Годовой отчет
Педагога-дефектолога
Шваловой Нины Николаевны
за 2023 – 2024 учебный год
В 2023-2024 учебном году цель работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, методическая работа, консультирование родителей и учителей.
Задачи:
Проведение первичного, динамического и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка;
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:
- диагностическое;
- коррекционное;
-консультативно-просветительское и профилактическое-организационно-методическое;
Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:
Диагностическое направление.
На основании заключения ЦПМПК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 19 учащихся (2 ребенка выбыло в течение года).
Из них с РАС-9 человек, с ЛУО-7 чел., с УУО-3 человека. В течение учебного года проведено три этапа (первичная, этапная, итоговая) диагностики учащихся:
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Класс | Всего обследовано |
Первичное обследование Индивидуальное | Углубленная диагностика с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков. | сентябрь | 1-4кл. –индивидуально-8 чел, подгупповое- 4 чел. 5-8 кл. – индивидуально-9 чел, подгупповое- 16 чел. | 19чел./13 |
Этапная | Индивидуальная - с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов. | 09-26 декабря | Учащиеся, посещающие занятия | 19 чел |
Итоговая | Индивидуальная с целью анализа результативности коррекционной работы. | май | Учащиеся, посещающие занятия | 18 учащихся |
В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления):
- личные дела учащихся;
-беседа с родителями.
Вывод: Диагностика была проведена в установленные сроки, были отработаны запросы классных руководителей на обследование детей. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход. Обучающиеся были поделены на подгруппы.
Коррекционное направление.
Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с педагогом-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные планы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях.
В течение учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:
Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного). Формирование пространственных представлений.
Развитие внимания (зрительного, произвольного, слухового внимания; развитие устойчивости, концентрации, повышение объема, переключение внимания)
Развитие саморегуляции, самоконтроля, умения работать по инструкции или алгоритму.
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти). Развитие мнестических процессов.
Формирование интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей; развитие скорости мышления; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи).
Коррекция мышления (коррекция мыслительных операций; развитие словесно-логического мышления; развитие понятийного мышления; развитие способности классифицировать явления по их признакам).
Развитие связной устной речи, умения работать с текстом.
Развитие математических представлений. Восполнение в пробелах знаний.
Коррекция грамматико-аналитических навыков. Восполнение пробелов в знаниях.
На каждого ученика было оформлено карта динамического развития и составлена дефектологическое представление
В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных, подгрупповых занятий. Индивидульные и подгрупповые занятия проводились по 40 минут и 10 (20 мин.- коррекция, 10 мин.- иперерыв, 20 мин.- игровая на развитие и закрепление материала, 10 мин перерыв) один-два раза в неделю, подгрупповые по 45 минут 2 раз в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия посещали все обследуемые ученики.
Организационно-методическое направление.
Оформление документации.
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
-индивидуальные карты развития учащихся
-индивидуальные планы
-дефектологические представления и характеристики учащихся
-коррекционно-развивающие программы
-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога
-список детей, зачисленных на занятия
-циклограмма рабочего времени
-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий
-перспективный план работы дефектолога
-календарно-тематическое планирование коррекционной работы
Консультативно-просветительское направление.
Консультативная деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.
За период с октября по май оказана консультативно-методическая помощь родителям:
- проведены беседы с родителями в диагностический период;
- консультирование по результатам диагностики;- консультирование по запросу родителей;
- даны задания рекомендательного характера по развитию мелкой моторики, внимания и памяти.
-участие и подготовка к ПМПк
Вывод: Организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями, все запланированные мероприятия выполнялись и подготавливались.
Педагог-дефектолог Н.Н.Швалова