РЕСПУБЛІКА КРИМ ДЖАНКОЙСЬКИЙ РАЙОН | РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» | КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ ДЖАНКОЙ БОЛЮГИ |
| | |
ул.Пушкина 56, с.Майское, Джанкойский район, Республика Крым, Российская Федерация, 296178
тел.:(06564)50-3-08, e-mail: [email protected]
Аналитическая справка
о проведении тематического контроля
«Организация воспитательно- образовательной работы по
нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Согласно годового плана работы МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» на 2024 - 2025 учебный год, в соответствии с приказом № 85- ОД от 19.02.2025 года «О проведении тематического контроля», в период с 03.03.2025г. по 28.03.2025г. был проведен тематический контроль: заведующим МДОУ – Матеевой Л.О., старшим воспитателем МДОУ Попковой И.П..
Цель: определение уровня воспитательно-образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Тематический контроль проводился у педагогов: Дорофеевой С.В., Асановой З.Р., Придыбайло А.В., Зейналиевой Н.Р..
Содержание контроля: тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям и в соответствии с планом-графиком:
- наблюдение педагогического процесса;
- оценка профессионального мастерства воспитателей;
- оценка предметно-пространственной развивающей среды в группе;
- анализ планирования работы с детьми;
- анализ работы педагогов по взаимодействию с родителями.
Во время тематической проверки были использованы следующие формы контроля:
- посещение занятий и анализа ООД воспитателя с детьми в направлении патриотического воспитания детей;
- наблюдение за качеством выполнения режимных моментов воспитателя с детьми, за самостоятельной деятельностью детей во время сюжетно-ролевых игр и в центре патриотического воспитания;
- анализ календарных планов, проверка конспектов ООД по заданной теме, проведение бесед и консультаций с воспитателями, обследование материальной базы и предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.
- анкетирование родителей и воспитателей.
Проверка показала следующие результаты.
1.Анализ профессионального мастерства воспитателей.
1.1.Оценить умение педагогов планировать и организовывать работу с детьми по патриотическому воспитанию с детьми.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия у воспитателя Дорофеевой С.В., (старшая группа) тема: «Российская армия». Цель: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность
Анализируя просмотренное занятие, можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленной теме. Занятие было посвящено не только на обобщение и закрепление пройденных тем, но дети получили новые знания. Педагог показал, что проводит образовательную деятельность в данном направлении.
Дети старшего дошкольного возраста Зейналиевой Н.Р., Придыбайцло А.В., Асановой З.Р. в большинстве знают основные достопримечательности нашей Родины, имеют представление о символике Российской Федерации, знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации, некоторые называют по фамилии. Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты, принесенные детьми, родителями в центры патриотического воспитания в группах. В группах имеются альбомы «Моя семья», «Мой дом», которые оформлены благодаря родителям.
В планах отражены занятия по патриотическому воспитанию: «История возникновения родного города», «Папа, мама, я - семья, «Мой город», «Мой город - моя малая Родина», «Моя семья», «Чья мама? Чей малыш?» и др.
Рекомендации педагогу.
- Больше заниматься самообразованием, изучать современные развивающие технологии и применять их в своей образовательной работе.
- Использовать в работе ИКТ для поддержания интереса детей к образовательной деятельности.
- Не забывать, что даже на итоговом занятии, необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).
1.2. Оценить знания педагогов программных задач и уровень их владения методикой работы по организации патриотического воспитания детей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи возрастной группы по патриотическому воспитанию. В организованной образовательной деятельности с детьми воспитатели умеет точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеет построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты, в доступной для детей форме объясняет новый материал. Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно использует разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей. Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.
Воспитатели грамотно подбирает демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещает во время проведения занятия.
В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы:
У педагогов ДОУ имеется представление о системе работы по патриотическому воспитанию. Данная проблема актуальна в наше время. Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, и оно правомерно. Поэтому воспитатели групп будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с детьми с родителями по данному вопросу. Все педагоги могут проектировать и планировать работы по патриотическому воспитанию.
Рекомендации:
- Продолжать изучать современные развивающие технологии и применять их в своей работе;
- Провести консультации для педагогов, испытывающих затруднения в планировании и проведении работы в направлении патриотического воспитания.
1.3.Оценка предметно-пространственной развивающей среды в группах.
В группе детского сада созданы все условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, для внедрения метода проекта в образовательный процесс. В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике, наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и моя семья», «Природа родного края», «Мой город», «Символика нашего государства». В группе имеется методическая литература для проведения образовательного процесса с детьми, а также педагоги используют готовый материал из интернет-ресурсов. Предлагаемый в пособиях, журналах наглядный материал с успехом используется педагогами как на ООД, так и в играх по ознакомлению с окружающим, на развитие логического мышления, для обогащения словарного запаса.
В группе созданы условия для воспитания у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну и сопричастности к культурному наследию своего народа, в наличии имеются дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре; созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители», «Кафе», «Банк» и другие в соответствии с возрастом и интересами детей.
В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала. Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с историей села, его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым малой родины; с Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
2.Анализ планирование работы с детьми.
