Аналитическая записка
Составитель:
Гизетдинова Ризида Эрнесовна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 97
им. А. В. Гуменюка
Я, Гизетдинова Ризида Эрнесовна, являюсь учителем начальных классов МАОУ СОШ № 97 им. А. В. Гуменюка, высшей квалификационной категории. Педагогический стаж составляет 30 лет.
В начальной школе введён стандарт, открывший новую страницу в истории российского образования, так как впервые провозгласил ориентацию на новые ценности образования. В центре внимания становится ребёнок, его способности, его развитие. При этом развитие не исчерпывается стандартным школьным набором знаний, умений, навыков, его нельзя обеспечить привычными способами (объяснили, выучили, сдали). Ответственное отношение к слову «развитие» неизбежно предполагает индивидуализацию образования, обеспечение таких условий, чтобы каждый ребёнок не только мог, но и хотел учиться. Требования к результатам обучающихся представлены в соответствии с новой ценностной основой стандарта - ориентацией на развитие личности, системно-деятельностной парадигмой образования, поэтому моя педагогическая деятельность была направлена на повышение качества образования в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.
Исходя из вышесказанного, передо мной стоят следующие задачи:
овладение и внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий, методов и приемов, соответствующих деятельностному подходу;
воспитание и развитие качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества, задачам формирование патриотизма и гражданственности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
организация классного коллектива на основе совместной деятельности учителя, учащихся и родителей;
повышение профессиональной компетентности.
Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, особое внимание уделяю созданию условий для достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов, на их личностное развитие посредством урочной и внеурочной деятельности, для воспитания в каждом ребенке потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.
Урочная деятельность направлена на обеспечение учащимся возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, следовательно - формировать универсальные учебные действия. Работаю по УМК «Школа России», которая создана на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.Основой системы УМК «Школа России», является деятельностный подход, ни одно знание не даётся в готовом виде, а ученик из привычного для традиционного обучения объекта становится полноправным субъектом обучения и учение приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.
В практической деятельности целенаправленно использую и применяю здоровьесберегающие, информационные технологии, технологию сотрудничества, игровые технологии, приемы проблемного и развивающего обучения, проектную деятельность, ТРКМ. На уроках создаю условия, при которых учащиеся самостоятельно определяют проблему, находят пути ее решения и оценивают результат своей деятельности. С учётом возрастных особенностей детей, провожу уроки разного вида: урок-игра, урок – викторина, урок-практикум, урок – диспут, урок – экскурсия, урок – инсценирование, урок – проект.
Особое внимание в работе уделяю осуществлению личностно-ориентированного подхода к учащимся, имеющим разные способности и возможности в обучении. Систематически провожу занятия, как со слабоуспевающими, так и с учащимися с высоким уровнем познавательной активности.Такая система работы позволяет сформировать необходимые для дальнейшего получения основного общего образования ключевые компетентности, обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучающихся.
Важное место в практической деятельности отводится использованию информационных ресурсов (презентации, учебные видеофильмы, интернет-ресурсы), ведется целенаправленная работа по применению информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. На уроках широко используются интерактивная доска, материалы ЦОР, разрабатываются уроки русского языка, окружающего мира, математики с использованием компьютерных технологий, что позволяет визуализировать учебный материал, повысить эмоциональное восприятие, систематизировать материал, организовать разные виды деятельности на уроке.
Особым видом контроля в рамках работы по программе «Школа России»,и в соответствии с требованиями ФГОС к формированию личностных результатов обучающихся, является формирование учебной самооценки. Учебным инструментом для дифференцированной оценки является «волшебная линеечка», на которой ребёнок, оценивая свою работу, выбирает один из трёх показателей:
-я считаю, что выполнил работу без ошибок;
- я считаю, что допустил 2-3 ошибки;
- я считаю, что с работой не справился.
К концу 2-го класса в классе наблюдается положительная динамика формирования адекватной самооценки деятельности ученика: адекватная самооценка сформирована у 92 % учащихся.
Результаты работы выражаются в стабильно высоких показателях учебно-воспитательного процесса. При 100% успеваемости степень обученности учащихся по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология составляют от 58% до 89% (Таблица1).
Таблица 1
Результаты успеваемости и качество обученности
Успеваемость | 2014-2015 уч. год 1 класс | 2015-2016 уч. год 2 класс |
% успеваемости | 100% | 100% |
% качественной успеваемости | 71% | 69% |
Успешно учащиеся справились и с административными контрольными работами. Качество выполнения работы представлено в таблице 2:
Таблица 2
Качество выполнения контрольных работ
Предмет | Кол-во учащихся | 16-18 баллов («5») | 12-15 баллов («4») | 8-11 баллов («3») | 0-7 баллов («2») | Средний балл | Средний балл по школе |
Русский язык | 23 | 10 | 9 | 4 | - | 14,8 | 9,99 |
Математика | 24 | - | 20 | 4 | - | 12,7 | 9,5 |
Результаты АКР по русскому языку оказались самыми высокими в школе.
Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, особое внимание уделяю формированию у учащихся УУД.
Осуществляется постоянный мониторинг сформированности универсальных учебных действий. Инструментом мониторинга выступают комплексные работы и задания «Эму — марафона» Центра Развития Молодёжи, контрольно-измерительные материалы по УМК «Школа России». Результаты представлены в виде следующей таблицы (Таблица 3).
Таблица 3
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий
1 класс
Регулятивные УУД | Процент |
1 | Определение проблемы | 53% |
2 | Целеполагание и планирование деятельности | 63% |
3 | Применение технологий | 100% |
4 | Планирование ресурсов | 13% |
5 | Оценка результата или продукта деятельности | 63% |
Коммуникативные УУД | Процент |
| Коммуникативно-речевые действия | 33% |
Работа с текстом | Процент |
1 | Оценка и применение информации | 78% |
2 | Поиск и понимание информации | 61% |
3 | Представление и интерпретация текста | 78% |
Познавательные УУД | Процент |
1 | Анализ | 14% |
2 | Синтез | 14% |
3 | Аналогия | 17% |
4 | Комбинаторика | 45% |
Решение проблем | Процент |
1 | Принятие решения | 62% |
2 | Анализ и планирование | 46% |
3 | Внезапно возникшие неполадки | 73% |
2 класс
Работа с текстом | Процент |
1 | Оценка и применение информации | 18% |
2 | Поиск и понимание информации | 47% |
3 | Представление и интерпретация текста | 32% |
Познавательные УУД | Процент |
1 | Анализ | 28% |
2 | Синтез | 28% |
3 | Сравнение | 54% |
4 | Аналогия | 53% |
| Классификация | 53% |
| Комбинаторика | 58% |
Решение проблем | Процент |
1 | Принятие решения | 42% |
2 | Анализ и планирование | 40% |
3 | Внезапно возникшие неполадки | 30% |
Сравнительный анализ формирования УУД показывает положительную динамику в формировании регулятивных УУД: определение проблемы - увеличение на 47%, планирование ресурсов – на 19%, целеполагание – на 17%. Показатели сформированности работы учащихся с текстом: оценка и применение информации - 73%, поиск и понимание информации – 59%. Результаты формирования познавательных УУД (сравнение, аналогия, классификация, обобщение, комбинаторика) выше среднего уровня (от 61% до 73%).
Комплексные работы для определения метапредметных результатов образования позволяют проанализировать аспекты работы с информацией: поиск и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Комплексные работы, проведённые во 2 классе, позволяют определить достаточно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся: регулятивные УУД (63 %), познавательные УУД (84%), преобразование и оценка информации (65%), коммуникативно-речевые УУД (55%) (Таблица 4).
Таблица 4
Динамика сформированности УУД
Виды УУД | 1 класс % | 2 класс % |
Регулятивные УУД | 48 | 63 |
Познавательные УУД | 52 | 84 |
Коммуникативные УУД | 28 | 55 |
Таким образом, мы видим, что обучающиеся лучше всего справляются с заданиями, связанными с определением сформированности познавательных и регулятивных УУД, по другим УУД показатели также являются хорошими.
По результатам психологического обследования отслеживается динамика развития у учащихся интеллектуальных операций, для контроля за эффективностью организации учебного процесса (Таблица 5).
Таблица 5
Динамика развития мышления в 2-в классе
(сентябрь 2015 → март2016)
| З О Н Ы |
слабая, % | средняя, % | хорошая, % | высокая, % |
понятийное интуитивное мышление | 41 →0 | 37 →31 | 22 →69 | 0 → 0 |
понятийное логическое мышление | 48 →8 | 41 →8 | 7 →76 | 4 →8 |
абстрактное мышление | 66 → 8 | 22 →58 | 0 →34 | 11 →0 |
Статистически зафиксированные изменения могут быть проиллюстрированы следующим анализом, который представлен в таблицах 5, 6,7.
Таблица 5
Динамика развития понятийного интуитивного мышления
![]()
Таблица 6
Динамика развития понятийного логического мышления
![]()
Таблица 7
Динамика развития абстрактного мышления
![]()
Таким образом, результаты свидетельствуют о развитии интеллектуальных операций обучающихся.
