СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая записка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая записка о результатах деятельности в МАОУ СОШ № 97 им. А.В. Гуменюка г. Екатеринбурга

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая записка»

Аналитическая записка


Составитель:

Гизетдинова Ризида Эрнесовна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 97

им. А. В. Гуменюка


Я, Гизетдинова Ризида Эрнесовна, являюсь учителем начальных классов МАОУ СОШ № 97 им. А. В. Гуменюка, высшей квалификационной категории. Педагогический стаж составляет 30 лет.

В начальной школе введён стандарт, открывший новую страницу в истории российского образования, так как впервые провозгласил ориентацию на новые ценности образования. В центре внимания становится ребёнок, его способности, его развитие. При этом развитие не исчерпывается стандартным школьным набором знаний, умений, навыков, его нельзя обеспечить привычными способами (объяснили, выучили, сдали). Ответственное отношение к слову «развитие» неизбежно предполагает индивидуализацию образования, обеспечение таких условий, чтобы каждый ребёнок не только мог, но и хотел учиться. Требования к результатам обучающихся представлены в соответствии с новой ценностной основой стандарта - ориентацией на развитие личности, системно-деятельностной парадигмой образования, поэтому моя педагогическая деятельность была направлена на повышение качества образования в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.

Исходя из вышесказанного, передо мной стоят следующие задачи:

  • овладение и внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий, методов и приемов, соответствующих деятельностному подходу;

  • воспитание и развитие качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества, задачам формирование патриотизма и гражданственности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

  • организация классного коллектива на основе совместной деятельности учителя, учащихся и родителей;

  • повышение профессиональной компетентности.

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, особое внимание уделяю созданию условий для достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов, на их личностное развитие посредством урочной и внеурочной деятельности, для воспитания в каждом ребенке потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Урочная деятельность направлена на обеспечение учащимся возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, следовательно - формировать универсальные учебные действия. Работаю по УМК «Школа России», которая создана  на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции;  обеспечивает общие методические  подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.Основой системы УМК «Школа России», является деятельностный подход, ни одно знание не даётся в готовом виде, а ученик из привычного для традиционного обучения объекта становится полноправным субъектом обучения и учение приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. 

В практической деятельности целенаправленно использую и применяю здоровьесберегающие, информационные технологии, технологию сотрудничества, игровые технологии, приемы проблемного и развивающего обучения, проектную деятельность, ТРКМ. На уроках создаю условия, при которых учащиеся самостоятельно определяют проблему, находят пути ее решения и оценивают результат своей деятельности. С учётом возрастных особенностей детей, провожу уроки разного вида: урок-игра, урок – викторина, урок-практикум, урок – диспут, урок – экскурсия, урок – инсценирование, урок – проект.

Особое внимание в работе уделяю осуществлению личностно-ориентированного подхода к учащимся, имеющим разные способности и возможности в обучении. Систематически провожу занятия, как со слабоуспевающими, так и с учащимися с высоким уровнем познавательной активности.Такая система работы позволяет сформировать необходимые для дальнейшего получения основного общего образования ключевые компетентности, обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучающихся.

Важное место в практической деятельности отводится использованию информационных ресурсов (презентации, учебные видеофильмы, интернет-ресурсы), ведется целенаправленная работа по применению информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. На уроках широко используются интерактивная доска, материалы ЦОР, разрабатываются уроки русского языка, окружающего мира, математики с использованием компьютерных технологий, что позволяет визуализировать учебный материал, повысить эмоциональное восприятие, систематизировать материал, организовать разные виды деятельности на уроке.

Особым видом контроля в рамках работы по программе «Школа России»,и в соответствии с требованиями ФГОС к формированию личностных результатов обучающихся, является формирование учебной самооценки. Учебным инструментом для дифференцированной оценки является «волшебная линеечка», на которой ребёнок, оценивая свою работу, выбирает один из трёх показателей:

-я считаю, что выполнил работу без ошибок;

- я считаю, что допустил 2-3 ошибки;

- я считаю, что с работой не справился.

К концу 2-го класса в классе наблюдается положительная динамика формирования адекватной самооценки деятельности ученика: адекватная самооценка сформирована у 92 % учащихся.

Результаты работы выражаются в стабильно высоких показателях учебно-воспитательного процесса. При 100% успеваемости степень обученности учащихся по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология составляют от 58% до 89% (Таблица1).

Таблица 1

Результаты успеваемости и качество обученности

Успеваемость

2014-2015 уч. год

1 класс

2015-2016 уч. год

2 класс

% успеваемости


100%

100%

% качественной успеваемости

71%

69%


Успешно учащиеся справились и с административными контрольными работами. Качество выполнения работы представлено в таблице 2:



Таблица 2

Качество выполнения контрольных работ


Предмет

Кол-во учащихся

16-18 баллов («5»)

12-15 баллов

(«4»)

8-11 баллов

(«3»)

0-7 баллов

(«2»)

Средний балл

Средний балл по школе

Русский язык

23

10

9

4

-

14,8

9,99

Математика

24

-

20

4

-

12,7

9,5

Результаты АКР по русскому языку оказались самыми высокими в школе.

