Аналитический отчёт
работы педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 43»
за 2021-2022 учебный год
Цель работы: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, направленного на полноценное развитие и воспитание личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Основные целина год:
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и миром;
охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
предупреждения возникновения проблем развития ребенка;
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, образования и воспитания;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов.
Основными субъектами психологического сопровождения в детском саду являются:
дети;
воспитатели, педагоги;
родители.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса в детском саду:
диагностика (индивидуальная, групповая);
развивающая работа (индивидуальная, групповая);
коррекционная работа (индивидуальная, групповая);
консультирование (индивидуальное, групповое);
профилактика.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно- образовательного процесса.
Работа в учреждении велась по следующим направлениям:
диагностика познавательной сферы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение (групповая и индивидуальная);
диагностика готовности к школе: мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная (индивидуальная, по методике
Н. Семаго и М. Семаго «Психолого- педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»;
Мониторинг осуществлялся по методике Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду». Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, изучение следующих процессов:
эмоционально- волевой и личностной сферы;
внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики и речи;
Диагностические материалы структурированы по возрастам:
3-4 года (вторая младшая группа);
4-5 лет (средняя группа);
5-6 лет (старшая группа);
6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Обязательно проводились:
обследования детей младшей группы для определения адаптации в период адаптационного периода;
диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;
диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума(ППк);
диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдением психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Кроме того, диагностика дала возможность отследить эффективность собственной деятельности.
Диагностическая деятельность
№ | Содержание | 2021-2022 |
| Количество индивидуальных обследований из них: | 149 |
1. | Адаптация | 15 |
2. | Готовность к школьному обучению | 103 |
3. | Для ПМПК | 2 |
4. | Количество групповых обследований, в т.ч. наблюдение адаптации | 29 |
В результате проведенных исследований наблюдается динамический рост уровня форсированности познавательных процессов у детей, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей группы риска.
В результате психосоматики выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
2. Коррекционно – развивающая работа
Психологическая помощь организовывалась по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК: группа «Василёк» -11 чел., и воспитанники с низкой готовностью к регулярному обучению в школе – 21чел. из подготовительных групп и 6 чел. старшая группа «Тюльпан» по запросу педагогов.
Коррекционно – развивающая работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединялись в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, продолжительность зависит от объема занятий коррекционно- развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно- развивающих воздействий:
Арт-терапия;
Игровая терапия;
Песочная терапия;
Психогимнастика;
Элементы нейропсихологической коррекции;
Релаксационные упражнения;
Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности;
Упражнения для развития познавательных процессов;
В работе использовались коррекционно-развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.
Система коррекционных мер, реализуемая в МБДОУ «Детский сад № 43» направлена:
на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;
повышение уровня умственного развития детей;
формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики и т.д.);
коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Занятия проводились по программе «К школе готов», которая помогаем подготовить детей к школе.
Выводы: в результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Коррекционно-развивающая работа
№ | Содержание | 2021-2022 |
1. | Количество детей, посещающих индивидуальные занятия | 18 |
2. | Количество индивидуальных занятий | 44 |
3. | Количество детей, посещающих групповые занятия | 33 |
4. | Количество групповых занятий, в т.ч. профилактика дезадаптации | 104 |
Мониторинг успешной адаптации воспитанников ДОУ за 2021-2022 учебный год
По запросу: администрации МБДОУ «Детский сад № 43»
Цель исследования: выявить уровень адаптации детей к условиям детского сада, создание условий комфортности для успешной адаптации.
Количество детей | Характер адаптации |
Легкая степень адаптации | Средняя степень адаптации | Тяжелая степень адаптации |
Группа «Маки» Всего: 21чел. из них обследовано-18чел. отсут. -3чел. | человек | % | человек | % | человек | % |
5 | 27,7 | 11 | 61,1 | 2 | 11,1 |
Группа «Одуванчик» Всего:21, из них обследовано-13чел. отсут.- 8чел. | 4 | 30,7 | 9 | 69,3 | 0 | 0 |
Группа «Колокольчик» Всего-20, из них: обследовано-13чел. отсут. -7чел. | 0 | 0 | 10 | 77 | 3 | 23 |
Количество детей | Характер адаптации |
Легкая степень адаптации | Средняя степень адаптации | Тяжелая степень адаптации |
Всего- 62чел. из них: обследовано 44чел.-71% | человек | % | человек | % | человек | % |
9 | 20,4 | 30 | 68,3 | 5 | 11,3 |
По результатам диагностического обследования показано, что 9чел. (20,4%) с лёгкой степенью адаптации. Эмоциональное состояние уравновешенное, взаимоотношение с взрослыми в норме, со сверстниками контакт хороший. В группе и на прогулке играют с удовольствием. Речь на первых этапах в основном отсутствует, или слабо развита. Поведение подвижное, настроение бодрое, контактное. Работоспособность - соответствует норме развития. Характер засыпания и пробуждения – быстро и спокойно. Поведение на занятии – достаточно сосредоточены, инициативны.
