СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет за межаттестационный период

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности, определение круга проблем для дальнейшей работы.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет за межаттестационный период»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципального автономного образовательного учреждения

«Натальинская средняя общеобразовательная школа»

















Аналитический отчет

за период с 2016 по 2020 годы










Составитель: Соболева Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов












п. Натальинск

2020г

Содержание



Введение

1.Теоретические основания аналитической деятельности педагога


1.1. Использование технологии продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников.

1.2.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

1.3.Методические приемы организации продуктивного чтения. 1.4.Формирование коммуникативных УУД средствами технологии продуктивного чтения.


2. Аналитическая часть


2.1. Динамика учебных достижений

2.2. Анализ интеллектуально-творческих достижений

2.3. Деятельность классного руководителя

2.4. Обобщение и распространение педагогического опыта

3. Проектная часть

Заключение

Список литературы


Приложение


3


5



5


7

11

15



19



19

24

25

30



35


37


38


















Введение

Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.

(Ян Амос Коменский.)

Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – в наших руках – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения. Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. При использовании деятельностного подхода, который использую в основе методической своей системы, возрастает познавательная активность, творчество, раскрепощённость обучающихся, снижается утомляемость.

Приоритетная тема моей профессиональной деятельности: формирование читательской грамотности через технологию продуктивного чтения в урочной деятельности с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начального общего образования.

Для реализации данного направления были определены задачи:

  • овладеть технологией продуктивного чтения в начальной школе;

  • применять деятельностные технологии в рамках реализации ФГОС;

  • проанализировать этапы работы и приёмы организации продуктивного чтения;

  • организовать мониторинг уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий;

  • выстроить перспективную деятельность по решению поставленных задач;

  • представить позитивный опыт педагогическому сообществу, повышение собственного профессионализма.

Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности, определение круга проблем для дальнейшей работы.


Нормативные документы для организации образовательной деятельности, которые изучила для составления собственной методической системы:


  • Конституция Российской Федерации (ст. 43)

  • Конвенция о правах ребенка

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и от 26.11.2010г. № 1241.

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015)

  • Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312

  • Классное руководство в государственных образовательных организациях субъектов РФ и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. Сборник нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений.— М., 2020

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

  • Примерная основная образовательная программа учреждения: начальная школа: [подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО] / сост. Е.С. Савинов, М.: Просвещение, 2010.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитерно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

  • СанПиН 3.1/2.4. 3598- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)»

  • Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем  образовании) (воспитатель, учитель)

  • Инициатива «Новая школа» до 2025

  • Сайт «МАОУ Натальинская СОШ» 

  • Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Натальинская средняя общеобразовательная школа» в новой редакции 2015г., утвержден приказом начальника муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ

  • Образовательная программа МАОУ «Натальинская СОШ»

  • Учебный план МАОУ «Натальинская СОШ» на 2020-2021учебный год

  • Положение о рабочих программах МАОУ «Натальинская СОШ»

  • Рабочие программы НОО по учебным предметам







  1. Теоретические основания аналитической деятельности педагога


    1. Технология продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников

. Чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Современное  общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Стратегия развития образования определяет перечень задач системы общего образования, среди которых на первом месте стоят обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения, создание условий для формирования педагогических компетентностей. Однако без освоения и использования технологий деятельностного типа, одной из которых является технология продуктивного чтения, получить новый образовательный результат невозможно. В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской,  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

Педагогу необходимо осознать, что новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Важно научиться проектировать урок в логике учебной деятельности, чтобы он учил решать проблемы, способствовал формированию оценочной самостоятельности учащихся, развивал информационно-коммуникативные умения школьников

Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста: выделять основные единицы информации, устанавливать взаимосвязи в том числе для построения алгоритма действий, представлять информацию в виде вспомогательной модели (рисунок, схематический рисунок, краткая запись и т.д.)

Таким образом, на своих уроках литературного чтения я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой

и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  1. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом.

  • 1этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1.Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т. п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

- Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

  • 3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т. д. 

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т. д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т. д.

Таким образом, данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

    1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.


Основу моих уроков литературного чтения составляет технология формирования типа правильной  читательской деятельности. Эта технология направлена на формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, развивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, извлекать информацию из текста - создает базу для развития умений и навыков гибкого чтения, которое предусмотрено в основной школе.

В ежедневной подготовке к урокам литературного чтения мне помогает схема проектирования уроков:

1.Чтение текста самим учителем в момент подготовки к уроку «свежим взглядом» с вычитыванием трех уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

2.Определение художественной задачи текста (мотива, который побудил автора к написанию произведения, замысла, жанра текста).

3.Формулирование конкретных учебных целей именно этого урока (для учителя и для учеников).

