Анализ психолого – педагогической и социальной помощи
за первое полугодие 2023/2024 учебного года для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов
Целью психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе
образовательного пространства являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих)
обучающихся.
В 2023 – 2024 учебном году в МБОУ «Степновская школа» обучается 8
детей с ОВЗ:
1 ребенок – инвалид.
4 обучающийся с ЗПР вариант 7.2.
3 обучающихся с УО вариант 8.1.
ВСТВВИТЬ ТАБЛИЦУ – по ОВЗ
Работа велась с 1 сентября 2023г. На начало учебного года была проведена входящая диагностика, было обследовано 7 учащихся переведенных на адаптированную основную общеобразовательную программу по рекомендации ПМПК. Три обучающихся индивидуальное обучение(надомное).
Результаты диагностики высших психических функций показали, что:
3 обучающихся начального звена имеют заключение УО по решению ПМПК;
4 ученика среднего звена имеют заключение задержка психического развития по решению ПМПК.
Учащиеся зачисляются на занятия к педагогу-психологу только по согласию родителей. Работа проводится по утвержденным программам школы.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, детей- инвалидов -динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- просветительская работа и психопрофилактика.
1. Диагностическая деятельность.
Углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей,
личностных и поведенческих реакций.
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития,
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей.
учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
ограниченными возможностями здоровья.
Обследование обучающихся
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 9 кл | Всего |
4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 14 |
2.Коррекционно-развивающая работа.
Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных:
на нормализацию эмоционально-личностной сферы;
повышение умственного развития;
повышение адаптивных возможностей ребёнка;
психокоррекцию отклоняющегося поведения.
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога
Кол-во учащихся | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 7 кл | 9кл | Итого |
Индивидуальные | 6 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 26 |
Групповые | 8 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 18 |
3.Консультативная работа.
методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Класс/кол-во мероприятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 | Специалисты | Итого |
Консультации с педагогами | 5 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | Педагог-психолог | 20 |
Консультации с родителям | 4 | 6 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | Педагог психолог | 21 |
4. Просветительская работа и психопрофилактика.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;
прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
реализация собственно психологической коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Направления работы педагога-психолога в школе:
комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоциональноаффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
реализация психологической развивающе - коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
участие в ППк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
взаимодействие с учителями по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимся членов своей семьи;
осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
консультирование родителей по их запросам;
осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта;
особенностей коррекционно-развивающей работы с ними;
поиску рациональных путей социальной адаптации;
Ученикам с УО особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут завать, капризничать во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты). У этих обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование (октябрь), а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы (декабрь), и итоговая диагностика будет в мае.
В соответствии с особенностями развития ребёнка психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка коррекционно-развивающих программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Была сформирована групповая и индивидуальная форма работы, занятия были построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучала ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширять его ролевой репертуар. Общение в группе расширяла границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляла способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладали ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей являлась развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в занятия включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.
Вывод об успешности коррекционной работы должен делаться на основании
положительной индивидуальной динамики.
В 1-4 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми направленные:
- на коррекцию эмоционально-волевой сферы (1 раз в неделю, по 40 мин.);
- коррекция несформированных высших психических функций (1 раз в
неделю, по 40 мин.).
Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития. С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.
Для того чтобы можно было отследить эффективность психологопедагогического сопровождения и анализировать динамику развития
каждого обучающегося педагогом-психологом была разработана карта психолого-педагогического сопровождения ученика, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.
Главное в работе психолога — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее естественное развитие и благополучные результаты. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально – педагогическим условиям обучения. В 5 и 7 классах с учащимся ОВЗ были применены следующие методики: «Тест школьной тревожности Филлипса» и «Тест школьной мотивации», которая была проведена в начале учебного года.
Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми, отсутствие личного времени, которым ребёнок мог бы распоряжаться по своему усмотрению, не оставляют ребёнку шанса обрести самостоятельность: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности. А между тем развитие творческого мышления и воображения – необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции». Таким образом, минуя слова и сознание ребёнка были проведены диагностики внутренних состояний личности при помощи методик «Несуществующее животное». Так же велась консультативная работа с педагогами и родителями. В октябре и декабре педагогам 5 и 7 классов, были даны рекомендации по работе с детьми с ЗПР.
Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего с детьми с ЗПР, являлась коррекционно-развивающая работа. Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие тонкой моторики;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие внимания, его распределения;
- развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;
- развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;
- развитие операций анализа и синтеза;
- развитие наблюдательности;
- развитие восприятия;
- развитие воображения;
- развития умения классифицировать предметы и их свойства;
- развития умения определять последовательность событий и т.д.
Учащиеся посещают занятия согласно составленного графика. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая. (сведения выше в таблице)
Тренинг общения в 5,6,7,8,9 классах- 4 занятия. Тренинг по профилактике употребления ПАВ- 4 занятия.
Педагог – психолог: Масюченко Т.Л.