В результате проведённого контроля было установлено, что педагоги организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с образовательной программой МДОУ и планом работы ДОУ на 2024-2025 учебный год.
Планирование данной работы проводится по следующим темам: "Моя семья", "Моё село", "Мой детский сад" и т.д. в соответствии с поставленными задачами каждой возрастной группы. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, чтение, беседы, целевые прогулки, , по некоторым темам — праздники и итоговые мероприятия по лексическим темам недели.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. В основном лексические темы по патриотическому воспитанию повторяются в каждой подгруппе, но изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения, в зависимости от возраста и интереса детей каждой возрастной группы. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества), традиции празднования Нового года и Рождества (перед новогодними праздниками и Рождеством) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и традициями.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает:
- беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить» , «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» (средняя подгруппа), «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом», «Знаменитые люди Бологое», «История моей страны», «Государственная символика», «Наша планета-Земля» (старшая подгруппа);
- чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др.;
- заучивание стихотворений наизусть;
- продуктивная деятельность: «Наши добрые сердца», «Здравствуйте, это я», «Природа родного края в детских рисунках», Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Я выбираю президента…» и другие.
Педагоги планируют разнообразные игры, игры - упражнения во время проведения ООД. Тематика ООД разнообразна.
Основная форма проведения ООД: беседа, рассказы педагога, детей, викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Народные промыслы России», «Мой родной край», «Буду Родину любить», «По дорогам сказок». Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии внутри детского сада и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры. Педагоги привлекают родителей воспитанников к созданию макетов домов; организуют выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае) по итогам лексической темы; фотовыставки о том, как дети проводят время с родителями, фотоотчеты для родителей о проведенных мероприятиях в детском саду.
Недостаточно в планах отражена работа по ознакомлению детей с традициями родного села, недостаточно проводятся целевые прогулки, но это связано с эпидемиологической обстановкой в данный момент.
3. Анализ работы педагогов по взаимодействию с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной край», пополняются центры патриотического воспитания. Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно - текстовая информация; выставки детских работ, рекомендации для родителей по данной теме размещены воспитателями в группах ВК; воспитатели проводят индивидуальные консультации, беседы.
Рекомендации:
Систематически проводить мероприятия с привлечением родителей по реализации задач патриотического воспитания в соответствии с возрастом и интересами детей. Педагогам продумать, как пополнить знания родителей об истории возникновения сел, его достопримечательностях и известных земляках. Предложить родителям вместе с детьми составить родословную семьи для пополнения знаний о своих предках, их достижениях. В календарных планах отражать работу с родителями в направлении патриотического воспитания, с обязательным указанием цели данных мероприятий.
Таким образом, необходимо продолжать проводить систематическую и целенаправленную работу по повышению уровня усвоения детьми программы дошкольного воспитания в данном направлении. Больше внимания уделять индивидуально - коррекционной работе с детьми для повышения качества освоения материала по патриотическому воспитанию детей, особенно с детьми, у которых низкие результаты. Привлекать родителей для улучшения знаний детей в данном направлении. Систематизировать знания детей по приобщению к русской народной культуре через проведение фольклорных праздников, знакомство с предметами народного быта и народно прикладного творчества. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников в соответствии с программой использовать в работе разные виды детской деятельности и современные развивающие технологии для поддержания у детей интереса к данной теме.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» по вопросу «Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ». В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему патриотического воспитания детей в целом. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить целенаправленную работу на формирование целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
- развивать волевые качества, любознательность, ответственность за начатое дело, умение соблюдать элементарные общепринятые правила и нормы; проявлять патриотические чувства, гордость за свою страну, ее достижения, знать важнейшие исторические события, традиционные семейные традиции;
- способствовать формированию у детей знаний о себе, природном и социальном окружении, знакомить с произведениями детской литературы на патриотические темы в соответствии с программой;
- развивать у детей умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах детской деятельности;
- развивать эмоциональные чувства и качества при восприятии красоты окружающего мира, произведений народного и профессионального искусства;
По результатам тематического контроля видно: предметно – пространственная развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. В группах оборудованы специальные центры: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, дом, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – центры патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено.
Рекомендации по итогам тематической проверки.
1.Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные развивающие технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейную педагогику, игровые технологии, ИКТ, развитие исследовательских умений).
Сроки: постоянно Ответственные: педагоги
2.Осуществлять контроль над оформлением календарного плана работы (при планировании непосредственно - образовательной деятельности указывать цель ООД, приемы, оборудование, источник (методическую литературу, интернетресурсы); планировать взаимодействие с родителями и социумом).
Сроки: постоянно Ответственные: старший воспитатель
3.Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, курсы повешения квалификации, активизировать педагогическое мышление в соответствии с требованием времени.
Сроки: постоянно Ответственные: педагоги
Справку составил старший воспитатель _______________ Попкова И.П.
Заведующий МДОУ _______________ Матвеева Л.О.
28.03.2025г
Ознакомлены воспитатели:
___________________________ _________________________ ________________________
___________________________ _________________________ ________________________
___________________________ _________________________ ________________________
___________________________ _________________________ ________________________