4.Формулирование темы урока (а не название того, что читаем), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

5.Обдумывание этапа антиципации.

6.Выбор вида первичного чтения.

7.Выстраивание этапа перечитывания (сколько раз, зачем, какие приемы анализа используем на каждом этапе).

8.Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.

9.Продумывание этапа работы с текстом после чтения

10.Выбор домашнего задания.

Работая по этой схеме из урока в урок, я поняла, что действительно приближаюсь с детьми к грамотному смысловому чтению – к продуктивному чтению. Дети учатся воспринимать и понимать текст так, как задумал автор, опираясь на вычитывание трех видов информации: фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде), подтекстовой (то, о чем говорится в неявном виде, «между строк», о чем грамотный и внимательный читатель догадывается из подтекста, включая свой жизненный опыт), концептуальной (в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).

Вычитывание трех видов информации ведет к определению художественной задачи текста и к вершине осмысленного чтения – к пониманию концепта произведения – то есть основной мысли, идеи текста

Поэтому здесь предлагаю большой выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ, составление плана, постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы составление диафильма, иллюстрирование, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

Используя на уроках технологию продуктивного чтения, я увидела большую заинтересованность детей к урокам чтения. Они стали больше читать дополнительную литературу. С удовольствием посещают библиотеку. Ведут читательские дневники, где пишут отзывы о прочитанной книге. Таким образом, я могу видеть, что они действительно понимают прочитанное произведение. Улучшилась также техника чтения.

С методикой продуктивного чтения я ознакомила и родителей. На родительском собрании родители делились опытом занятий со своими детьми домашним чтением.

Предлагаю пример работы с текстом до чтения на иллюстрации к произведению Е. Чарушина «Страшный рассказ», 2 класс.

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком будет текст?

-Что вы знаете о ежах?

-Прочитайте название. Можно по нему определить, какие события будут происходить в рассказе?

-Прочитайте опорные слова (дача, вечер, шаги, ёжик). Предположим, о чем мог написать автор?

Н.Н.Носов «На горке» 2 класс

- Откройте, пожалуйста, учебники «Литературного чтения» на с.60, самостоятельно прочитайте название рассказа, первый и последний абзацы текста, рассмотрите иллюстрации и скажите:

- О чём рассказ? Ваши предположения?

- О какой горке предлагает нам узнать Николай Носов? (О снежной горке).

- А какие ещё зимние развлечения вы знаете? (Катание на санках, коньках, лыжах).

В 3-4 классах прием антиципации идет, в основном, с опорой на фамилию автора, название произведения, так как иллюстраций в учебниках становится меньше.

Мотивация к прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап во время чтения. Цель этапа – понять текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкование, оценку). Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста детьми. В решении этой задачи помогает прием «диалог с автором». Данный прием учит детей видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения.

Е. Чарушина «Страшный рассказ», 2 класс.

«Чтение вслух с остановками».

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий:

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие?

- Сколько лет было мальчикам?

-Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают?

-Кто по стене может ползать?

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать?

Прочитайте разговор мальчиков.

- О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

- Какой вопрос хочется задать автору?

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно?

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору?

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

- Кто испугал ребят?

- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

- Что вы знаете о ежах?

- Чем полезны ежи?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

- Почему ёж навестил ребят ночью?

-Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

- Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

- Какие непонятные слова встретились? (по ходу чтения идет словарная работа)

Цель третьего этапа работы с текстом после чтения – скорректировать читательскую интерпретацию авторским смыслом. Задача учителя на этом этапе – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста детьми. На этом этапе уместны задания творческого вида.

1.Возвращение к иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом? точен ли художник в деталях? совпадает ли его видение с вашим? Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание и достичь понимания на уровне основной мысли произведения.

2.Повторное обращение к заглавию произведения: беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора, смена заглавия.

3.Осмысление содержания: рассказ о герое, событии, авторе, выборочный, краткий пересказ, составление плана.

4.Реакция на художественную форму: стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент.

5.Эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства – музыкой, живописью.

6.Сфера воображения: творческий пересказ от лица героев, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование.

Домашнее задание обычно предлагаю вариативное. Детям очень нравится прием «Кубик Блума». На гранях обыкновенного детского кубика написаны начальные слова заданий: «почему?», «объясни», «назови», «предложи», «придумай», «поделись».

Дети по вариантам кидают кубик, выпавшая грань – творческое домашнее задание: подготовь ответ на вопрос – почему надо уважать труд других людей? Почему нельзя посыпать горку песком? Объясни, как строится горка. Назови героев других произведений, которые могут совершать необдуманные поступки. Предложи свое название к произведению. Придумай продолжение истории… Поделись …..

С уверенностью хочу сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:

предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать.

метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий);

а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание , умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов.

