Аналитическая справка по результатам ВПР по математике
осень 2020 года
5 класс
Назначение Всероссийской проверочной работы
Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Структура и содержание Всероссийской проверочной работы
Работа содержит 12 заданий.
В заданиях 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 6 (пункты 1 и 2), 7, 9 (пункты 1 и 2) необходимо записать только ответ.
В заданиях 5 (пункт 2) и 11 нужно изобразить требуемые элементы рисунка.
В задании 10 необходимо заполнить схему.
В заданиях 3, 8, 12 требуется записать решение и ответ.
Обобщённый план варианта ВПР по математике
Всего заданий – 12.
Максимальный балл за работу – 20 баллов.
Общее время выполнения работы – 45 мин.
№ задания | Проверяемые требования (умения) | Блоки ПООП НОО выпускник научится / получит возможность научиться | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах) |
1 | Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями | Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) | 1 | 2 |
2 | Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок) | 1 | 2 |
3 | Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений | Решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | 2 | 4 |
4 | Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений | Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1−2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | 1 | 3 |
5 | Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры | Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата | 1 | 2 |
Умение изображать геометрические фигуры | Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника | 1 | 2 |
6 | Умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами | Читать несложные готовые таблицы | 1 | 2 |
Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные | Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм | 1 | 3 |
7 | Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями | Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий ( в том числе деления с остатком) | 1 | 3 |
8 | Умение решать текстовые задачи | Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр); решать задачи в 3—4 действия | 2 | 4 |
9 | Овладение основами логического и алгоритмического мышления | Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) | 2 | 4 |
10 | Овладение основами логического и алгоритмического мышления | Собирать, представлять, интерпретировать информацию | 2 | 5 |
11 | Овладение основами пространственного воображения | Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости | 2 | 4 |
12 | Овладение основами логического и алгоритмического мышления | Решать задачи в 3–4 действия | 2 | 6 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое верно выполненное задание 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 5 (пункт 2), 6 (пункт 1), 6 (пункт 2), 7, 9 (пункт 1), 9 (пункт 2) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.
Выполнение заданий 3, 8, 10 – 12 оценивается от 0 до 2 баллов.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 5 | 6 – 9 | 10 – 14 | 15 – 20 |
Во Всероссийской проверочной работе по математике приняли участие 57 обучающихся из 67 учащихся 5-х классов (85 % от общего числа пятиклассников): 5а – 13человек (81 %), 5б – 15 человек (83 %), 5в – 14 человек (82 %), 5г – 15 человек (94 %).
Индивидуальные результаты обучающихся 5-ых классов
№ п/п | КОД | Вариант | 1 1б | 2 1б | 3 2б | 4 1б | 5(1) 1б | 5(2) 1б | 6(1) 1б | 6(2) 1б | 7 1б | 8 2б | 9(1) 1б | 9(2) 1б | 10 2б | 11 2б | 12 2б | Литера класса | Пол | Балл | Процент выполнения | Оценка | Отметка за предыдущий учебный год |
1 | 50001 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 50002 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | а | ж | 6 | 30% | 3 | 4 |
3 | 50003 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | 50004 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | а | ж | 7 | 35% | 3 | 3 |
5 | 50005 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | а | м | 10 | 50% | 4 | 3 |
6 | 50006 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | а | м | 12 | 60% | 4 | 4 |
7 | 50007 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | а | м | 15 | 75% | 5 | 4 |
8 | 50008 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | Х | Х | а | ж | 2 | 10% | 2 | 3 |
9 | 50009 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | а | м | 15 | 75% | 5 | 4 |
10 | 50010 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | 50011 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | Х | 0 | 1 | Х | Х | Х | а | м | 7 | 35% | 3 | 4 |
12 | 50012 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | а | ж | 15 | 75% | 5 | 5 |
13 | 50013 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 1 | Х | а | м | 7 | 35% | 3 | 4 |
