СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка учителя русского языка и литературы»

Меня зовут Сагиева Зара Сахитовна, родилась 31 июля 1975 года в селе Побединское Грозненского района. В 1981 году пошла в 1-ый класс Побединской средней школы, в 1992году успешно окончила 11 классов данной школы. В 1996 году поступила в ЧГПИ, закончила учёбу в 2004 году.

Сейчас я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «СОШ с.Дай» и не мыслю себя без своей работы.

Я родом из села Дай. Но мои родители после возвращения из ссылки обосновались на равнине. И у меня никогда не возникало мысли, что я буду жить в горах. Но как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. Судьба забросила меня в моё родовое селение. С 2001-го года я живу в этом селе и работаю учителем в Дайской СОШ. Я преподаю русский язык и литературу, очень люблю этот предмет. Со школьных лет у меня предрасположенность к русскому языку. Немалую роль в этом сыграла моя учительница – Наталья Николаевна Терещенко, которая являлась также моим классным руководителем. Низкий ей поклон за это. Все мои учителя заслуживают самых высоких похвал. Побединская школа считалась одной из сильных школ Грозненского района. Это, конечно же, благодаря мастерству и профессионализму наших учителей «от Бога». Хочу перечислить некоторых: Наталья Николаевна, Елена Ивановна Нестерова(физика), Татьяна Петровна Захарова (ин.яз.), Полищук Владимир Семёнович (физ-ра, как здорово было на его уроках!) Лиза Магомедовна (спасибо, что привила любовь к родному языку). Людмила Георгиевна (биол.) Я горжусь тем, что была их ученицей и надеюсь, что преподаю свой предмет так же, как и они. По крайней мере, я стараюсь, и у меня есть на кого равняться. Нужно просто знать и любить свой предмет и подходить к своей работе творчески. Каждый ребенок – целый мир, неповторимый, непохожий на других. Задача учителя – не разрушить ненароком этот мир, не навредить ему. Трудно, конечно, но учитель должен уметь находить подход к каждому ученику.

Меня очень сильно возмущает неприкрытая ложь, нарушение всех законов человеческой морали. Мне очень трудно это понять, принять и жить с этим. Я считаю, что человек должен, прежде всего, держать ответ перед своей СОВЕСТЬЮ. Времена меняются, жизнь не стоит на месте. Человек возносит одних кумиров, низвергает и втаптывает в грязь других. Но, покуда вертится Земля, через какие бы испытания и потрясения не прошел человек, неизменным и неподвластным ни времени, ни обстоятельствам должна оставаться его душа, его совесть. Только от тебя самого и только от тебя зависит чистота твоей души, твоей совести. Бог существует не где-нибудь на небесах, Он должен быть у каждого в душе, и проявляется Он в человеке в виде совести. В наше время очень трудно быть честным и правдивым, но я благодарна своим родителям за то, что привили мне именно эти качества.

Пусть мне будет трудно в жизни, но сознание того, что моя душа и совесть чисты, будет поддерживать моё стремление к жизни. Конечно, один человек не в состоянии изменить весь мир, но он в состоянии изменить себя и стать лучше. Как писал в своей статье «Жить не по лжи» великий русский писатель, правозащитник А.И. Солженицын « И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня! Даже этот путь – самый умеренный из всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелёгок…Это будет нелегкий путь? - но самый легкий из возможных. Нелёгкий выбор для тела. Но единственный для души… »

Я пытаюсь учить своих учеников именно такому пониманию жизни. И моя педагогическая философия заключается в следующем: пусть ребенок будет плохим учеником, это не страшно. Главное – чтобы из этого ребенка вырос бы настоящий человек, способный на сострадание, на сочувствие. Человек, для которого главными ориентирами в жизни были бы – высокая нравственность, чувство собственного достоинства и чести. Хотя бы, в крайнем случае, неспособный на жестокость по отношению к себе подобным.

В последнее время всё больше говорят о качестве знаний. А о качестве души, внутреннего мира ребенка порою забываем. Бюрократия незаметно душит нас, убивает в нас человечность, чуткость к детям. Ведь если есть хорошо состряпанная бумага, ты хороший работник. Для меня же важно живое взаимодействие учителя с учеником, а живое невозможно загнать в рамки плана, и иногда даже самый тщательно запланированный урок может завести тебя в совсем неожиданное направление. Сегодняшнее наше общество теряет самое ценное – совесть, и очень больно, когда сталкиваешься с лицемерием, ложью. Я хочу призвать всех своих коллег – давайте приложим все усилия для того, чтобы в наших детях пробудились бы ростки этого важного нравственного критерия – Совести. Ведь сегодняшние дети – это будущие врачи, учителя, милиционеры, судьи, простые рабочие. И если из них вырастут люди без совести – грош цена нашему труду. Как писал в своих Письмах о добром Д.С.Лихачёв «Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга…Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее..»

