СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая записка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая записка»

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

Мамаевой Екатерины Анатольевны, учителя начальных классов

МКОУ «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» городского округа Верхотурский


Основным направлением моей педагогической деятельности в 2017-2019 гг. являлась реализация индивидуального подхода в процессе формирования универсальных учебных действий. Для реализации данного направления определены следующие задачи: разработка индивидуальных маршрутов сопровождения детей с разными образовательными потребностями; развитие творческих способностей младших школьников через использование разных форм организации деятельности.

В результате реализации поставленных задач проведена диагностика образовательных потребностей обучающихся и возможностей образовательной среды для построения индивидуального образовательного маршрута детей с разными образовательными потребностями; осуществлена консультационная помощь участникам образовательного процесса в период сопровождения реализации индивидуального образовательного маршрута; проведен мониторинг достижения промежуточных предметных результатов при изучении отдельных тем по русскому языку и математике; организована демонстрация метапредметных и личностных результатов через ведение портфолио младшего школьника.

В 2017 году я узнала, что буду работать с ребятами, перешедшими во 2 класс. У меня не было возможности провести диагностику готовности к обучению, как это делают учителя в 1 классе. Исходя из методической темы школы, в основе которой лежит реализация индивидуального подхода к организации образования, из условий организации образовательного процесса в сельской малокомплектной школе, при помощи администрации я стала изучать теоретические основы построения индивидуальных образовательных маршрутов, практический опыт педагогов других школ, чтобы со временем освоить эту форму. Совместно с педагогом-психологом провела диагностику стартового уровня обучающихся. Через беседы с детьми, наблюдения на уроках и занятиях в кружках старалась выявить индивидуальные особенности обучающегося, их потребности и мотивацию. В беседах с родителями сформировался социальный заказ, были озвучены их видения развития детей. Результаты исследований меня озадачили:



Осенью 2017 года с каждым обучающимся в присутствии его родителя был составлен индивидуальный образовательный маршрут сроком на три года. Определены цели, задачи, содержание образовательной деятельности, результаты его реализации. Для фиксирования текущих результатов составлена индивидуальная карта. В течение периода проводилась работа с детьми. Промежуточные результаты озвучивались на родительских собраниях и в индивидуальных беседах. Педагоги и родители работали вместе, это помогло добиться хороших результатов.

На отчетных родительских собраниях, посвященных Дню защиты детей, подводились промежуточные итоги работы по ИОМ. Дети демонстрировали свои портфолио, которые они регулярно вели. Положительные итоги работы видны у всех обучающихся.


Результаты мониторингов учебной деятельности


По итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией, видно, что обучающиеся класса овладели прочными знаниями, успеваемость составила 100%, качество обучения от 50 % до 83 %. Обучающиеся достигли по некоторым учебным предметам положительной динамики результатов освоения образовательных программ.




Результаты выполнения комплексных работ в конце учебного года также показали качество знаний от 50 % до 83 %.


Начиная работу во 2 классе, я попыталась определить у детей уровень сформированности УУД. Такую же работу провела в первой четверти 4 класса.

Для проведения мониторинга сформированности УУД были выбраны следующие методы сбора информации:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.


При анализе полученных результатов использовала следующие критерии и показатели сформированности универсальных учебных действий:

полнота действия (объем) – наличие разнообразия, множества свойств в чем–либо;

разумность действия (рассудительность, толковость) – соответствие решаемой задаче;

сознательность (осознанность) действия – не только выполнение действия, но и понимание его сущности, умение объяснить, как оно выполняется;

обобщённость действия (отвлеченность от конкретного) - обобщенный способ деятельности для решения класса задач;

критичность действия – сопоставление способа действия с действительностью, по отношению к которой оно выполняется.


При анализе результатов образовательных достижений подтвердился достаточный уровень сформированных у обучающихся универсальных учебных действий.


Результаты диагностики уровня сформированности УУД:

Вывод: анализ личностных результатов показал, что самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка), ориентация на моральные нормы и их выполнение сформированы у всех детей на высоком и среднем уровнях, высокая мотивация к учебной деятельности имеет положительную динамику.

Вывод: анализ сформированности регулятивных УУД показал, что большая часть учеников научилась определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; умеют высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; умеют работать по предложенному учителем плану.

Вывод: анализ сформированности познавательных УУД показал, что ученики умеют ориентироваться в учебниках, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Вывод: ученики стали правильнее оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; договариваться  друг с другом  о правилах поведения и общения и следовать им; все умеют работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)



По результатам мониторинга сформулировала себе рекомендации для дальнейшей работы:

В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся необходимо:

- для развития личностных УУД  -  проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;

- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать  


- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать  основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;

- для развития коммуникативных навыков у учащихся рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.