б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности),

г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Таким образом, данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах, применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволяет решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.




1.3.Методические приемы организации продуктивного чтения.


Отсроченная отгадка. В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.


Задай вопрос. С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т. п.


Составь задание. Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.


Кубик Блума. О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.


Аналитик. Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.


Пометки на полях. Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.


Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шля... И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шля… соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.


Чтение текста через слово». Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово.

Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучающиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять строки, восстанавливая смысл.

«Поиск смысловых несуразностей». Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание.

Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».


Приём – «Чтение с остановками».


Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.


Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.

  2. Где происходят события?

  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

  6. Что однажды произошло?

  7. Что случилось с собачкой через год?

  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

  9. Чем заканчивается быль?

  10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

  11. Каково ваше впечатление от рассказа?


Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.


Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.


Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.


Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.


Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).


Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.


Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.


Приём «Синквейн». Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк.

Как же пишется дидактический синквейн? Правила составления дидактического синквейна. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.


«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.


«Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой

«нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.


«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Итак, применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

    1. Формироване коммуникативных УУД средствами технологии продуктивного чтения.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося.

Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке литературного чтения особое внимание я уделяю формированию коммуникативных универсальных учебных действий

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов;

- принятие решения и его реализация;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

- речевая направленность (обучение через общение);

- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

- новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);

- принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

- личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна)./1/

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.  Цель моих уроков  на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Важным при этом остается такая составляющая учебного процесса, как успеваемость по предмету.

В таблице и выведенной к ней диаграмме можно проследить динамику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Представленные данные позволяют говорить о положительной динамике уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

классы

Низкий %

Средний %

Высокий %

1 класс

47

33

20

2 класс

40

33

27

3 класс

13

56

32

4 класс

0

60

40





Повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий непосредственно влияет на главную задачу образования - повышение уровня качества обучения. Положительную динамику качества обучения по предмету «Литературное чтение» можно рассмотреть в таблице:


ТРЕБОВАНИЯ

к умениям обучающихся по литературному чтению

1 -4 класс




Линии развития

1. Овладение функциональной грамотностью.

2. Овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста.

3. Овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.

4. Определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение.

5. Приобщение к литературе как к искусству слова.

6. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

1класс

37,6 %

42,5 %

43%

2 класс

45 %

46,2 %

43,5%

3 класс

42,7 %

46,5 %

56,5 %

4 класс

44,6 %

48,5 %

63,5 %

(Мониторинг в приложении)

Итог к 4 классу:

28,5 % - «+» - знания учащихся выше требуемой программой

57 % «О» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе

14,5 % - «У» - освоен программный минимум

0% «-» - программный минимум не усвоен



Данные результаты позволяют сказать, что выбранные мною условия и средства деятельности, обеспечивают формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников способствующих развитию их познавательных способностей, что повышает уровень успеваемости и качества образования.


2. Аналитическая часть



2.1. Динамика учебных достижений

Содержание этого параметра – не что иное, как уровень учебных достижений. Для ученика обученность – это оценка результатов его учебной деятельности, а для меня оценка эффективности моей работы и одновременно определение сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика, а также дозы педагогической помощи для выхода учащегося в его «зону ближайшего развития».

При анализе обученности и качества знаний источниками информации служат:

  • результаты контрольных, проверочных работ и тестов;

  • результаты выполнения комплексных работ;

  • результаты учебной деятельности по годам обучения.

На уроках математики и русского языка веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

За счёт современных технологий и упорного труда добиваюсь высоких результатов по предметам. При стабильной 100% успеваемости, качество на «4» и «5» для сравнения взяты за последние два года и составляет: по литературному чтению на 4 % (с 81% до 85%), по русскому языку качество образования увеличилось на 6 % (с 42% до 48%), по математике на 9 % (с 62% до 71%).


Учебный год

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

2017-2018

60

93

93

100

2018-2019

42

81

62

87

2019-2020

48

85

71

85




Динамика обученности обучающихся (математика)

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Ср.

балл


«5»

«4»

«3»

%

качества

% успеваемости

2017-2018

2

15

4,2

4

10

1

93

100

2018-2019

3

16

3,8

3

7

6

62

100

2019-2020

4

14

3,9

3

7

4

71

100


Динамика обученности обучающихся (русский язык)

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Ср.

балл


«5»

«4»

«3»

%

качества

% успеваемости

2017-2018

2

15

3,8

3

6

6

60

100

2018-2019

3

16

3,6

3

5

8

42

100

2019-2020

4

14

3,6

3

3

8

48

100



Динамика обученности обучающихся (литературное чтение)

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Ср.