14 | 50014 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | а | м | 4 | 20% | 2 | 3 |
15 | 50015 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | а | ж | 9 | 45% | 3 | 4 |
16 | 50016 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | а | ж | 10 | 50% | 4 | 3 |
Процент выполнения по 5а классу | 100 | 54 | 81 | 39 | 46 | 23 | 77 | 85 | 15 | 31 | 15 | 15 | 46 | 62 | 0 | Средние показатели | 9,2 | 50% | 3,5 | 3,6 |
17 | 50017 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18 | 50018 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | X | 0 | 0 | X | б | м | 6 | 30% | 3 | 3 |
19 | 50019 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | б | м | 14 | 70% | 4 | 4 |
20 | 50020 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21 | 50021 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | б | м | 12 | 60% | 4 | 3 |
22 | 50022 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | X | б | ж | 11 | 55% | 4 | 4 |
23 | 50023 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | б | ж | 6 | 30% | 3 | 3 |
24 | 50024 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | X | б | м | 16 | 80% | 5 | 5 |
25 | 50025 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | X | б | ж | 16 | 80% | 5 | 4 |
26 | 50026 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | б | м | 12 | 60% | 4 | 4 |
27 | 50027 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | X | б | м | 13 | 65% | 4 | 5 |
28 | 50028 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | б | ж | 15 | 75% | 5 | 5 |
29 | 50029 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | X | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | б | м | 6 | 30% | 3 | 3 |
30 | 50030 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
31 | 50031 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | X | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | X | б | м | 8 | 40% | 3 | 3 |
32 | 50032 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | X | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | б | м | 6 | 30% | 3 | 3 |
33 | 50033 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | б | ж | 15 | 75% | 5 | 4 |
34 | 50034 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | б | ж | 9 | 45% | 3 | 4 |
Процент выполнения по 5б классу | 73 | 73 | 93 | 53 | 47 | 47 | 93 | 87 | 33 | 43 | 47 | 6 | 57 | 73 | 6 | Средние показатели | 11 | 55% | 3,9 | 3,8 |
35 | 50035 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | Х | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | в | ж | 8 | 40% | 3 | 3 |
36 | 50036 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | Х | в | ж | 14 | 70% | 4 | 5 |
37 | 50037 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | в | ж | 10 | 50% | 4 | 4 |
38 | 50038 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | в | ж | 4 | 20% | 2 | 3 |
39 | 50039 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
40 | 50040 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Х | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | в | ж | 5 | 25% | 2 | 4 |
41 | 50041 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | Х | в | м | 13 | 65% | 4 | 4 |
42 | 50042 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | Х | в | ж | 11 | 55% | 4 | 4 |
43 | 50043 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
44 | 50044 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | в | м | 6 | 30% | 3 | 4 |
45 | 50045 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | Х | 1 | 0 | 0 | 1 | Х | Х | 1 | 2 | 0 | в | м | 9 | 45% | 3 | 4 |
46 | 50046 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | х | в | м | 12 | 60% | 4 | 4 |
47 | 50047 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | в | м | 6 | 30% | 3 | 4 |
48 | 50048 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | Х | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | в | ж | 15 | 75% | 5 | 4 |
49 | 50049 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
50 | 50050 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | в | м | 12 | 60% | 4 | 5 |
51 | 50051 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | в | м | 14 | 70% | 4 | 4 |
Процент выполнения по 5в классу | 93 | 50 | 86 | 43 | 57 | 14 | 86 | 71 | 29 | 43 | 21 | 21 | 50 | 50 | 7 | Средние показатели | 10 | 50% | 3,6 | 4 |
52 | 50052 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | Х | 1 | 1 | Х | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | г | м | 11 | 55% | 4 | 3 |
53 | 50053 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | Х | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | Х | 2 | 2 | 0 | г | ж | 14 | 70% | 4 | 4 |
54 | 50054 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | Х | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | г | ж | 7 | 35% | 3 | 3 |