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, особое внимание уделяю формированию у учащихся УУД.

Осуществляется постоянный мониторинг сформированности универсальных учебных действий. Инструментом мониторинга выступают комплексные работы и задания «Эму — марафона» Центра Развития Молодёжи, контрольно-измерительные материалы по УМК «Школа России». Результаты представлены в виде следующей таблицы (Таблица 3).

Таблица 3

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий


1 класс


Регулятивные УУД

Процент

1

Определение проблемы

53%

2

Целеполагание и планирование деятельности

63%

3

Применение технологий

100%

4

Планирование ресурсов

13%

5

Оценка результата или продукта деятельности

63%

Коммуникативные УУД

Процент


Коммуникативно-речевые действия

33%

Работа с текстом

Процент

1

Оценка и применение информации

78%

2

Поиск и понимание информации

61%

3

Представление и интерпретация текста

78%

Познавательные УУД

Процент

1

Анализ

14%

2

Синтез

14%

3

Аналогия

17%

4

Комбинаторика

45%

Решение проблем

Процент

1

Принятие решения

62%

2

Анализ и планирование

46%

3

Внезапно возникшие неполадки

73%

2 класс

Работа с текстом

Процент

1

Оценка и применение информации

18%

2

Поиск и понимание информации

47%

3

Представление и интерпретация текста

32%

Познавательные УУД

Процент

1

Анализ

28%

2

Синтез

28%

3

Сравнение

54%

4

Аналогия

53%


Классификация

53%


Комбинаторика

58%

Решение проблем

Процент

1

Принятие решения

42%

2

Анализ и планирование

40%

3

Внезапно возникшие неполадки

30%



Сравнительный анализ формирования УУД показывает положительную динамику в формировании регулятивных УУД: определение проблемы - увеличение на 47%, планирование ресурсов – на 19%, целеполагание – на 17%. Показатели сформированности работы учащихся с текстом: оценка и применение информации - 73%, поиск и понимание информации – 59%. Результаты формирования познавательных УУД (сравнение, аналогия, классификация, обобщение, комбинаторика) выше среднего уровня (от 61% до 73%).

Комплексные работы для определения метапредметных результатов образования позволяют проанализировать аспекты работы с информацией: поиск и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Комплексные работы, проведённые во 2 классе, позволяют определить достаточно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся: регулятивные УУД (63 %), познавательные УУД (84%), преобразование и оценка информации (65%), коммуникативно-речевые УУД (55%) (Таблица 4).



Таблица 4

Динамика сформированности УУД

Виды УУД

1 класс %

2 класс %


Регулятивные УУД


48


63


Познавательные УУД


52


84


Коммуникативные УУД


28


55

Таким образом, мы видим, что обучающиеся лучше всего справляются с заданиями, связанными с определением сформированности познавательных и регулятивных УУД, по другим УУД показатели также являются хорошими.

По результатам психологического обследования отслеживается динамика развития у учащихся интеллектуальных операций, для контроля за эффективностью организации учебного процесса (Таблица 5).

Таблица 5

Динамика развития мышления в 2-в классе

(сентябрь 2015март2016)


З О Н Ы

слабая, %

средняя, %

хорошая, %

высокая, %

понятийное

интуитивное

мышление

41 →0

37 →31

22 →69

0 0

понятийное

логическое

мышление

48 →8

41 →8

7 →76

4 →8


абстрактное

мышление

66 8

22 →58

0 →34

11 →0


Статистически зафиксированные изменения могут быть проиллюстрированы следующим анализом, который представлен в таблицах 5, 6,7.



Таблица 5

Динамика развития понятийного интуитивного мышления

Таблица 6

Динамика развития понятийного логического мышления







Таблица 7

Динамика развития абстрактного мышления

Таким образом, результаты свидетельствуют о развитии интеллектуальных операций обучающихся.