30чел. (68,3%) имеют среднюю степень адаптации. Основная проблема связана со сном и питанием. Поведение возбужденное, не уравновешенное, временами эмоциональное, быстро наступает утомление, нарушение координации движений, что мешает сосредоточиться на занятиях. Некоторые в эмоциях сдержанны, иногда просятся на руки. По итогам заключения и по фронтальному наблюдению определен круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Эти дети вступают в контакт с детьми при поддержке взрослого, тревожная реакция на изменение привычной ситуации.
Пять детей (11,3%) Глазкрицкий Коля, Луфаренко Дима, Подгоронова Мелисса гр. «Колокольчик»; Спицын Тимур, Чернышова Женя гр. «Маки», имеют тяжелую степень адаптации. Тяжело переживают расставание с мамой. С трудом идут на контакт, как с педагогом, так и с детьми, кушают с помощью взрослого. С трудом включается в игровую деятельность.
Готовность детей к началу регулярного обучения в школе
№ | Всего выпускников | Уровни готовности к обучению в школе |
| | Готовы к регулярному обучению | Условно готовы к началу регулярного обучения | Условно не готовы к началу регулярного обучения | Не готовы к началу регулярного |
| | Кол-во детей | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1. | «Ландыш» 24/20 (83,3%) | 20 | 100% | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. | «Лилия» 22/17 (77,2%) | 9 | 53% | 5 | 29,4% | 0 | 0 | 3 | 17,6% |
3. | «Василёк» 11/11 (100%) | 5 | 45,4% | 1 | 9% | 0 | 0 | 5 | 45,5% |
| 57/49 (86%) | 34 | 69,3% | 6 | 12,2% | 0 | 0 | 8 | 16,3% |
Основными проблемными зонами, будущими первоклассников-выпускников детского сада 2021-2022 учебном году является: развитие мелкой моторики, познавательная активность. Причем, особую трудность в формировании познавательной активности вызывает темп в деятельности и графический диктант, а также снижена способность соблюдать правила, и действовать в соответствии с ними. В недостаточном формировании учебной мотивации и внутренней позиции будущего школьника важную роль играют родители, их воспитательные установки, которые обусловлены тревогами и переживаниями о перспективах успешности детей в школе. Поэтому необходимо уделять особое внимание работе с родителями по профилактике тревожности, формировать адекватное представление о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка.
Вывод: Полученные результаты показывают, преобладающее количество -34 (69,3%) детей готовы (вне зависимости от возраста на момент начала школьного обучения) к обучению в школе. У 6 (12,2%) ребят можно прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадоптации). 8чел. (16,3%) дети кому к концу учебного года не исполнилось 6,6 лет нуждаются в помощи специалистов (учителя-логопеда, учителя - дефектолога, педагога-психолога, педагога.
Наблюдается положительная динамика готовности детей к школе, прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные.
Консультирование
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели, педагоги, и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществлялось по следующей тематике:
консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам (родительские собрания);
участие и активная работа в ППк ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
педагогические совещания;
проведение различных форм работы (семинаров практикумов, круглых столов) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Обязательно:
консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно - образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Просвещение и профилактика
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
актуализация и систематизация имеющихся знаний;
повышение уровня психологических знаний;
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
выступление на родительских собраниях об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.
памятки для родителей о возрастных особенностях детей;
беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями;
подбор игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
№ | Содержание | 2021-2022у.г. |
1. | Индивидуальные консультации для педагогов | 66 |
2. | Буклеты, памятки для воспитателей | 3 |
3. | Выступление на педсоветах | 3 |
4. | Тренинги для сотрудников | 3 |
5. | Индивидуальные консультации, беседы для родителей | 25 |
6. | Выступление на родительских собраниях | 7 |
7. | Оформление информационных памяток. Буклетов для родителей | 4 |
8. | Информация на сайт | 6 |
Анализируя данные по консультативной работе с родителями и педагогами ДОУ, радует то, что в течение года количество обращений за консультациями психолога увеличивается.
Организационно-методическая работа
Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года);
Составление и написание индивидуально ориентированных развивающих программ;
Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекцинно – развивающим занятиям (в течение учебного года);
Оформление памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациях (течение учебного года);
Представление в очной форме практического опыта работы в форме тренинга «Как настроиться га учебный год после выхода из отпуска», «Нейропсихологический подход диагностической и развивающей работе педагога психолога», «Психосоматика в нашей жизни»;
Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров, вебенаров и заседание ГМО;