балл


«5»

«4»

«3»

%

качества

% успеваемости

2017-2018

2

15

4,2

5

9

1

93

100

2018-2019

3

16

4

4

9

3

81

100

2019-2020

4

14

4,1

4

8

2

85

100



Техника чтения

Динамика обученности обучающихся (окружающий мир)

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Ср.

балл


«5»

«4»

«3»

%

качества

% успеваемости

2017-2018

2

15

4,5

6

9

0

100

100

2018-2019

3

16

4,1

4

10

2

87

100

2019-2020

4

14

4

4

9

1

87

100


На уроках литературного чтения и окружающего мира веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста и темы урока. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

  На основании анализа деятельности по данной проблеме и результатов проведенных мониторинговых исследований можно сказать, что предложенная система применения приемов продуктивной работы с текстом на различных этапах уроков литературного чтения способствует формированию читательских и речевых умений, так как повысится уровень мотивации чтения, по результатам исследования большинство учащихся в классе имеют высокий уровень литературного развития. По результатам можно сделать вывод о положительной динамике качества знаний по основным предметам.

ТРЕБОВАНИЯ

к умениям обучающихся по русскому языку (программный минимум)



РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

УЧЕБНО – ЯЗЫКОВЫЕ УМЕНИЯ

ПРАВОПИСНЫЕ УМЕНИЯ



Линии развития

1. Овладение функциональной грамотностью.

2. Развитие умений и навыков, различных видов устной и письменной речи.

3. Развитие умений и навыков понимания и анализа текстов.

4. Приобретение и систематизация знаний о языке.

5. Развитие чувства языка.


6. Овладение орфографией и пунктуацией.

1класс

48 %

46%

32%

2 класс

52 %

48 %

36 %

3 класс

56 %

36%

33%

4 класс

54 %

43%

37%


Итог к 4 классу:

21 % - «+» - знания учащихся выше требуемой программой

28 % «О» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе

51 % - «У» - освоен программный минимум

0% «-» - программный минимум не усвоен


ТРЕБОВАНИЯ

к умениям обучающихся по математике (программный минимум)




Линии развития

1. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

2. Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики

3. Строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения

4. Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

1класс

49%

50%

49 %

43%

2 класс

50 %

53 %

63 %

45 %

3 класс

64 %

51%

49 %

42 %

4 класс

56 %

49 %

52 %

47 %


Итог к 4 классу:

21,5 % - «+» - знания учащихся выше требуемой программой

50 % «О» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе

28,5 % - «У» - освоен программный минимум

0% «-» - программный минимум не усвоен


Динамика обученности обучающихся (комплексные работы)

В соответствии с планом внутришкольного контроля и требованиями ФГОС НОО в 2017, 2018, 2019 годах проводились итоговые комплексные работы, включающие задания по чтению, математике, русскому языку и окружающему миру. Содержание и уровень сложности заданий основной части (обязательной для всех учащихся) соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Дополнительная часть, позволяет проверить сформированность метапредметных результатов на повышенном уровне.



Класс

высокий

средний

низкий

1 класс

24%

42%

24%

2 класс

28%

46%

26%

3 класс

37%

50%

13%


Всероссийская проверочная работа во 2 классе

Цель проведения ВПР: мониторинг качества подготовки обучающихся 2 класса.

Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями. Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных учебных действий: регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы) и познавательных (осуществлять логические операции, устанавливать причинно- следственные связи).

Успеваемость: 100 %

Качество знаний: 88 %


2.2.Анализ интеллектуально-творческих достижений

Предметом для анализа данного показателя служат результаты ежегодного участия в олимпиадах, проектно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческих конкурсах школьного, муниципального, областного, всероссийского и международного уровня. В процессе учебной деятельности каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить свой интеллектуально-творческий потенциал. 92% учащихся класса ежегодно становятся участниками различных мероприятий. Для формирования предметных учебных универсальных действий учащиеся с 1 по 4 класс активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах по различным предметам.

Благодаря использованию проектной технологии учащиеся моего класса участвуют в школьных научно - практических конференциях: по теме «Моя семья», «В мире профессий». Всероссийском конкурсе "Таланты России - 2019" в номинации «Детские исследовательские работы и проекты» (3 чел.) 100% достижений.

Подготовлены проекты, например: «Математика вокруг нас», «Моя малая родина», «Кормушка для зимующих птиц», «Моя семья», «Моя любимая буква», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Мой класс» и другие.

Название проекта

Место

Год

% участников

от класса

Школьный уровень

Предметные

участие

2016-2020

100 %

проекты:

«Моя семья»,

«В мире профессий»

участие

2 место (1 чел)

2017

2019

26%

28%

Муниципальный уровень

Экологическая кейс-игра«Грин тим»

Проект «Вторая жизнь для не нужных вещей»

1место

(2 чел)

2018

14%

Российский уровень

Проект «Спасибо деду за Победу»

Детские исследовательские работы и проекты "Таланты России - 2019"

участие

1 место

(3 чел.)