55 | 50055 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Х | 2 | 0 | г | м | 5 | 25% | 2 | 3 |
56 | 50056 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | Х | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | г | ж | 12 | 60% | 4 | 4 |
57 | 50057 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | г | м | 3 | 15% | 2 | 3 |
58 | 50058 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | Х | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | г | ж | 11 | 55% | 4 | 4 |
59 | 50059 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | г | ж | 13 | 65% | 4 | 4 |
60 | 50060 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | Х | г | ж | 11 | 55% | 4 | 5 |
61 | 50061 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | Х | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | Х | 2 | Х | г | м | 11 | 55% | 4 | 4 |
62 | 50062 | отсутствовал | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
63 | 50063 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | г | ж | 14 | 70% | 4 | 4 |
64 | 50064 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | г | м | 10 | 50% | 4 | 4 |
65 | 50065 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | Х | г | ж | 14 | 70% | 4 | 4 |
66 | 50066 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | г | ж | 11 | 55% | 4 | 4 |
67 | 50067 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | г | м | 3 | 15% | 2 | 3 |
Процент выполнения по 5г классу | 93 | 93 | 80 | 40 | 47 | 20 | 87 | 73 | 27 | 37 | 20 | 20 | 60 | 57 | 6 | Средние показатели | 10 | 50% | 3,5 | 3,7 |
Процент выполнения по школе | 89,47 | 68,42 | 85,09 | 43,86 | 49,12 | 26,32 | 85,96 | 78,95 | 28,07 | 38,6 | 26,32 | 15,79 | 53,51 | 64,91 | 4,39 | | 10,05 | 51,25 | 3,6 | 3,78 |
Процент выполнения по округу | 88,6 | 68,08 | 77,36 | 39,41 | 54,07 | 33,22 | 88,27 | 81,43 | 42,35 | 30,13 | 32,9 | 18,57 | 45,44 | 68,89 | 6,68 | | | | | |
Процент выполнения по области | 86,54 | 73,11 | 81,27 | 52,16 | 52,52 | 38,52 | 91,71 | 82,43 | 49,27 | 40,24 | 48,77 | 36,78 | 53,33 | 66,01 | 11,28 | | | | | |
Процент выполнения по РФ | 88,67 | 76,44 | 79,72 | 53,78 | 55,18 | 41,42 | 90,49 | 81,33 | 53,4 | 39,66 | 48,35 | 37,11 | 51,34 | 64,49 | 10,53 | | | | | |
Основной целью Всероссийской проверочной работы по математике была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные в процессе изучения математики знания.
Максимальное количество баллов за правильное выполнение всей работы – 20. 40% – 23 ученика выполнили работу на недостаточном уровне – менее 50%. Из них 16 (28%) с работой справились. Уровень выше базового у 26 человек (46%). Повышенный у 8 учащихся (14%). Не справились с базовой частью 7 человек (12%), эти учащиеся находятся в зоне риска.
Данные по доступности
Математика | min значение | 25% | 30-45% | 50-70% | 75-95 % | max значение |
1 балл | 5 баллов | 6-9 баллов | 10-14 баллов | 15-19 баллов | 20 баллов |
5а | 0 человек | 2 человека | 5 человек | 3 человека | 3 человека | 0 человек |
5б | 0 человек | 0 человек | 6 человек | 5 человек | 4 человека | 0 человек |
5в | 0 человек | 2 человека | 4 человека | 7 человек | 1 человек | 0 человек |
5г | 0 человек | 3 человека | 1 человек | 11 человек | 0 человек | 0 человек |
Всего: | 0 человек | 7 | 16 | 26 | 8 | 0 человек |
уровень | не справились с базовой частью | база | выше базового | повышенный | |
оценка | «2» | «3» | «4» | «5» | |
В 5а классе не справились с базовой частью 2 человека (12,5%), эти учащиеся находятся в зоне риска.5 человек (31,25%) с работой справились, вышли на базовый уровень, их также можно отнести к группе риска, так как процент выполнения работы меньше 50%. Уровень выше базового у 3 человек (18,75%). Повышенный – у 3 учащихся (18,75%).
В 5б классе все учащиеся справились с базовой частью, преодолели минимальный порог.6 человек (40%) с работой справились, вышли на базовый уровень, но так как процент выполнения работы меньше 50%, то этих учащихся можно отнести к зоне риска. Уровень выше базового у 5 человек (33%). Повышенный – у 4 учащихся (27%).
В 5в классе не справились с базовой частью 2 человека (14%), эти учащиеся находятся в зоне риска.4 человека (28%) с работой справились, вышли на базовый уровень, их также можно отнести к группе риска, так как процент выполнения работы меньше 50%. Уровень выше базового у 7 человек (50%). Повышенный – у 1 учащегося (7%).
В 5г классе не справились с базовой частью 3 человека (20%), эти учащиеся находятся в зоне риска.1 человек (7%) с работой справился, вышел на базовый уровень, его также можно отнести к группе риска, так как процент выполнения работы меньше 50%. Уровень выше базового у 11 человек (73%). На повышенный уровень никто из учащихся с работой не справился.
