МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»
Аналитическая записка
Исполнитель: Сибаева С.М.
воспитатель, первая
квалификационная
категория
с. Тимохинское 2019г.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
С 2012 года и по настоящее время работаю с детьми 4-6лет. В работе с детьми реализую образовательную программу разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; В.И.Натарова, Н.И.Карпухина: патриотическое воспитание дошкольников «Моя страна», Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России». Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к воспитательно-образовательному процессу, учитывая интересы родителей, воспитанников и социума.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Чтобы достигнуть определенного результата, я применяю нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Для оптимизации деятельности совместно со школой, работа спланирована по четвертям. Вся работа по патриотическому воспитанию разбита по блокам.
Первый блок проводится в период 1 четверти (сентябрь-октябрь), под девизом: «Нет в мире краше Родины нашей».
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Виды деятельности:
в процессе бесед, чтения книг, рассмотрение картинок происходит получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и патриотического содержания проходит ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей;
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством проводится в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников, экскурсий;
проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований.
Результаты:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Пути реализации направления «Нет в мире краше Родины нашей»:
Экскурсия в школу, проведение классных часов по теме «Моя Родина-Россия», «Праздник Урожая», «День Воспитателя», «День Учителя», экскурсия к обелиску.
Второй блок — это вторая четверть (ноябрь — декабрь), она проходит под девизом: «Без добрых дел нет доброго имени».
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.
Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, равноправие, ответственность и чувство долга, толерантность.
Виды деятельности:
в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, художественные выставки проходят получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе.
Результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
уважительное отношение к родителям, знание традиций своей семьи, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Пути реализации данного направления «Без добрых дел нет доброго имени»:
совместное участие в социально-значимой акции «Покормите птиц зимой», «Новогодний утренник», «День Матери», «День Конституции», «Дети герои России».
Третий блок - это третья четверть (январь-март), она проходит под девизом: «В труде рождаются герои»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду.
Ценности: уважение к труду; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Виды деятельности:
узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, получают первоначальные навыки сотрудничества.
Результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие, элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества дошкольников и обучающихся.
Пути реализации данного направления «В труде рождаются герои»
Проводятся классные часы: «Труд кормит, а лень портит», «Все профессии важны, все профессии нужны», сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Моряки», «Пограничники», ежегодный месячник патриотического воспитания, где проходит конкурс патриотической песни, стихов.
Четвертый блок это - четвертая четверть (апрель- май), проходит она под девизом: «Мы будем помнить…»
Цель: развитие интереса к истории своей родины, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества.
Ценности: уважение к памяти о прошлом, чувства ответственности и долга, милосердия, честь и достоинство.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к истории своей страны, к старшему поколению,
первоначальные представления о памятных датах в истории России.
Пути реализации данного направления «Мы будем помнить…»
Экскурсия к обелиску, совместное изготовление поздравительных открыток для тружеников тыла, уроки Мужеств и чести, совместные спортивные игры «Спасатели», «Веселые старты», акция «Солдаты Победы», георгиевская лента. Митинг, Шествие бессмертного полка.
Результаты работы:
создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания младших школьников является непосредственное участие в реализации совместной деятельности школы и детского сада;
разработка сценариев мероприятий, уроков мужества;
создания банка данных об участниках ВОВ и тружениках тыла;
активизация совместной поисковой работы школы и детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитание уважения к подвигу дедов и отцов;
сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание, главная цель, которой — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще.
Методическое сопровождение.
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- оборудовала стенды: «Моя страна», «Мой город»;
- в группах: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного села» и др.;
- изготовила дидактические папки: «Мое село», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
- подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы. В своей работе использую проектную технологию, здоровьесберегающие, игровые и развивающие технологии.
Реализацией программы патриотического воспитания занимается воспитатель, а также учитель и инструктор по физической культуре. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится мною. Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий.
В конце учебного года я намечаю изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка, а также делаю перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год. Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции: название раздела; критерии оценивания; тематический контроль в начале учебного года; контрольная оценка в конце учебного года.
Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников предложена М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой.
Результаты диагностики зафиксированы в таблицах и диаграммах.
Результаты диагностики за 2015-2016 учебный год
Количество воспитанников: 12 человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 25% | 50% |
Средний | 50% | 42% |
Низкий | 25% | 8% |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca237a74d9c4/1129275_1.png)
Результаты диагностики за 2016-2017 учебный год
Количество воспитанников: 14человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 14% | 57% |
Средний | 72% | 36% |
Низкий | 14% | 7% |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/01/s_5ca237a74d9c4/1129275_2.png)
Результаты диагностики за 2017-2018 учебный год
Количество воспитанников: 12 человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 33% | 50% |
Средний | 42% | 42% |
Низкий | 25% | 8% |
![]()
Результаты, представленные в диаграммах, свидетельствуют о повышении качества образования в каждый учебный год.
Таким образом, представленная работа системна и результативна.