Проектно-исследовательская деятельность

на уроках русского языка и литературы.

Вопрос образования не перестаёт волновать наше общество с глубокой древности до наших дней. Создаются новые методики, технологии, авторские школы. Как учить? Чему учить? Извечные вопросы. И однозначного ответа на эти вопросы нет, потому что человечество многогранно, в мире нет абсолютно одинаковых людей. В современном, постоянно меняющемся мире очень большое значение имеют такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно в эпоху быстрой смены технологий возникает необходимость в формировании принципиально новой системы непрерывного образования. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И эти навыки формируются со школьной скамьи.

Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы, технологии, которые пригодятся в будущем. И одним из приоритетов современного образования является проектно-исследовательская деятельность учащихся. В последнее время я занимаюсь проблемой организации проектно- исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В основу учебного проекта, так же как и исследования положена идея, направленная на решение какой- то проблемы. Проектная деятельность учащихся – переход в новое психологическое состояние, это положительные эмоции, осознание себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя. Например, в 6 классе дети подготовили проект «Этимология слов», «Источники фразеологизмов». Дети провели исследовательскую работу о происхождении некоторых слов в русском языке и были удивлены своими открытиями. Так, например, мы узнали, что всеми любимое слово «каникулы» означает в переводе с латинского «собачьи дни». Проводя исследовательскую работу, дети проследили весь путь эволюции этого слова и пришли к выводу, почему «каникулы»- это собачьи дни.

Очень занимательной и интересной оказалась работа по исследованию источников фразеологизмов. Почему мы говорим так, а не иначе? С чем связан тот или иной фразеологизм? Например, дети выяснили, что фразеологизм «Ахиллесова пята» пришел к нам из древнегреческого мифа об Ахилле - одном из самых известных античных героев и обозначает « уязвимое место человека». «Казанская сирота» - это выражение напоминает о взятии Казани войсками Ивана Грозного. Для реализации этих проектов нужна интеграция знаний по истории и литературе, географии. История же и литература неразрывно взаимосвязаны. Занятие проектно-исследовательской деятельностью дает возможность ученикам увереннее чувствовать себя на уроках. Дети стали активнее, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными.

Глубоким и содержательным получился проект девятиклассников «России стихотворная душа», посвященный жизни и творчеству замечательного поэта Сергея Есенина. Предметом исследования явился основополагающий вопрос: смерть Есенина – убийство или самоубийство? Выдвижение различных гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала жизненный путь скандального поэта, другая – трагическую кончину. К сожалению, на основополагающий вопрос мы с учениками ответа не нашли – смерть Есенина до сих пор остаётся загадкой. Но данный проект помог активизировать познавательный интерес школьников.

На уроках литературы я со старшеклассниками подготовила проект «Передайте об этом детям своим», посвященный Холокосту. Выяснили значение этого слова, оно означает в переводе с еврейского «самосожжение», то есть геноцид еврейского народа. Признаюсь, мне было очень трудно при работе над этим проектом. Прежде чем начать работу с детьми, я сама буквально «переболела» этой трагедией, пропуская через своё сердце все ужасы этого бесчеловечного преступления. Я начинала изучать материалы Холокоста – прочитаю две-три страницы и несколько дней не могу придти в себя. Опять эти ужасные страницы – и опять боль. Биркенау, Треблинка, Освенцим – эти зловещие названия долго молотом стучали в моём сознании. Долго ёще стояли у меня перед глазами маленькие дети перед газовыми камерами. Так тяжело далась мне работа над этим проектом. Но я должна была это сделать, я считала своим долгом «передать это» детям нашим…Чтобы дети узнали и ужаснулись. Для моих учеников это тоже было потрясением – у многих на глазах стояли слёзы…Надеюсь, что этот урок - потрясение пробудит в детях чувство омерзения к палачам, пробудит чувство сострадания и милосердия, которого в сейчас во всем мире так не хватает.

Важной задачей образования является усиление воспитательного потенциала школы. Система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности, отличающихся высокой нравственностью, чувством собственного достоинства и чести.