Положительные изменения так же были зафиксированы при обследовании детей по методике Е.А. Екжановой, которая направлена на выявление уровня развития понятийного, абстрактного и самостоятельного мышления представлены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты психолого-прогностического обследования по методике
Е.А. Екжановой
2014-2015 уч. год |
Класс | Зона | Осведом-ленность % | Понятийное мышление | Абстрак-тное мышле-ние % | Самостоя-тельность мышле-ния% |
интуи-тивное, % | логи- ческое % | Категори-зация % |
1-в | слабая | 0 | 0 | 4 | 25 | 5 | 0 |
средняя | 32 | 28 | 6 | 37 | 43 | 12 |
хорошая | 55 | 68 | 66 | 27 | 33 | 54 |
высокая | 2 | 0 | 4 | 0 | 0 | 17 |
2015-2016 уч. год |
2-в | слабая | 0 | 0 | 8 | 31 | 8 | 0 |
средняя | 35 | 31 | 8 | 38 | 58 | 15 |
хорошая | 61 | 69 | 76 | 31 | 34 | 65 |
высокая | 4 | 0 | 8 | 0 | 0 | 19 |
Заметная динамика в процентном распределении произошла на среднем, хорошем и высоком уровне. На положительные изменения повлияло развитие умений младших школьников выражать свою точку зрения, задавать информативные вопросы, давать эмоциональную оценку себе и окружающим, выделять главное в содержании деятельности, рефлексивное отношение к происходящему.
Показатели развития осведомленности, понятийного логического мышления и самостоятельности мышления лучше, чем в среднем на параллели:
Учащихся с хорошим уровнем развития осведомленности 61% (49% на параллели);
Учащихся с хорошим уровнем развития понятийного логического мышления 76% (это больше, чем в других классах и в среднем на параллели 68%)
Учащихся с хорошим и высоким уровнем развития самостоятельности мышления 65%+19%=84%. (Это больше, чем в других классах и в среднем на параллели 58%+14%=72%)
Внеурочная работа, которая является логическим продолжением урочной, в соответствии с требованиями ФГОС организована по направлениям развития личности и осуществлялась совместно с детьми и их родителями.
Большое внимание уделяется развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках курсов «Я и мое здоровье», «Умники и умницы».
Особенно важным во внеурочной работе считаю привлечение детей к проектной деятельности. К концу 2 класса в проектную деятельность вовлечены более 50% учащихся. Следует отметить, несмотря на возраст, ученик 1 «В» класса, Гришаленко Илья, выполнил проектную работу «Мой прадедушка рассказывал мне о войне». Работа была представлена во Всероссийском конкурсе мультимедийныхпрезентаций «Связь поколений» посвященном 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Каково же было удивление мальчика, когда во время работы над проектом он узнал, что его прадедушка во время Великой Отечественной войны был танкистом и по фронтальным дорогам дошел до Берлина. Свою работу Илья представил учащимся начальных классов, заинтересовал многих ребят, ему было задано большое количество вопросов. Пайвин Ярослав принял участие в районном интеллектуальном марафоне «Знайка». Свою творческую работу «Я и мое имя» представила Черняева Елизавета в районном конкурсе информационных и творческих проектов среди учащихся 1-4 классов «Хотим все знать» в 2015-2016 учебном году и заняла 3 место. Госькова Дарья представила свою проектную работу «Черепаха в домашних условиях» в районном конкурсе исследовательских проектов среди учащихся 1-4 классов «Хотим все знать» в 2015-2016 учебном году.Принялиактивное участие в IVВсероссийском олимпиаде по русскому языку, по математике, по литературе для 1-4 классов, проводимойна портале дистанционных проектов «Академия Интеллектуального Развития» и учащиеся: Гришаленко Илья, Черняева Елизавета, Пайвин Ярослав, Полухин Платон стали победителями.Все это активизирует познавательную деятельность учащихся класса, которые ежегодно принимают участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Таким образом, складывается эффективная система взаимодействия с родителями, которые становятся не только участниками различных коллективных творческих дел, но и их разработчиками. В конце каждого учебного года совместно с родителями проводим мероприятие «Вот и стали мы на год взрослее», где каждый ученик представляет свои учебные и внеучебные достижения. Открытые классные часы, связанные проблемами формирования правильного поведения обучающихся в школе и в общественных местах, сохранение семейных традиций и бережного отношения к семейным ценностям, тематические посещения музеев города Екатеринбурга (Краеведческого, Истории Екатеринбурга, Музея природы, Музея изобразительных искусств) с последующим обсуждением и организацией выставок, способствуют формированию чувства гордости за малую родину, уважению к историческому наследию, развитию нравственно-этических качеств.
Опыт профессиональнойдеятельности был представлен на: открытом уроке в рамках стажировки учителей, обучающихся на курсах «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования», 2012г.; городском семинаре «Системно-деятельностный подход организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО», 2013 г.; открытом уроке окружающего мира на тему «Здоровый образ жизни» в рамках апробации муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО),2014 г., былотмечен высокой экспертной оценкой качества.
Успешное решение всех вышеизложенных задач стало возможным, при системном и глубоком повышении своей профессиональной компетентности.
Выбрав программу обучения «Школа России», можно с удовлетворением сказать, что цель обучения – развитие общих способностей ребёнка, формирование учебной деятельности не расходится с учебными целями Федерального государственного образовательного стандарта, направленного наформирование основ «умения учиться», способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.Дети получают навыки научно-исследовательской деятельности, формируется познавательная потребность, потребность в творчестве, креативность, что также регламентируется в новых стандартах. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни.