формирования читательских умений учащихся

рекомендуется:

Руководству школы:

1. Ознакомить педагогических работников с результатами мониторинга читательской грамотности учащихся, основными затруднениями учащихся при выполнении предложенных заданий. Акцентировать внимание педагогов на том, что формирование читательской грамотности учащихся должно осуществляться в процессе обучения всем учебным предметам.

2. Включить в планы работы методических объединений педагогов вопрос «Эффективные приемы формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения учебному предмету».

3. Включить в тематику родительских собраний вопрос «Роль семьи в формировании интереса учащихся к чтению».

4. Включить в план воспитательной работы школы мероприятия, направленные на популяризацию чтения, поддержку и развитие семейного чтения.

5. Учителям русского языка и литературы

- довести до сведения родителей результаты диагностической работы;

- использовать на уроках банк заданий сайта РЭШ, направленных на формирование читательской грамотности;

- провести в 3 четверти повторный мониторинг по читательской грамотности;

6. Педагогам школы с целью совершенствования читательских умений учащихся использовать в процессе обучения учебному предмету следующие виды заданий:

1. Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста

рекомендуется предлагать задания, в которых:

- между текстом вопроса и ответом нет однозначного лексического соответствия (то есть ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса, необходимы синонимические замены, а для этого и вопрос, и ответ необходимо понимать);

- фрагмент текста, содержащий ответ на вопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой;

- требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

2. Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать

сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

- объединять информацию вербальную и графическую;

- устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, делать умозаключения на основе текста;

- отличать главное от второстепенного;

- отвечать на вопросы, имеющие несколько правильных ответов;

- находить сходство в противоположных точках зрения, различать общепринятую и оригинальную, авторскую трактовку события.

3. Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

- размышлять об информации, сообщенной в тексте;

- высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

- сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом;

- прогнозировать события, которые произойдут дальше в тексте;

- описывать основные характеристики прочитанного текста (структуру текста, его стиль и т.д)






Заместитель директора по УВР Л.В. Прокопьева