2016

2019

20%

20%


Участие обучающихся в мероприятиях, конкурсах, конференциях соревнованиях (ПРИЛОЖЕНИЕ)




2.3.Деятельность классного руководителя

Я - классный руководитель. Как классный руководитель я большое значение придаю воспитательной работе. Эта работа ведётся по всем направлениям: духовно-нравственное, социальное, экологическое, патриотическое, общекультурное, художественно – эстетическое, спортивно- оздоровительное.

Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Обучающиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Многие мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников.

В рамках спортивно – оздоровительного направления мой класс участвует в мероприятиях: дни здоровья, весёлые старты, спортивные соревнования «Зимние забавы», спортивные турниры «А ну-ка мальчики» и «А ну-ка девочки», подвижные игры на улице, «Мама и я спортивная семья» и другие.

В рамках патриотической направленности: - Муниципальный конкурс «Символы памяти» 2018г.

Класс участвует в акциях:

-«Бессмертный полк», «Открытка ветерану», «Я не видел деда. Ещё нас не было тогда»

- Составление проектов на тему: «Моя малая Родина», «Мой город», «Путешествие по городам России»

Экологическая направленность реализуется: с помощью участия в акциях: «Каждой пичужке своя кормушка», «Сдай макулатуру – спаси дерево»,

-Участие в конкурсе рисунков на тему: «Сбережём нашу планету»

- проведение операций «Кормушка», «Озеленение парка», « Пусть будет чистым край», «Субботник»

-Составление проектов на тему: Кормушка для зимующих птиц», «Красная книга России», Красная книга Свердловской области».

-различные классные часы: «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», Телеграмма из леса», «Люби всё живое» и другие.

Социально направленная деятельность реализуется через:

-Участие в акциях: «Помоги ближнему», «Дорогой добра», «Добрые дела».

Культурологическая направленность:

-Выставки рисунков по различным темам

-рисунки в рамках акции «Скажите сигарете нет»

-просмотры фильмов в ДК

-экскурсия в пожарную часть

-участие в школьных праздниках, Новый год, день знаний, народный праздник «Масленица»

- Конкурсы рисунков «Дети за безопасность движения»

Реализация гражданско- правовой направленности проводится через:

-Классные часы «Я гражданином быть обязан!», «Конституция России»,

-Конвенция о правах ребёнка, «Финансовая грамотность», «Правила для школьников», «Правила товарищества», «Правила сотрудничества».

-изучение закона образования: статья 43 «Права и обязанности школьников»

Составляем с классом социальные проекты «Полезные и вредные привычки», «Слагаемые здоровья».

Обучающиеся систематически принимают участие в акциях социального значения. После участия в таких акциях, дети сами не будут нарушать нормы общественного порядка, помогать окружающим, но и призывать других к правильному поведению. Участие в данных акциях развивает личностные УУД.

год

Название мероприятия

Кол-во обуч-ся

уровень

2016-

2020

Акция «Укрась новогоднюю ёлку».

Акция «Подготовим класс к новому учебному году!»

Акция «Озеленение парка»

Акция «Добрые дела»

Акция «Пусть будет чистым родной край»

Акция «Сдай макулатуру- спаси дерево!»

Акция «Кормушка»

15

15

16

16

16

21

школьный

2017

2018

2019

Акция «Бессмертный полк»

21

15

16

областной

2020

Акция «Открытка ветерану»

Онлайн- акция «А я не видел Деда. Ещё тогда нас не было на свете»

5

1

Муниципальный


Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Действительно огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённые родители, тем дружнее дети. Родители учеников - мои первые помощники в подготовке внеклассных мероприятий: «День Матери, «Читающая семья», «День именинника» ... Родители живут жизнью класса вместе с детьми.

Формы работы с родителями

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

  • посещение на дому;

  • приглашение в школу;

  • индивидуальные консультации педагога;

  • переписка;

  • родительский лекторий;

  • тематические консультации;

  • классные детские мероприятия;

  • родительские вечера.

  • классные родительские собрания;

  • общешкольные родительские собрания;

  • дни открытых дверей;

  • концерты;

  • выставки учебных работ;

  • творческие отчеты.


Для педагогического просвещения родителей класса подготовлены и проведены:

Беседы:

«Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе», «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера».

Педагогический практикум

«Дети, как безусловная ценность»

Консультации:

«Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком».

При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по воспитанию детей. Использую групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо зарекомендовала себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Таким образом, отношения с детьми и их родителями стараюсь строить на доверии и уважении, справедливости, честности и требовательности.