Немаловажную роль играет работа с родителями, которую строю на основе сотрудничества и тесного взаимодействия. В группе провожу совместные мероприятия: консультации, практические занятия, совместное творчество детей и родителей. Родители охотно откликаются на инициативные предложения, с интересом относятся к жизни детей в группе, участвуют в мероприятиях.
Для приобщения детей к патриотизму, я применяла в своей работе разнообразные виды деятельности. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания: мною создана предметно-развивающая среда, оформлен уголок патриотического воспитания, в котором систематически обновляется стенд и пополняется художественной литературой и рисунками детей.
В данный период приняла участие на районных педагогических чтениях, по теме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания» (2018г.).
Результатом своей работы, считаю активное участие и победы детей в районных конкурсах детского творчества, где они занимают призовые места:
муниципальный конкурс, посвященный 10 – летию Пышминского городского округа в номинации изобразительного искусства «Возрождение», 2 место (2016г.); муниципальный конкурс патриотической песни «Всё это-моя Россия!», 3 место (2017г.); муниципальный конкурс рисунков «Весенняя капель» (2017г.)
По результатам целенаправленной педагогической работы можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, эмоциональная отзывчивость, любознательность, стремление к активной деятельности.
Сообщаю о себе следующие сведения:
Окончила Аркалыкское педагогическое училище, специальность «Воспитатель в дошкольных учреждениях», присвоена квалификация «Воспитатель в дошкольных учреждениях»1991 г.
Стаж педагогической работы (по специальности) - 27 лет,
в данной должности - 15 лет; в данном учреждении - 5 лет.
Награждена: грамотой муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Тимохинская начальная общеобразовательная школа», Номинация «За безупречную работу» (2016г); сертификатом муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Тимохинская начальная общеобразовательная школа», за участие в педагогических чтениях «Современный ребёнок в образовательном пространстве: особенности развития, технологии психолого-педагогического сопровождения» (2016г); грамотой Управления Образования Пышминского городского округа «За успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд и в честь празднования Дня Дошкольного образования» (2016г); грамота муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Пышминского городского округа «Пышминский центр дополнительного образования» за подготовку призёра в муниципальном конкурсе рисунков для воспитанников детских садов «Весенняя капель»(2017г); сертификатом Муниципального Казенного Учреждения Пышминского городского округа участие в районных педагогических чтениях 2018 года «Современное образовательное пространство – условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования» и набрала 29,95 балла из максимально возможных 36 баллов (2018г.), участвовала в творческом конкурсе «Грани таланта» (2018 г.)
Сведения о повышение квалификации: удостоверение по программе повышения квалификации «Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» г. Камышлов, 2016г.,24часа; удостоверение по программе повышения квалификации «Создание развивающей речевой среды в условиях дошкольных образовательных организаций: совершенствование речи воспитателя» г. Екатеринбург 2017г., 24часа.
В рамках повышения собственной профессиональной компетенции имею:сертификат за участие Всероссийского онлайн-семинара «ИТК-компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС» АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» 2 часа (2016г); диплом за участие в Всероссийском конкурсе «Доутесса» блиц-олимпиада «Патриотическое воспитание дошкольников» 2 место (2017г); свидетельство о публикации материала «Маша мечтает» презентация к уроку на Всероссийском сайте МУЛЬТИУРОК (2017г);свидетельство о публикации материала «Сценарий праздника ко Дню матери,» «Я люблю тебя мама» на Всероссийском сайте МУЛЬТИУРОК (2017г); сертификат о создании своего персонального сайта на Всероссийском сайте МУЛЬТИУРОК (2017г); диплом за участие в Всероссийских конкурсах педагогов на сайте РОСКОНКУРС.РФ.всероссийского тестирования «Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности». (победитель 2 степень) (2017г);сертификат за участие в Всероссийских конкурсах педагогов на сайте РОСКОНКУРС РФ приняла участие во Всероссийском конкурсе «Патриотическое воспитание» срок проведения конкурса 21-28 ноября 2017г. В номинации «Патриотическое воспитание дошкольников»(2017г); дипломом за участие в Всероссийских конкурсах педагогов на сайте РОСКОНКУРС. РФ приняла участие во Всероссийском конкурсе «Патриотическое воспитание» срок проведения конкурса 21-28 ноября 2017г. В номинации «Патриотическое воспитание дошкольников». (2 степени) (2017г); сертификат, в Региональном семинаре «Организация работы с одаренными детьми в условиях дошкольной образовательной организации» г.Камышлов-4 ч. (2017г); сертификат, семинар-практикум «Технологии представления результатов образовательной деятельности педагогических работников» г.Екатеринбург-8 ч. (2017г); диплом Всероссийского тестирования «ТоталТест» тест «Теория и методика развития речи детей» (2 степень) (2017г); сертификат участника Единого урока по безопасности в сети Интернет 2017 на сайте Единый урок (2017г); диплом за участие в Сетевой педагогической конференции по формированию цифрового пространства детства «Сетевичок» на сайт Единый урок.(2017г)
Руководитель МБОО ПГО «Тимохинская НОШ»____________________