РЕСПУБЛІКА КРИМ ДЖАНКОЙСЬКИЙ РАЙОН | РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» | КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ ДЖАНКОЙ БОЛЮГИ |
| | |
ул.Пушкина 56, с.Майское, Джанкойский район, Республика Крым, Российская Федерация, 296178
тел.:(06564)50-3-08, e-mail: [email protected]
Аналитическая справка
по результатам открытого просмотра
занятий по обучению грамоты
Во исполнение плана работы МДОУ на 2020-2021 учебный год в целях повышения качества образовательной деятельности путем обеспечения эффективного осуществления внутреннего контроля , Положения о контрольно- аналитической деятельности МДОУ. Согласно приказа № -194-ОД от 23.12.2020 года в период с 11.01.2021г.- 29.01.2021г. провести открытый просмотр занятий по обучению грамоты.
Цель: Выявить уровень эффективности образовательного процесса по обучению грамоты у дошкольников.
План тематического контроля.
1.Оценка профессиональных умений воспитателей : Дорошенко М.П., Филина С.Д..
- анализ проведения занятия
2. Обследование уровня развития у детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоты в ДОУ:
- анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности
Проверку осуществляли : Заведующий МДОУ – Матвеева Л.О., старший воспитатель – Попкова И.П..
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
-требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
-появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
-не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
-физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
-не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
-умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных -признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
-под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
-Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонаров);
-Полная Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
-Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности.
Работу по развитию у детей знаний по грамоте воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2 – 3 раза в неделю. Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно.
В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у них знаний по грамоте. На занятиях по обучению детей грамоты воспитатели используют методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, словесные игры и др.)
Одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:
- количество и счёт;
- цифры и знаки;
- счётные действия;
- величины;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени;
- геометрические фигуры.
Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2 – 3 раза в неделю. Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно.
В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятель- ности с целью закрепления у них математических знаний.
На занятиях по математике воспитатели используют методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.)
Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности показал, что педагоги: Дорошенко М.П., Филина С.Д. на достаточном уровне владеют разнообразными современными методами обучения и воспитания детей. Педагоги готовы к занятиям, которые проходили в игровой занимательной форме, созданы условия для проведения занятий: в наличии конспект занятия, демонстрационный, раздаточный материалы, выполнены санитарно-гигиенические требования, проведены физминутки, длительность занятий соответствует возрастным нормам.
Во время проверки воспитатель подготовительной группы Филина Светлана Дмитриевна провела занятие по обучению детей грамоте, тема «Звук и буква Б». В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее, с самого начала воспитатель привлекла внимание детей к теме занятия и удерживала внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности. Речь воспитателя была четкой, ясной и эмоционально окрашенной, материал излагала в доступной и понятной форме. Педагог побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, замечала ответы каждого и использовала метод «проговаривания правильного ответа ребенка». На протяжении всего занятия прослеживалась сюжетная линия. С детьми проведены дидактические игры: «Какой звук мы слышим», «Поймай звук» ; проведена практическая работа. Воспитатель на занятии использовала различные методы и приемы для решения поставленных задач: игровой ,наглядный , демонстрационный показ, Художественное слово. выбранные приемы соответствуют возрасту детей ,требованиям методики данной программы. Структура занятия выдержана, рационально использовано время, смена видов деятельности, темп занятия умеренный. Воспитатель подвела итог занятия через эмоциональное впечатление детей – «Понравилось или не понравилось занятие». Педагог владеет методикой проведения занятия по обучению детей грамоте. Занятие прошло на высоком уровне. Во время тематической проверки воспитатель Светлана Дмитриевна провела серию дидактических игр . Дидактическая игра началась с игры в мяч «Ответь на вопрос». Воспитатель в своей работе использовала интерактивные формы работы . Использование ИКТ помогли педагогу сделать игру интересной, с одной стороны, а с другой стороны, увлекательной, разнообразной по форме. Педагог эффективно решила проблему наглядности обучения, расширила возможности визуализации учебного материала, сделала его более понятным, доступным для воспитанников. Детям была дана возможность самостоятельно исправить свои ошибки в игре.
Просмотр занятия по обучению грамоты на тему « Звуковой анализ слова» у педагога Дорошенко М.П. планировался с целью обследования уровня развития у детей и оценкой профессиональных умений педагогов по формированию знаний по обучению грамоте. В ходе просмотра занятия большое внимание уделялось умению педагога применять принципы ФГОС: индивидуализации и возрастной адекватности дошкольного образования, а также созданию таких психолого-педагогических условий как - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных для них видах деятельности. На занятие дети отгадывали загадку про Колобка, вспомнили сказку и согласились помочь Колобку добраться домой. Детям, на пути к дому Колобка встречались герои сказок, которые предлагали им выполнить задания по грамоте. Сюжетная линия прошла по всему занятию. После выполнения заданий детьми воспитатель проверяла качество выполнения заданий. В затруднительных моментах, воспитатель оказывала своевременную помощь детям, учитывая их индивидуальные особенности. Для получения обратной связи Марина Павловна использовала метод поощрения, ласковое слово, мимику, жесты, интонационные паузы. В течение всего занятия дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности. Занятие прошло на достаточном уровне.
Вывод:
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности по освоению знаний по обучению грамоты выявил достаточный уровень развития у детей, что соответствовало программным целям и задачам.
Рекомендации:
1.С целью повышении уровня знаний по обучению детей грамоты . любое занятие с детьми будь то фронтальное или индивидуальное должно организовываться при условии положительного эмоционального настроя ребенка к обучению.
Сроки проведения: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ
2. Систематизировать знания детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Сроки проведения: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ
Справку составил старший воспитатель _______ Попкова И.П.
Заведующий МДОУ __________ Матвеева Л.О.
29.01.2021г.
Ознакомлены воспитатели:
1_____________________ 9______________________
2_____________________ 10_____________________
3_____________________ 11_____________________
4_____________________ 12_____________________
5_____________________ 13_____________________
6_____________________ 14_____________________
7_____________________ 15_____________________
8_____________________ 16______________________