Взаимодействие школьного ученического сообщества с местными органами власти, общественными организациями с целью решения тех или иных проблем местного социума: МЧС, ГИББД , правозащитные учреждения – ПДН МОО МВД РФ, КДН и ЗП, медицинские учреждения, поселковая библиотека, учреждения культуры ДК(музыкальная школа)

Взаимодействие школьного ученического сообщества с местными органами власти, общественными организациями помогают решать проблемы местного социума. Ребята с интересом участвуют в субботниках, убирают территорию школы и поселка, оказывают помощь ветеранам войны и труда, ухаживают за памятниками, принимают активное участие спортивных соревнованиях, в концертах. Решение проблем местного социума воспитывает у обучающихся бережное отношение к родному поселку, милосердие к пожилым, больным людям, умение сопереживать, способствует организации досуга детей , гармоничному развитию личности.


Диагностика уровня воспитанности


В ходе изучения результатов воспитательной работы проводится диагностика с использованием методики: «Диагностика уровня воспитанности по методике Н.П. Капустиной»


класс

высокий уровень

хороший

уровень

средний уровень

Низкий

1 класс

28

9

33

23

2 класс

26

33

33

6

3 класс

37

37

26

0

4 класс

42

35

21

0



2.4. Обобщение и распространение педагогического опыта

Активно участвую в общественно - педагогической деятельности:2016 год, VI фестиваль творчества специалистов системы образования Муниципального образования Красноуфимский округ «Грани таланта», диплом 1 степени в номинации «Уральские самоцветы», участник областного фестиваля «Грани таланта»; в 2018, 2019 годах являлась руководителем школьного методического объединения; в 2018, 2019, 2020 г была экспертом школьной комиссии по проверке всероссийских проверочных работ в начальной школе, с 2016 года являюсь организатором в аудитории ОГЭ. Являюсь членом творческой группы «Инновационная деятельность в образовательном учреждении».

Участие в работе ШМО: Работа по теме самообразования. Участие в предметных неделях (открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступление с докладами)

Участие в проведении открытых мероприятий, мастер - классов, семинаров…


Форма представления опыта

Тема

Уровень школьный.

1

Открытый урок по математике.

«Состав числа в пределах 10.Закрепление».

Школьный уровень, 2016г

2

Открытое внеклассное мероприятие КВН по математике

«Царица наук»


Школьный уровень, 2017г

3

Открытое внеклассное мероприятие

«Здравствуй, зимушка-зима»

Школьный уровень, 2018г

4

Открытый урок по литературному чтению

Е.Чарушин

«Страшный рассказ»

Школьный уровень, 2018г

5

Мастер класс с мамами к Дню Матери

«Поздравительная открытка».

Школьный уровень, 2019г

6

Семинар

«Работа с родителями»

Школьный уровень, 2019г

7

Мастер класс для родителей и учеников

«Чтение – это важно»

Школьный уровень, 2019г


Делюсь педагогическим опытом через публикации статей в сборниках и на сайтах профессиональных сообществ, на семинарах и РМО муниципального, всероссийского уровня.


Название

уровень

Сроки

1

Свидетельство Взаимодействие детского сада и школы в условиях единого образовательного учреждения – за опубликованный материал

Мультиурок

2016г

2

Свидетельство за опубликованный материал

Внеклассное мероприятие «Зимушка зима»

Мультиурок

19.10.2018г.

3

Свидетельство за опубликованный материал

Внеклассное мероприятие «Состав чисел в пределах 10. закрепление»

Мультиурок

19.10.2018г.

4

Свидетельство «Технология продуктивного чтения – один из механизмов читательской граммотности»

Мультиурок

19.10.2018г.

5

Благодарность за участие в районном методическом объединении начальных классов «Приемы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе»

Рук. РМО

29.10.2018г

6

Сертификат за участие в международном конкурсе методических разработок «Уроки Победы» в Свердловской области в 2019 году

ИРО

Екатеренбург


Декабрь 2019г

7

Свидетельство за опубликованный материал

Внеклассное мероприятие «Первый раз в 1 класс»

Мультиурок

Сентябрь.2020г

8

Свидетельство за опубликованный материал

Программа: коммуникативные УУД

Мультиурок

Октябрь 2020г

9

Свидетельство за опубликованный материал

Урок литературного чтения

Мультиурок

Октябрь 2020г

10

Свидетельство за опубликованный материал

«Деятельность учителя за межаттестационный период»

Мультиурок

Октябрь 2020г

11

Свидетельство за опубликованный материал, программа внеурочной деятельности «Чистописание»


Мультиурок

Октябрь 2020г


Свидетельства общественного признания профессиональных успехов: одной из составляющих профессиональной деятельности является взаимодействие с участниками образовательного сообщества и представление опыта работы в различных формах. Имею достижения общественного признания профессиональных успехов.