Класс | Количество участников | Минимальный первичный балл | Максимальный первичный балл | Медиана первичных баллов | Среднее арифметическое первичных баллов | Мода (наибольшая из всех возможных) |
5а | 13 | 2 | 15 | 9 | 9,15 | 7 или 15 |
5б | 15 | 6 | 16 | 12 | 11 | 6 |
5в | 14 | 4 | 15 | 10 | 9,93 | 6 или 12 или 14 |
5г | 15 | 3 | 14 | 11 | 10 | 11 |
По параллели: | 57 | 2 | 16 | 11 | 10,05 | 6 или 11 |
По параллели 5-ых классов медиана первичных баллов (11) приближается к максимальному баллу (20), максимальный результат (максимальный первичный балл, полученный пятиклассниками) – 16 баллов, отстает от максимально возможного балла на 4. Минимальный результат (минимальный первичный балл, полученный пятиклассниками) – 2 балла отстает от минимального порога в 6 баллов на 4. По диаграмме разрыва успеваемости между классами можно сделать вывод о том, что лучше с работой справились учащиеся 5б и 5г классов, в 5г больший процент обучающихся, получивших высокие баллы, хотя в 5г больше участников, не преодолевших минимальный порог.
Кривая распределения первичных баллов в идеале должна повторять кривую нормального распределения Гаусса, медиана и среднее должны быть равны друг другу, гистограмма распределения первичных баллов по параллели пятиклассников показывает не совсем гармоничное распределение, результаты смещены вправо, часть детей получили оценки выше некоторого планируемого. Медиана (11) и мода-2 (11) не равны среднему арифметическому (10). Еще одна мода равна 6, то есть имеет место статистический выброс на переходе баллов между отметками «2-3», это может быть признаком необъективного оценивания, или подбором детей в параллели с таким уровнем знаний, что сумели преодолеть минимальный порог, но находятся в зоне риска.
Соответствие ожидаемому среднестатистическому «коридору решаемости»
Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить как основные проблемы в подготовке обучающихся, так и положительные тенденции. Три задания решены с результатами более 80%, это задания № 1, № 3, № 6.1, три – в диапазоне от 60 до 80%, это задания № 2, № 6.2, № 11, три – от 40 до 60%, это № 4, № 5.1, № 10. Ниже минимального порога – пять заданий: № 5.2, № 7, № 9.1, № 9.2, № 12.
Выявлены пробелы в умении изображать геометрические фигуры по заданному условию; выполнять арифметические действия с натуральными числами: вычислять значение числового выражения; решать задания на логику.
Уровневый анализ (Анализ результатов по группам обучающихся с разным уровнем подготовки)
Анализ выполнения заданий группами участников показал, что задания 1 (выполнение действий с натуральными числами), 6.1 и 6.2 (работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами), 11 (задание, связанное с пространственным воображением) – успешно выполняются участниками всех групп, что говорит о низком уровне сложности и степени сформированности у учащихся данных умений.
Задания 8 (решение текстовых задач), 10 (задания на логическое и алгоритмическое мышление) успешно выполняется отличниками и хорошистами, слабо – «троечниками» и «двоечниками».
Задания 4 (жизненная задача на действия с именованными величинами), 5.2 (изображение геометрических фигур по заданному условию),7 (арифметические действия с натуральными числами: вычислять значение числового выражения), 9.1, 9.2 (задания на логику), 12 (задания на логическое и алгоритмическое мышление) плохо выполнены всеми участниками, что говорит о высокой сложности заданий и недостаточной работе с одаренными детьми.
Достижение планируемых результатов
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС) | Макс балл | Область | Округ | ОУ СОШ | РФ |
44679 уч. | 307 уч. | 57 уч. | 1369699 |
1.Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). | 1 | 86,54 | 88,6 | 89,47 | 88,67 |
2. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия со скобками и без скобок. | 1 | 73,11 | 68,08 | 68,42 | 76,44 |
3.Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. | 2 | 81,27 | 77,36 | 85,09 | 79,72 |
4. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр) | 1 | 52,16 | 39,41 | 43,86 | 53,78 |
5.1. Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. | 1 | 52,52 | 54,07 | 49,12 | 55,18 |
5.2. Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. | 1 | 38,52 | 33,22 | 26,32 | 41,42 |
6.1. Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами. Читать несложные готовые таблицы. | 1 | 91,71 | 88,27 | 85,96 | 90,49 |
6.1. Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм. | 1 | 82,43 | 81,43 | 78,95 | 81,33 |
7. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком). | 1 | 49,27 | 42,35 | 28,07 | 53,4 |
8. Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр); решать задачи в 3–4 действия. | 2 | 40,24 | 30,13 | 38,6 | 39,66 |
9.1. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 1 | 48,77 | 32,9 | 26,32 | 48,35 |
9.2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 1 | 36,78 | 18,57 | 15,79 | 37,11 |
10. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Собирать, представлять, интерпретировать информацию. | 2 | 53,33 | 45,44 | 53,51 | 51,34 |
11. Овладение основами пространственного воображения. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. | 2 | 66,01 | 68,89 | 64,91 | 64,49 |
12. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия. | 2 | 11,28 | 6,68 | 4,39 | 10,53 |
Типичные учебные затруднения обучающихся 5-ых классов при выполнении ВПР по математике
Источники данных (графики, диаграммы, таблицы) показывают, что для учащихся 5-ых классов типичны следующие затруднения:
Задание № 4 (Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр));
Задание № 5.1 (Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата);
Задание № 5.2 (Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника);
Задание № 7 (Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000));
Задание № 8 (Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр); решать задачи в 3–4 действия), это задание также на низком уровне выполнено по всей выборке (процент выполнения по РФ – 39,66%), что говорит о трудности, сложности данного задания;
Задание № 9.1 (Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы));
Задание № 9.2 (Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы));
Задание № 12 (Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия).
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
| 5а | 5б | 5в | 5г | Количество учащихся по ОУ | % по ОУ |
Понизили (Отметка | 6 | 2 | 7 | 4 | 19 | 33,33 |
Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) % | 3 | 10 | 6 | 10 | 29 | 50,88 |
Повысили (Отметка Отметки по журналу) % | 4 | 3 | 1 | 1 | 9 | 15,79 |
Всего | 13 | 15 | 14 | 15 | 57 | 100 |
Данные гистограммы и сравнительной таблицы подтверждают необъективность выставленной отметки у 49% четвероклассников при выставлении текущих и итоговых отметок. Лучший результат у учащихся 5б и 5г классов, 67% подтвердили итоговую отметку. Хуже результат у 5а класса, лишь 23% учащихся подтвердили итоговую отметку. Необходима целенаправленная работа по повышению объективности оценивания в начальной школе.
Методические выводы
Результаты проверочной работы показали удовлетворительный уровень владения обучающимися 5-х классов по математике базовыми умениями (в среднем 51 % выполнения заданий).
Полученные результаты проверочной работы по математике в 5-х классах позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета в начальной школе.
Рекомендации:
1. Усилить работу, направленную на формирование умений:
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений (читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр));
умение исследовать, распознавать геометрические фигуры (вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата);
умение изображать геометрические фигуры (выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника);
овладение основами логического и алгоритмического мышления.
2. Взять на особый контроль формирование основ логического и алгоритмического мышления, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований, объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы, умение решать текстовые задачи.
3. Обратить особое внимание на формирование умений выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями (выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
4. Подготовка к ВПР не сводится к «натаскиванию» ученика на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии работы. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых в заданиях ВПР. Стандартные и обучающие задачи учебника переводить (интерпретировать) в проблемные, поисковые, творческие и креативные. Включать в процесс обучения задания по функциональной грамотности. Кроме того, необходимо своевременно выявлять и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся.
5. Учителям математики необходимо проанализировать и пересмотреть собственный опыт в обучении школьников математике с учетом полученных результатов; откорректировать собственное представление о требованиях к математической подготовке школьников с учетом программных требований и стандарта; усилить внимание к изучению геометрических задач; акцентировать внимание на обучение детей методам и приемам рассуждений, на формирование общеучебных и специальных умений, позволяющих выйти школьнику на самообучение; обратить внимание на усиление внутрипредметных и межпредметных связей в математике как необходимого условия для выполнения практикоориентированных заданий.
6. Внести в соответствующие разделы рабочей программы 5 класса по учебному предмету «Математика» необходимые изменения для ликвидации учебных дефицитов в освоении ООП начального общего образования, направленных на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
7. Систематизировать работу с одаренными детьми.
8. Систематизировать работу с детьми зоны риска.
2