На уроках литературы я стараюсь учить детей любви. А любовь она возникает из малого. Например, я спросила у детей однажды, слышали ли они мелодию чайника. Да, да, именно чайника. Дети удивились, заинтересовались… В моей памяти ярко запечатлелась эта музыка, когда на печке пел чайник. Он не пел, он просто тихо свистел, но в этом свисте мне чудились самые волшебные звуки – то это была весёлая пляска, то звук переходил неожиданно на печальные нотки, и воображение уносило меня в неведомые, волшебные миры. Как сладко было слушать эту музыку, лёжа за спиной моей любимой Наны! Из таких воспоминаний детства мы выносим любовь – сначала любовь к чайнику, как символу уюта и тепла, семьи и покоя, любовь к родителям, к своему дому. Из таких маленьких «любовей» возникает нечто большее, грандиозное – любовь к своей Родине. А человек, способный любить свой дом, родителей, Родину, не может быть жестоким, черствым и безнравственным…

И детки мои на следующий день, как только я зашла на урок, начали наперебой говорить, что они тоже услышали мелодию чайника. Для них это было маленькое открытие, и каждый старался рассказать о своих чувствах. И какую радость испытываю я, когда мои ученики часто напоминают мне о чайнике, говорят, что они опять слушали чайник. Я более чем уверена, что мои дети пронесут через всю свою жизнь и наш урок, и мелодию своего чайника…

Со школьниками я также веду исследовательскую работу, посвященную истории нашего села Дай и микротопонимии села. Мы собрали некоторый исторический материал, относящийся к прошлому села. Первые упоминания о селе Дай, по нашим сведениям, относятся к 11 веку. Очень интересна легенда о возникновении Дая. Так, по легенде, основателями села являются выходцы из Нашхоя. Эти люди приходили сюда каждый год охотиться, у них был построен здесь шалаш. И когда люди в очередной раз пришли в эти места, они увидели, что под крышей их шалаша ласточка свила гнездо. Охотники решили, что эти места благодатные и нужно здесь поселиться. Родоначальником даевцев считается Эла Артами, выходец из Нашхоя, который имел долю Медного котла в Нашхое. От него пошли семь братьев – по имени каждого Даевцы делятся на семь гаров – тейпов: Амайгар, Амалейнгар, Гелайнгар, Исайнгар, Зозингар, Дайнгар, Илейнгар. Кстати, я отношусь к тейпу Амайнгар.

Для меня, как исследователя, представляет огромный интерес топонимия моего села. Я дала задание учащимся старших классов провести исследование насчет каждого названия местностей. Дети с энтузиазмом взялись за работу. Каждое название – целая история. Например, Iуйбайинчу (буквально - место, где погибли пастухи) название звучит очень зловеще. Есть две легенды. Согласно одной, в далёкие времена здесь погибли от снежного обвала пастухи. Согласно второй легенде, пастухи пропали.

Оьрса–хьоста – (букв.-русский и родник) в этом месте есть древние захоронения, говорят, греческого происхождения и название может быть связано именно с этим. Вода в этом источнике отличается тем, что она даже зимой теплая.

Гича-аре – название происходит от имени Гича, был такой человек, он пас в этом месте овец.

Iоттинчу йисте – это название тоже имеет свою историю.

Также у нас есть и археологические находки. К сожалению, из-за отсутствия помещения мы не можем организовать школьный музей, и экспонаты хранятся дома у детей. В рамках этого проекта ученик 10 класса Эллаев Амирхан организовал фотовыставку «Поэзия родной природы». Также со школьниками совершаем экскурсии, проводим исследование экологических проблем нашего села. Сформулировали предложение по благоустройству села: а именно, обрезка яблоневого сада, который имеется в селе, побелка деревьев, очистка ручейка от мусора. Итогом этого исследования стала презентация «Чистота – залог здоровья, порядок – прежде всего».

К 70-летию Победы в ВОВ я со своими учениками и Администрацией с.Дай организовала в школе акцию «Никто не забыт, ничто не забыто», которая включала в себя следующие этапы:

сбор информации о ветеранах из села Дай,

установка памятника – надгробия павшим воинам.

В результате наших исследований мы установили, что из нашего маленького села 52 человека участвовали в Великой Отечественной войне. Большинство из этого списка считаются пропавшими без вести, в том числе и мой дедушка Акбулатов Жабраил, который был призван в Красную Армию в1941 году. И никаких сведений о нем нет.

Подготовка к ЕГЭ

Русский язык дети считают одним из трудных предметов, тем более он труден, когда дети находятся вне языковой среды. Для успеха учитель, в первую очередь, должен любить и понимать свой предмет и уметь преподносить учебный материал детям так, чтобы они с легкостью воспринимали его.