Название

уровень

Сроки, №приказа


Всероссийский и муниципальный уровень



1.

Почетная грамота «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов»

Начальник МОУО

29.09.2003г. №309

2

Благодарность «За высокие результаты работы 2017-2018 учебном году»

Начальник МОУО

31.05.2018 г.

3

Почетная грамота «За многолетний добросовестный труд и успехи в организации учебно - воспитательном процессе».

Главы Муниципального образования Красноуфимский округ.

1.10.2019 № 78р

4

Благодарность «За подготовку участников муниципального детского литературного творчества», «Шагаем мы на свет зелёный»

Отдел ГИБ дорожного движения

Ноябрь 2017г.

5

Благодарность «За подготовку участников в муниципальном конкурсе детского творчества», «Пасхальные перезвоны»

Красноуфимское благочиние

Май 2017г.

6

Благодарность «За участие и проведение всероссийских проверочных работ»

Московский центр образования

Октябрь 2017г

7

Благодарность «За проведение профилактической деятельности противопожарного направления» «Калейдоскоп безопасности»

Начальник ФГКУ

ПЧ -73ФПС

Февраль 2018г.

8

Благодарность «Талисман года»

Директор РДДТ

2016г,2017г, 2018г,2019г.

9

Благодарность. Региональный оргкомитет игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех»

Председатель оргкомитета

2017, 2019г.

10

Благодарность «За подготовку участников муниципального конкурса ДПИ» Подарок для мамы своими руками

Директор РДДТ

2018, 2019г.

11

Благодарность «За подготовку участников муниципального конкурса ДПИ» Осенний вернисаж

Директор РДДТ

2017г,2018г,

2019г

12

Диплом Всероссийское тестирование педагогов 2018г

Единый урок

2018г

13

Свидетельство «За подготовку в Международном конкурсе по математике» «Проверь себя»

ООО «Ведки»

6.03.2017г

14

Диплом 1 степени «За онлайн - тестирование», «Техника активного продуктивного чтения: организация самостоятельной деятельности учащихся»

ЦРТ

Мега талант

17.10.2018г

15

Свидетельство За участие в вебинаре «Эмоциональный интеллект: что делать, чтобы работать эффективнее»

ЦРТ

Мега талант

18.10.2018г.

16

Благодарность За создание личной методической библиотеки в рамках проекта «Мультиурок»

Мультиурок

19.10.2018г.

17

Сертификат «Активный учитель» (в своей организации)

Учи.ру

С 1 февраля п 31 мая 2020г.

18

Сертификат «Августовские педсоветы»

ММСО

Август 2020г.

19

Благодарность За подготовку победителей в экологической игре «Грин тим»

Директор РДДТ

Апрель 2018г.

20

Диплом 1 место «ФГОС соответствие»

ФГОС соответствие.РФ

23.03.2020г.

21

Благодарности Учи.ру

Учи.ру

С 2016 – 2020 годы


Школьный уровень




1

Грамота «За планомерное осуществление методического сопровождения педагогических работников в рамках деятельности ШМО учителей начальных классов 2018-2019 учебном году»

Директор шк

13.082019г.

2

Грамота «За неоценимый вклад в воспитании подрастающего поколения , за преданность своей профессии»

Директор шк

29.05.2020г.

3

Благодарность «За своевременную качественную подготовку филиала к новому учебному году»

Директор шк

27.08.2020г.

4

Грамота «За предоставлении опыта внеклассного мероприятия в рамках предметной недели по математике»

Директор шк

19.12.2017г.

5

Благодарность «За участи в школьном этапе муниципального конкурса педагогического мастерства» «Видеофрагмент урока. Решение текстовых задач»

ЗУВР

20.02.2018г.

6

Благодарность «За подготовку участников школьного конкурса ДПИ» Мама, милая моя

Рук.ШМО

Ноябрь 2018г

7

Благодарность «За подготовку участников школьного конкурса ДПИ» Зимняя сказка

Рук.ШМО

Декабрь 2018г

8

Грамота «За качественную подготовку в создании проектов. В мире профессий»

Директор шк

15.05.2019г.