Положительные изменения так же были зафиксированы при обследовании детей по методике Е.А. Екжановой, которая направлена на выявление уровня развития понятийного, абстрактного и самостоятельного мышления представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты психолого-прогностического обследования по методике

Е.А. Екжановой

2014-2015 уч. год

Класс

Зона

Осведом-ленность

%

Понятийное мышление

Абстрак-тное мышле-ние

%

Самостоя-тельность мышле-ния%

интуи-тивное,

%

логи-

ческое

%

Категори-зация

%



1-в

слабая

0

0

4

25

5

0

средняя

32

28

6

37

43

12

хорошая

55

68

66

27

33

54

высокая

2

0

4

0

0

17

2015-2016 уч. год



2

слабая

0

0

8

31

8

0

средняя

35

31

8

38

58

15

хорошая

61

69

76

31

34

65

высокая

4

0

8

0

0

19


Заметная динамика в процентном распределении произошла на среднем, хорошем и высоком уровне. На положительные изменения повлияло развитие умений младших школьников выражать свою точку зрения, задавать информативные вопросы, давать эмоциональную оценку себе и окружающим, выделять главное в содержании деятельности, рефлексивное отношение к происходящему.

Показатели развития осведомленности, понятийного логического мышления и самостоятельности мышления лучше, чем в среднем на параллели:

  • Учащихся с хорошим уровнем развития осведомленности 61% (49% на параллели);

  • Учащихся с хорошим уровнем развития понятийного логического мышления 76% (это больше, чем в других классах и в среднем на параллели 68%)

  • Учащихся с хорошим и высоким уровнем развития самостоятельности мышления 65%+19%=84%. (Это больше, чем в других классах и в среднем на параллели 58%+14%=72%)

Внеурочная работа, которая является логическим продолжением урочной, в соответствии с требованиями ФГОС организована по направлениям развития личности и осуществлялась совместно с детьми и их родителями.

Большое внимание уделяется развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках курсов «Я и мое здоровье», «Умники и умницы».

Особенно важным во внеурочной работе считаю привлечение детей к проектной деятельности. К концу 2 класса в проектную деятельность вовлечены более 50% учащихся. Следует отметить, несмотря на возраст, ученик 1 «В» класса, Гришаленко Илья, выполнил проектную работу «Мой прадедушка рассказывал мне о войне». Работа была представлена во Всероссийском конкурсе мультимедийныхпрезентаций «Связь поколений» посвященном 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Каково же было удивление мальчика, когда во время работы над проектом он узнал, что его прадедушка во время Великой Отечественной войны был танкистом и по фронтальным дорогам дошел до Берлина. Свою работу Илья представил учащимся начальных классов, заинтересовал многих ребят, ему было задано большое количество вопросов. Пайвин Ярослав принял участие в районном интеллектуальном марафоне «Знайка». Свою творческую работу «Я и мое имя» представила Черняева Елизавета в районном конкурсе информационных и творческих проектов среди учащихся 1-4 классов «Хотим все знать» в 2015-2016 учебном году и заняла 3 место. Госькова Дарья представила свою проектную работу «Черепаха в домашних условиях» в районном конкурсе исследовательских проектов среди учащихся 1-4 классов «Хотим все знать» в 2015-2016 учебном году.Принялиактивное участие в IVВсероссийском олимпиаде по русскому языку, по математике, по литературе для 1-4 классов, проводимойна портале дистанционных проектов «Академия Интеллектуального Развития» и учащиеся: Гришаленко Илья, Черняева Елизавета, Пайвин Ярослав, Полухин Платон стали победителями.Все это активизирует познавательную деятельность учащихся класса, которые ежегодно принимают участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Таким образом, складывается эффективная система взаимодействия с родителями, которые становятся не только участниками различных коллективных творческих дел, но и их разработчиками. В конце каждого учебного года совместно с родителями проводим мероприятие «Вот и стали мы на год взрослее», где каждый ученик представляет свои учебные и внеучебные достижения. Открытые классные часы, связанные проблемами формирования правильного поведения обучающихся в школе и в общественных местах, сохранение семейных традиций и бережного отношения к семейным ценностям, тематические посещения музеев города Екатеринбурга (Краеведческого, Истории Екатеринбурга, Музея природы, Музея изобразительных искусств) с последующим обсуждением и организацией выставок, способствуют формированию чувства гордости за малую родину, уважению к историческому наследию, развитию нравственно-этических качеств.

Опыт профессиональнойдеятельности был представлен на: открытом уроке в рамках стажировки учителей, обучающихся на курсах «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования», 2012г.; городском семинаре «Системно-деятельностный подход организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО», 2013 г.; открытом уроке окружающего мира на тему «Здоровый образ жизни» в рамках апробации муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО),2014 г., былотмечен высокой экспертной оценкой качества.

Успешное решение всех вышеизложенных задач стало возможным, при системном и глубоком повышении своей профессиональной компетентности.

Выбрав программу обучения «Школа России», можно с удовлетворением сказать, что цель обучения – развитие общих способностей ребёнка, формирование учебной деятельности не расходится с учебными целями Федерального государственного образовательного стандарта, направленного наформирование основ «умения учиться», способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.Дети получают навыки научно-исследовательской деятельности, формируется познавательная потребность, потребность в творчестве, креативность, что также регламентируется в новых стандартах. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни.