СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт педагога-психолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчёт работы педагога-психолога за отчетный период

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт педагога-психолога»

Аналитический отчёт

работы педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 43»

за 2021-2022 учебный год


Цель работы: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, направленного на полноценное развитие и воспитание личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Основные целина год:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и миром;

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • предупреждения возникновения проблем развития ребенка;

  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, образования и воспитания;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов.

Основными субъектами психологического сопровождения в детском саду являются:

  • дети;

  • воспитатели, педагоги;

  • родители.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в детском саду:

  • диагностика (индивидуальная, групповая);

  • развивающая работа (индивидуальная, групповая);

  • коррекционная работа (индивидуальная, групповая);

  • консультирование (индивидуальное, групповое);

  • профилактика.

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно- образовательного процесса.

Работа в учреждении велась по следующим направлениям:

  • диагностика познавательной сферы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение (групповая и индивидуальная);

  • диагностика готовности к школе: мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная (индивидуальная, по методике

Н. Семаго и М. Семаго «Психолого- педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»;

  • диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей.

Мониторинг осуществлялся по методике Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду». Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, изучение следующих процессов:

  • эмоционально- волевой и личностной сферы;

  • внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики и речи;

Диагностические материалы структурированы по возрастам:

3-4 года (вторая младшая группа);

4-5 лет (средняя группа);

5-6 лет (старшая группа);

6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Обязательно проводились:

  • обследования детей младшей группы для определения адаптации в период адаптационного периода;

  • диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;

  • диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума(ППк);

  • диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

  • по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдением психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Кроме того, диагностика дала возможность отследить эффективность собственной деятельности.





Диагностическая деятельность

Содержание

2021-2022


Количество индивидуальных обследований из них:

149

1.

Адаптация

15

2.

Готовность к школьному обучению

103

3.

Для ПМПК

2

4.

Количество групповых обследований, в т.ч. наблюдение адаптации

29


В результате проведенных исследований наблюдается динамический рост уровня форсированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска.

В результате психосоматики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.


2. Коррекционно – развивающая работа

Психологическая помощь организовывалась по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК: группа «Василёк» -11 чел., и воспитанники с низкой готовностью к регулярному обучению в школе – 21чел. из подготовительных групп и 6 чел. старшая группа «Тюльпан» по запросу педагогов.

Коррекционно – развивающая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединялись в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, продолжительность зависит от объема занятий коррекционно- развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно- развивающих воздействий:

  • Арт-терапия;

  • Игровая терапия;

  • Песочная терапия;

  • Психогимнастика;

  • Элементы нейропсихологической коррекции;

  • Релаксационные упражнения;

  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности;

  • Упражнения для развития познавательных процессов;

В работе использовались коррекционно-развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.

Система коррекционных мер, реализуемая в МБДОУ «Детский сад № 43» направлена:

  • на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;

  • повышение уровня умственного развития детей;

  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики и т.д.);

  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Занятия проводились по программе «К школе готов», которая помогаем подготовить детей к школе.

Выводы: в результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Коррекционно-развивающая работа


Содержание

2021-2022

1.

Количество детей, посещающих индивидуальные занятия

18

2.

Количество индивидуальных занятий

44

3.

Количество детей, посещающих групповые занятия

33

4.

Количество групповых занятий, в т.ч. профилактика дезадаптации

104


Мониторинг успешной адаптации воспитанников ДОУ за 2021-2022 учебный год

По запросу: администрации МБДОУ «Детский сад № 43»

Цель исследования: выявить уровень адаптации детей к условиям детского сада, создание условий комфортности для успешной адаптации.






Количество детей

Характер адаптации


Легкая степень

адаптации

Средняя степень

адаптации

Тяжелая степень адаптации


Группа «Маки»

Всего: 21чел. из них обследовано-18чел.

отсут. -3чел.

человек

%

человек

%

человек

%

5

27,7

11

61,1

2

11,1

Группа «Одуванчик»

Всего:21, из них обследовано-13чел.

отсут.- 8чел.

4

30,7

9

69,3

0

0

Группа «Колокольчик»

Всего-20, из них: обследовано-13чел.

отсут. -7чел.

0

0

10

77

3

23



Количество детей

Характер адаптации


Легкая степень

адаптации

Средняя степень

адаптации

Тяжелая степень адаптации


Всего- 62чел.