   Считаю, что самый главный итог – это не только индивидуальное развитие, но и сплочение дружного коллектива. Наш класс стал самым «звездным» в школе. Родители пожелали продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам в основной школе.



Результаты развития творческих способностей обучающихся


Урочная деятельность


В 2017-2019 гг. работала над развитием творческих способностей, научной (интеллектуальной) деятельности, самостоятельности, самореализации  обучающихся, для этого проводила нестандартные занятия (урок-путешествие «Все профессии нужны», театральное представление «Рождество в Англии», урок-игра «Кто откроет дверь», осенние посиделки «Кузьминки» и др.), помогающие развивать самостоятельность, коммуникабельность детей, мотивировать их на поиск творческих подходов к решению учебных задач разной трудности. Такие уроки использую для обобщения и закрепления изученного материала по темам. За данный период разработала и провела пять нестандартных открытых уроков. В том числе для обобщения материала по теме «Профессии» мною был разработан конструкт урока окружающего мира «Все профессии нужны» в форме игры-путешествия. Обучающиеся во время всего урока путешествовали по станциям, примеряли на себя роли людей различных профессий. Я предложила детям попробовать себя в следующих профессиях: учитель, эколог, фотограф, водитель, врач, парикмахер. Выбор профессии был обоснован с учетом темперамента и увлечений ребенка. Так например, девочка- отличница перевоплотилась в строгого, но справедливого педагога, который был готов помочь каждому сидящему в кабинете ребенку, если у того внезапно возникал вопрос. Девочка, которая всегда лучше всех делает уборку в классе и ухаживает за цветами, примерила на себя роль эколога; она рассказала ребятам о своей профессии, о том, как ухаживать за растениями и беречь окружающую среду. Девочка-мечтательница перевоплотилась в фотографа и сделала замечательное фото класса. Единственный мальчик класса попробовал себя в роли водителя. Ему выпала нелегкая задача: управлять человеком с завязанными глазами. Девочке, обожающей животных, было предложено попробовать себя в роли врача, чтобы рассказать ребятам, что делать, чтобы не заболеть. Девочка-модница примерила на себя роль парикмахера, она предложила всем ребятам поучаствовать в создании образа для куклы. Дети с удовольствием приняли предлагаемые учителем условия игры. Они с удовольствием перевоплотились в предлагаемые образы, серьезно готовились к приему «гостей» на своей станции, изучая справочную литературу, наблюдая за взрослыми, придумывая ответы на вопросы. Думаю, что деятельностное участие в этой игре-путешествии развивало самостоятельность в принятии решений, коммуникативные УУД, закрепило представление детей о мире профессий. Неожиданным оказался результат этой в чем-то профориентационной работы: дети настолько полюбили предложенные образы, что в их деятельности и сейчас часто встречаются отголоски того урока: девочка-учитель охотно помогает товарищам выполнять уроки на группе продленного дня, девочка-парикмахер делает замечательные прически себе и подружкам.

Олимпиадное движение

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»   Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных  задач современного образования. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

В образовательной организации, где я работаю, одним из разделов «Программы развития ОО» является раздел «Одаренные дети». Педагогический коллектив согласен с тем, что каждый ребенок от природы талантлив и талантлив по-своему, поэтому выделяет две составляющих, раскрывающих понятие «одаренные дети»: талантливые дети и дети, разносторонне проявившие себя в разных видах деятельности. Обучающиеся моего класса в полном составе включены в школьный банк как дети, разносторонне проявившие себя в разных видах деятельности. Это и мой небольшой вклад в общее сложное дело развития творческих способностей детей, формирующих разносторонне развитую личность.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является их участие в различных конкурсах, олимпиадах и викторинах, в том числе и дистанционных. В данный период привлекала обучающихся класса к участию в дистанционных предметных олимпиадах, становились их призерами: по математике «Слон» (2017 г. - 3 место), «Точные науки» (2017 г. - 2 и 3 места), по русскому языку «Еж» (2018 г. - 3 место), «Словесник» (2018 г. - 2 место); победителями и призерами Всероссийских тематических викторин «Мир вокруг нас. Птицы» (2019 г. - 2 место), «Мир вокруг нас. Хищники» (2019 г. - 2 место), «Мир вокруг нас. Природные явления» (2019 г. - 2 место), «Знаменитые поэты и писатели» (2019 г. - 2 место), «Обычаи и традиции России» (2019 г. - 1 место), онлайн-олимпиады «Русский с Пушкиным» (2019 г. - 3 призера).


В предметных олимпиадах, творческих конкурсах принимают участие все желающие этого дети (100 %), динамика достигнутых результатов положительная.

Подготовила призеров муниципальных конкурсов: «Юный речевик» (2017 г. – 3 место), экологического фестиваля «Наш дом - Земля» (2017 г. – команда 2 место), конкурса «Трезвая Россия – здоровая Россия» (2017 г. команда - 1 место), участника муниципального конкурса переводов с английского языка (2018 г.).



Внеурочная деятельность


Вовлекала школьников во внеурочную деятельность: разработаны и внедрены в образовательный процесс рабочие программы внеурочных объединений для обучающихся 2-3 классов: по английскому языку «Занимательный английский», по информатике «Сетевичок».

Рабочая программа внеурочного объединения «Funny English» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками. Рабочая программа разработана для детей 8 – 9 лет, то есть обучающихся 2 – 3 классов.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Ребенок должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства детей начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения английского языка. Они с большим интересом и желанием приступают к изучению языка, хотят научиться читать, говорить, понимать на английском языке. Интерес обучающегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим. Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость.

Для демонстрации освоения содержания рабочей программы, сформированных у обучающихся УУД разработала, провела и опубликовала на персональном сайте методическую разработку театрализованного представления «Рождество в Англии». В данном мероприятии все роли исполняли участники творческого объединения «Funny English» на английском языке. Это был первый опыт такого рода, который вдохновил детей на дальнейшие занятия иностранным языком.


Рабочая программа внеурочного объединения “Сетевичок” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со сверстниками, со взрослыми людьми с использованием персонального компьютера.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению обучающимися информационного компонента общеучебных умений и навыков. Однако учитывая запросы детей и возможности их родителей (только одна семья имеет дома ноутбук с выходом в Интернет), вижу, что детям просто необходимы дополнительные занятия по развитию навыков работы с ноутбуком, знания о безопасной работе в сети Интернет.


Внеурочные мероприятия


Еще более широкое поле для развития творческих способностей дают внеурочные мероприятия. В течение 2017-2019 гг. я подготовила и провела несколько открытых внеклассных мероприятий для обучающихся начальной школы. Одним из таких мероприятий является осенние посиделки «В гостях у Домового». Всем известно, что современные дети имеют скудные представления о том, как раньше жили наши предки, об их традициях и обычаях. Именно поэтому у меня возникла идея разработать внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы с погружением в атмосферу русской крестьянской жизни. Это мероприятие проведено в рамках реализации межшкольного проекта «Две Салды» гражданско-патриотической направленности, в нем приняли участие младшие школьники четырех сельских школ Верхотурского района. Данное мероприятие помогло детям узнать, какие наряды раньше носили юноши и девушки, в какие игры играли и как они жили. В нем были использованы русские народные игры «Домовой», «Гори, гори ясно». Предметы русского быта: веретено, деревянные ложки, решето, коромысло - являлись атрибутами в народных играх. Созданная с помощью оригинальных декораций атмосфера помогла участникам мероприятия окунуться в историю, с помощью костюмов перевоплотиться в наших предков. Под влиянием правильно подобранной народной музыки у обучающихся появился интерес к дальнейшему изучению русской культуры и быта жителей. Именно через перевоплощение, деятельностное участие в играх и танцах, через использование разных жанров фольклора, создание обстановки, приближенной к реальности, обучающие учились мыслить и действовать нестандартно в определенных ситуациях, у них развивалась самостоятельность, формировалась потребность совместной деятельности. Такие мероприятия, проводимые в рамках реализации данного проекта, помогают не только выявлять творческие способности детей, но и формировать их духовно-нравственные качества, растить личность, любящую свою малую родину.


Результаты применения образовательных технологий


Необходимым условием для реализации поставленных задач являлось применение в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе технологии проектного обучения как обеспечивающей формирование универсальных учебных действий в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Применяю приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решаются несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

Для участия в муниципальной научно-практической конференции «Орешек знаний» подготовила с обучающимися проекты естественнонаучной, социальной, краеведческой направленности.