Целенаправленно веду работу по повышению своего профессионализма путем самообразования, через работу в школьном и районном методических объединениях. Курсы - это один из путей повышения профессиональной компетентности учителя в области преподаваемого предмета (методическая компетентность). Я систематически пополняю педагогические знания на курсах повышения квалификации:


Название курсов повышения квалификации

Кол-во часов

Сроки

Вид полученного документа

1

ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Современные интерактивные средства обучения в образовательной деятельности»

16

2017г

Удостоверение


2

Работа с родителями


2018г

Удостоверение


3

НТФ ИРО «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»

24

2019г

Удостоверение


4

«Центр дополнительного образования и профессиональных квалификаций» ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж» «Методика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России в условиях ФГОС»

16

2019г

Удостоверение


5

ГАОУ ДПО СО «ИРО»«Подготовка организаторов ОГЭ»

24

2020г

Удостоверение


6

АО «Академия Просвещения» «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса»

36

2020г

Сертификат

7

Единый урок «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству»

17

2020г

Сертификат

8

Единый урок «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в ОО»

16

2020г

Удостоверение

9

Вебинар «Внеурочная деятельность онлайн с помощью Учи.ру»

2

Сентябрь 2020г

Сертификат

10

Вебинар «Онлайн учитель: как провести дистанционный урок» Мега-Талант

2

Октябрь

2020

Свидетельство


Участие в сетевых проектах, работа на сайтах педагогических сообществ в сети Интернет – прекрасная возможность повысить свой профессиональный уровень: можно добавлять любую свою разработку, знакомиться с материалами других членов сообщества, оставлять и получать комментарии. Регистрация на сайте даёт право общаться с другими членами сообщества, вступать в определённые группы для обмена опытом.

Образовательных сайтов, где можно разместить свои работы в сети Интернет много, и каждый учитель может выбрать именно тот, который считает для себя более интересным и доступным.






















3.Проектная часть

Педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования.

Рекомендации на межаттестационный период:

Саморекомендация: - разработать учебно - методический комплект с целью развития речевой компетентности у обучающихся младших классов на уроках русского языка.

Рекомендация школы: - совершенствовать технологии оценивания уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся, представить педагогическому сообществу положительный опыт применения инструментария для оценивания коммуникативных УУД обучающихся.

Тема: формирование речевой   компетенции на уроках русского языка как условие повышения качества образования в начальной школе.

задачи:

- проанализировать понятие «речевая компетентность»;

- внедрять требования ФГОС НОО к уровню сформированности речевой компетентности младших школьников на уроках русского языка;

-рассмотреть особенности формирования речевой компетентности на уроках русского языка в начальной школе;

- подобрать и систематизировать приемы и упражнения, направленные на формирование речевой компетентности у обучающихся младших классов на уроках русского языка.

- дать оценку результату эффективности использования методов и приемов, направленных на развитие речевой компетенции младших школьников.

- представить перед коллегами и общественностью опыт педагогической работы по развитии речевой компетентности;

- выявить проблемы, противоречия, возникающие в процессе педагогической деятельности и наметить пути их решения.

Актуальность этой темы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи учащихся. Между тем, задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся и вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

Проблема:

- Как преодолеть противоречие между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?

- Как научить ребёнка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?

- Как реализовать потенциал речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетенцией, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

Каково значение речевой компетенции ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от речевой компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, речевая компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс его будущей взрослой жизни. Учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.


Год

Проблема

Пути решения проблемы

2020-2021

Организация самообразовательной деятельности и повышения квалификации по обозначенной теме

Изучение литературы по теме, посещение открытых занятий и внеурочных мероприятий коллег, повышение квалификации по образовательным программам ИРО и других площадок по обозначенной теме

2021-2022

Организация практической деятельности по применению речевой   компетенции на уроках русского языка. Систематизировать приемы и упражнения, направленные на формирование речевой компетентности у обучающихся

Организация учебных и внеучебных занятий с использованием деятельностных технологий.

Открытые уроки для коллег и родителей

2022-2023

Организация мониторинга уровня сформированности речевой компетентности школьникв

Фиксирование мероприятий по данной теме.

Организация и проведение разных форм мероприятий.

2023-2024

Представление опыта педагогической деятельности в рамках темы

Серия открытых уроков для коллег и родителей.

Подготовка тезисов, статей для сборников методических материалов.

Выступления на разных формах педагогического общения

2024-2025

Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период

Аналитический отчет







Заключение


Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы, элементы технологий формирования УУД, в том числе коммуникативных, эффективны. Это мультимедия, документ-камеры применяется при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания, для устных упражнений, использование мультимедийных презентаций, тренажёров, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности и наглядности. Применение новых образовательных технологий – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как учителя, так и ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе. Использование элементов современных образовательных технологий, а именно технологию продуктивного чтения, для формирования УУД школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу, повышается интерес к предметам. Я считаю, что применение технологии продуктивного чтения на уроках позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению, активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать отдельные темы, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart_edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=959

2.     Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – Москва, 2009

3.     Бунеева Е.В. Технология работы с текстом (технология формирования типа правильной читательской деятельности). 

http://www.school/2100.ru/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf

4. А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»,  М: Просвещение, 2010

5. . С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995

6. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

7. Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Утверждена распоряжением правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-p

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

9. Классное руководство в государственных образовательных организациях субъектов РФ и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. Сборник нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений.— М., 2020

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).










14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!