из них: обследовано

44чел.-71%

человек

%

человек

%

человек

%

9

20,4

30

68,3

5

11,3



По результатам диагностического обследования показано, что 9чел. (20,4%) с лёгкой степенью адаптации. Эмоциональное состояние уравновешенное, взаимоотношение с взрослыми в норме, со сверстниками контакт хороший. В группе и на прогулке играют с удовольствием. Речь на первых этапах в основном отсутствует, или слабо развита. Поведение подвижное, настроение бодрое, контактное. Работоспособность - соответствует норме развития. Характер засыпания и пробуждения – быстро и спокойно. Поведение на занятии – достаточно сосредоточены, инициативны.

30чел. (68,3%) имеют среднюю степень адаптации. Основная проблема связана со сном и питанием. Поведение возбужденное, не уравновешенное, временами эмоциональное, быстро наступает утомление, нарушение координации движений, что мешает сосредоточиться на занятиях. Некоторые в эмоциях сдержанны, иногда просятся на руки. По итогам заключения и по фронтальному наблюдению определен круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Эти дети вступают в контакт с детьми при поддержке взрослого, тревожная реакция на изменение привычной ситуации.

Пять детей (11,3%) Глазкрицкий Коля, Луфаренко Дима, Подгоронова Мелисса гр. «Колокольчик»; Спицын Тимур, Чернышова Женя гр. «Маки», имеют тяжелую степень адаптации. Тяжело переживают расставание с мамой. С трудом идут на контакт, как с педагогом, так и с детьми, кушают с помощью взрослого. С трудом включается в игровую деятельность.

Готовность детей к началу регулярного обучения в школе


Всего

выпускников

Уровни готовности к обучению в школе



Готовы к регулярному обучению

Условно готовы к началу регулярного обучения

Условно не готовы к началу регулярного обучения

Не готовы к началу регулярного



Кол-во детей

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

«Ландыш»

24/20 (83,3%)

20

100%

0

0

0

0

0

0

2.

«Лилия»

22/17 (77,2%)

9

53%

5

29,4%

0

0

3

17,6%

3.

«Василёк»

11/11 (100%)

5

45,4%

1

9%

0

0

5

45,5%


57/49 (86%)

34

69,3%

6

12,2%

0

0

8

16,3%






Основными проблемными зонами, будущими первоклассников-выпускников детского сада 2021-2022 учебном году является: развитие мелкой моторики, познавательная активность. Причем, особую трудность в формировании познавательной активности вызывает темп в деятельности и графический диктант, а также снижена способность соблюдать правила, и действовать в соответствии с ними. В недостаточном формировании учебной мотивации и внутренней позиции будущего школьника важную роль играют родители, их воспитательные установки, которые обусловлены тревогами и переживаниями о перспективах успешности детей в школе. Поэтому необходимо уделять особое внимание работе с родителями по профилактике тревожности, формировать адекватное представление о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка.

Вывод: Полученные результаты показывают, преобладающее количество -34 (69,3%) детей готовы (вне зависимости от возраста на момент начала школьного обучения) к обучению в школе. У 6 (12,2%) ребят можно прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадоптации). 8чел. (16,3%) дети кому к концу учебного года не исполнилось 6,6 лет нуждаются в помощи специалистов (учителя-логопеда, учителя - дефектолога, педагога-психолога, педагога.

Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.

Консультирование

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели, педагоги, и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществлялось по следующей тематике:

  • консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

  • групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам (родительские собрания);

  • участие и активная работа в ППк ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);

  • педагогические совещания;

  • проведение различных форм работы (семинаров практикумов, круглых столов) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Обязательно:

  • консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно - образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Просвещение и профилактика

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;

  • повышение уровня психологических знаний;

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

  • выступление на родительских собраниях об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.

  • памятки для родителей о возрастных особенностях детей;

  • беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями;

  • подбор игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

Содержание

2021-2022у.г.

1.

Индивидуальные консультации для педагогов

66

2.

Буклеты, памятки для воспитателей

3

3.

Выступление на педсоветах

3

4.

Тренинги для сотрудников

3

5.

Индивидуальные консультации, беседы для родителей

25

6.

Выступление на родительских собраниях

7

7.

Оформление информационных памяток. Буклетов для родителей

4

8.

Информация на сайт

6

Анализируя данные по консультативной работе с родителями и педагогами ДОУ, радует то, что в течение года количество обращений за консультациями психолога увеличивается.

Организационно-методическая работа

  • Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года);

  • Составление и написание индивидуально ориентированных развивающих программ;

  • Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекцинно – развивающим занятиям (в течение учебного года);

  • Оформление памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациях (течение учебного года);

  • Представление в очной форме практического опыта работы в форме тренинга «Как настроиться га учебный год после выхода из отпуска», «Нейропсихологический подход диагностической и развивающей работе педагога психолога», «Психосоматика в нашей жизни»;

  • Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров, вебенаров и заседание ГМО;