В 2017 году была подготовлена исследовательская работа социальной направленности «Правила поведения в обществе», в которой анализировались правила поведения, принятые в английских и русских обществах. Выясняя, чем отличаются правила поведения людей в России и Англии, анализируя свое поведение и поведение знакомых, ученица сделала выводы о правилах поведения в обществе обеих стран и создала книжку-малышку с полезными советами. Жюри отметило оригинальность представления работы на двух языках. В этом же году руководила исследовательской работой «Образ домового», соединившей исследования в области литературного чтения, окружающего мира и технологии. В ходе работы ученица исследовала, откуда взялся образ домового, как он описывался в литературе, каким его себе представляли обычные люди, писатели и художники. Она попыталась передать свое видение этого существа через изготовление поделки.

В 2018 году я обратилась к проектам естественнонаучной и краеведческой направленности. В основу исследовательской работы «Золото уральского леса» был положен эксперимент, изучающий полезные свойства самого ценного дерева уральских лесов – кедра. В ходе эксперимента ученица провела опыты с маслом кедрового дерева, шелухой кедровых орехов, сумев доказать поставленную гипотезу о пользе всех частей этого дерева. Другая работа была посвящена изучению старинных рецептов изготовления выпечки, в особенности уральских шанег с картофелем. Ученица не только провела исследование, но и совместно с бабушкой приготовила блюдо по одному из рецептов.

Представляя свои проекты на муниципальной НПК «Орешек знаний», обучающиеся стали призерами (2017 г. – 2 место, 2018 г. - 3 место).





Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески. Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы, педагоги, в меру своих сил и способностей, организуя нашу деятельность. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.




Повышение профессионального уровня педагога

В связи с переменами, происходящими в сфере образования, предъявляются новые требования к личности педагога, к повышению его профессиональной компетентности. Современный педагог должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активно включаться в методическую, инновационную деятельность. Образование нуждается в педагоге, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования достижений науки и инновационного педагогического опыта. Обновление общего образования во многом зависит от притока в нее молодых специалистов. Необходимость оптимизации повышения педагогического мастерства и творчества молодых педагогов обусловлена изменениями, которые происходят сегодня в системе российского образования.  В нашей образовательной органигации педагогический коллектив на 60 % состоит из молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Для каждого молодого педагога разработан индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального мастерства. Есть такой индивидуальный образовательный маршрут и у меня.

В 2017-2019 гг. вносила личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания обучающихся. Участвовала в работе методических объединений учителей начальных классов и иностранного языка. Являлась экспертом муниципальной научно-практической конференции «Орешек знаний». Делилась опытом конструирования современного урока, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В 2017 году участвовала в муниципальных профессиональных конкурсах: в конкурсе методических разработок для учителей начальных классов (участник), в конкурсе «Лучший профессиональный портфолио» (3 место в номинации «Лучший профессиональный портфолио молодого педагога»).

С исследовательскими работами и методическими разработками мероприятий принимала участие в творческих конкурсах разных уровней: во всероссийском конкурсе «Педагогический успех» (3 место), 2017 г.; в конкурсе сочинений «Уроки благодарности» в рамках областного проекта «Спасибо!» (участник), 2017 г.; в областном экологическом конкурсе «Мы в ответе за планету» (участие), 2018 г.; во всероссийском конкурсе «Победители», приуроченном ко Дню Великой Победы (победитель), 2018 г.; во II Всероссийском конкурсе научных и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» (3 место), 2019 г.

Транслировала в педагогических коллективах опыт практических результатов своей профессиональной деятельности: представила опыт работы на муниципальных педагогических чтениях «Образование XXI века: взгляд молодого педагога» в 2019 г. по теме «Драматизация как средство развития речевых навыков младшего школьника».

Являюсь одним из организаторов мероприятий в рамках внеучебных программ для сельских школ гражданско-патриотической направленности: реализации межшкольного проекта «Две Салды» (2017-2019 гг.). Обучающиеся разных возрастов участвовали в реализации мероприятий данного проекта («Осенний калейдоскоп», «Песня в солдатской шинели» др.), что помогло не только выявлять творческие способности детей, но и сформировать их духовно-нравственные качества, растить личность, любящую свою малую родину.

Повысила уровень профессиональной компетенции через участие в тематических семинарах, вебинарах («Портфолио младшего школьника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 2017 г., «Пять способов оценки метапредметных результатов», 2017 г.). Прошла обучение на курсах повышения квалификации по образовательным программам: «Разработка урока иностранного языка по технологии активных методов обучения». 108 часов, «Основы смыслового чтения и работа с текстом в начальной школе», 40 часов, «Организация инклюзивного образования в ОО в соответствии ФГОС», 24 часа.



В заключение хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!