На уроках русского языка я использую приёмы развития критического мышления через чтение и письмо. При изучении каждой новой темы учащиеся самостоятельно составляют схемы. Сейчас это модно называть «кластер», но я предпочитаю не засорять русский язык. Отдельно учащиеся заводят «правильные» (мы их так называем) тетради, куда записывается материал по подготовке к ЕГЭ с 5-го класса, делая в записях пометки ЕГЭ и ОГЭ. Например, правила о приставках на З,С; правописание приставок ПРЕ, ПРИ, изучаемые в 5 классе, необходимы для решения задания № 5 ОГЭ, 10 ЕГЭ, а корни с чередованием нужно знать для решения задания № 9 ЕГЭ, степени сравнения прилагательных, правописание числительных (6класс) –для решения задания № 7 ЕГЭ и т.д. Правописание суффиксов причастий, изучаемых в 7 классе, необходимо для решения 12 задания ЕГЭ. Таким образом, систематическая и планомерная подготовка к ОГЭ, а затем и ЕГЭ должна проводиться уже с 5 класса.

Спряжение глаголов нужно знать для решения 11-го задания ЕГЭ. Дети трудно запоминают семь глаголов на- ЕТЬ второго спряжения. Здесь я применяю метод ассоциативного мышления, предлагаю детям запоминалку - шутку. Представляем школу, смотрим на неё, видим и ненавидим. Почему? Здесь нас учителя обижают, вертят нами как хотят, мы должны всё терпеть, потому что мы зависим. Итак, смотреть-видеть - ненавидеть - обидеть - вертеть - терпеть -зависеть. Этот алгоритм детям нравится, и они легко запоминают эти 7 глаголов.4 глагола на –АТЬ

гнать – держать - дышать – слышать - тут помогает такая рифмовка. Знать спряжение нужно для того, чтобы правильно написать личные окончания глаголов. Если глагол относится к I спр., в его безударных личных окончаниях пишем буквы Е,У,Ю. Если глагол относится ко II спр., в его безударных личных окончаниях пишем И,А,Я. Запомнить гласные буквы помогают пароли и тайные знаки, по которым представители этой трудолюбивой части речи узнают друг друга. У глаголов II спр. есть любимая игрушка ослик ИА.(в окончаниях глаголов IIспр. пишутся гласные, из которых состоит имя сказочного героя). А глаголы I спр. узнаём по секретному слову ЕдУ (в окончаниях этих глаголов Iспр. пишутся гласные те же, что и в слове ЕдУ). Кроме того, при отработке этой орфограммы можно прибегнуть к помощи рисунков –ассоциограмм :

Отличие отглагольных прилагательных от страдательных причастий прошедшего времени тоже вызывает затруднения у школьников, но при выработке определённого алгоритма действий даже слабые дети справляются с этим заданием. Если перед нами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?, то оно может быть или отглагольным прилагательным, или страдательным причастием. Очень важно это правильно определить, потому что в суффиксе отглагольных прилагательных пишется Н, а в суффиксе полных страдательных причастий пишется НН. Используем следующий алгоритм:

Пишем НН, если выполняется одно из условий:

1.образовано от глаголов совершенного вида

2. есть приставка, кроме НЕ

3.есть зависимое слово

4.есть суффикс – ОВА,-ЕВА

Пишем Н, если выполняются следующие условия:

1.исходный глагол несовершенного вида

2.в слове нет приставки или есть приставка НЕ

3.нет зависимого слова

И не забываем о словах – исключениях

Одним из сложных из заданий ЕГЭ считается 26 задание, где нужно знать средства художественной выразительности русского языка. В первую очередь нужно отличать лексические и синтаксические средства выразительности! Лексические – это тропы, а синтаксические – фигуры речи. Тропы – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении, фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.

При написании сочинения тоже нужно чётко определить алгоритм действий. В первую очередь нужно ознакомить детей с критериями оценивания сочинения – рассуждения, чтобы избежать типичных недочётов при написании, ведь сочинение оценивается не целиком, а по критериям.

  • обязательно ознакомить учащихся с планом написания сочинения, который составлен на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ к выполнению творческого задания.

  • речевые клише, позволяющие правильно формулировать и грамотно вводить в текст сочинения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения.

Я сейчас коснулась наиболее трудных заданий ЕГЭ, но такое пошаговое объяснение и выполнение тренировочных заданий не вызывает у учащихся трудностей и создаёт успешную ситуацию при подготовке к ЕГЭ. Если ученик видит, что задание выполнимо при небольшом усилии с его стороны, то это вызывает позитивное отношение к предстоящему испытанию и желание активно готовиться к нему. Любой ученик может сдать ЕГЭ при минимальном усердии с его стороны!


Награды и поощрения:

Почетные грамоты Министерства образования и науки

Почетные грамоты Администрации Шатойского района

Диплом «Учитель года – 2014 г»

Лауреат премии Главы Чеченской Республики «Лучший учитель -2016 г»


Учитель – трудная и благородная профессия, но порой неблагодарная.

В заключение хочу привести слова Ж.Барзена: «Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». Как бы печально ни звучало, но это наши реалии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!