СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет по сопровождению детей ОВЗ в образовательной школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого -педагогическое и социальное сопровождение детей ОВЗ и их семей.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет по сопровождению детей ОВЗ в образовательной школе»

Анализ психолого – педагогической и социальной помощи

за первое полугодие 2023/2024 учебного года для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов


Целью психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны

педагога-психолога.

Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе

образовательного пространства являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;

– психологическое сопровождение педагогического коллектива;

– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих)

обучающихся.

В 2023 – 2024 учебном году в МБОУ «Степновская школа» обучается 8

детей с ОВЗ:

1 ребенок – инвалид.

4 обучающийся с ЗПР вариант 7.2.

3 обучающихся с УО вариант 8.1.

ВСТВВИТЬ ТАБЛИЦУ – по ОВЗ

Работа велась с 1 сентября 2023г. На начало учебного года была проведена входящая диагностика, было обследовано 7 учащихся переведенных на адаптированную основную общеобразовательную программу по рекомендации ПМПК. Три обучающихся индивидуальное обучение(надомное).

Результаты диагностики высших психических функций показали, что:

  • 3 обучающихся начального звена имеют заключение УО по решению ПМПК;

  • 4 ученика среднего звена имеют заключение задержка психического развития по решению ПМПК.

Учащиеся зачисляются на занятия к педагогу-психологу только по согласию родителей. Работа проводится по утвержденным программам школы.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, детей- инвалидов -динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- просветительская работа и психопрофилактика.

1. Диагностическая деятельность.

  • Углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей,

личностных и поведенческих реакций.

  • Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития,

обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его

резервных возможностей.

  • Раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном

учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

  • Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья.

Обследование обучающихся


1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

9 кл

Всего

4

1

1

1

3

2

1

1

14


2.Коррекционно-развивающая работа.

Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных:

  • на нормализацию эмоционально-личностной сферы;

  • повышение умственного развития;

  • повышение адаптивных возможностей ребёнка;

  • психокоррекцию отклоняющегося поведения.


Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога

Кол-во учащихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

7 кл

9кл

Итого

Индивидуальные

6

1

4

4

4

4

3

26

Групповые

8

1

2

2

1

1

3

18


3.Консультативная работа.

  • Консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных

методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и

приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.


Класс/кол-во мероприятий

1

2

3

4

5

7

9

Специалисты

Итого

Консультации с педагогами

5

3

2

4

3

2

1

Педагог-психолог

20

Консультации с родителям

4

6

2

2

4

2

1

Педагог психолог

21


4. Просветительская работа и психопрофилактика.

    • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    • Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

    • определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;

    • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

    • реализация собственно психологической коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

Направления работы педагога-психолога в школе:

    • комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

    • выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоциональноаффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

    • реализация психологической развивающе - коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;

    • контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

    • участие в ППк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;

    • взаимодействие с учителями по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

    • знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

    • проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимся членов своей семьи;

    • осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;

    • консультирование родителей по их запросам;

    • осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта;

  • особенностей коррекционно-развивающей работы с ними;

  • поиску рациональных путей социальной адаптации;

Ученикам с УО особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут завать, капризничать во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты). У этих обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование (октябрь), а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы (декабрь), и итоговая диагностика будет в мае.

В соответствии с особенностями развития ребёнка психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка коррекционно-развивающих программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

    • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;

    • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

    • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

    • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Была сформирована групповая и индивидуальная форма работы, занятия были построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучала ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширять его ролевой репертуар. Общение в группе расширяла границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляла способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладали ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей являлась развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в занятия включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Вывод об успешности коррекционной работы должен делаться на основании

положительной индивидуальной динамики.

В 1-4 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми направленные:

- на коррекцию эмоционально-волевой сферы (1 раз в неделю, по 40 мин.);

- коррекция несформированных высших психических функций (1 раз в

неделю, по 40 мин.).

Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития. С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.

Для того чтобы можно было отследить эффективность психологопедагогического сопровождения и анализировать динамику развития

каждого обучающегося педагогом-психологом была разработана карта психолого-педагогического сопровождения ученика, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

Главное в работе психолога — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее естественное развитие и благополучные результаты. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально – педагогическим условиям обучения. В 5 и 7 классах с учащимся ОВЗ были применены следующие методики: «Тест школьной тревожности Филлипса» и «Тест школьной мотивации», которая была проведена в начале учебного года.

Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми, отсутствие личного времени, которым ребёнок мог бы распоряжаться по своему усмотрению, не оставляют ребёнку шанса обрести самостоятельность: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности. А между тем развитие творческого мышления и воображения – необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции». Таким образом, минуя слова и сознание ребёнка были проведены диагностики внутренних состояний личности при помощи методик «Несуществующее животное». Так же велась консультативная работа с педагогами и родителями. В октябре и декабре педагогам 5 и 7 классов, были даны рекомендации по работе с детьми с ЗПР.

Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего с детьми с ЗПР, являлась коррекционно-развивающая работа. Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы:

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие тонкой моторики;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие внимания, его распределения;

- развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;

- развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;

- развитие операций анализа и синтеза;

- развитие наблюдательности;

- развитие восприятия;

- развитие воображения;

- развития умения классифицировать предметы и их свойства;

- развития умения определять последовательность событий и т.д.

Учащиеся посещают занятия согласно составленного графика. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая. (сведения выше в таблице)

Тренинг общения в 5,6,7,8,9 классах- 4 занятия. Тренинг по профилактике употребления ПАВ- 4 занятия.


Педагог – психолог: Масюченко Т.Л.