Аналитический отчёт по итогам мониторинга обучающихся 1-го класса
в 2020-2021 учебном году.
В МБОУ «СОШ № 1» п. Пуровск обучаются 23 учащихся 1-го класса.
По уровню освоения учащимися программы по предметам (по мнению учителей) имеем следующие результаты:
По математике: низкий уровень имеют 3 чел. (13%), средний – 15 чел. (65,3%), высокий – 5 чел. (8,3%).
По русскому зыку: низкий уровень имеют 4 чел. (17,3%), средний – 17 чел. (73,9%), высокий – 2 чел. (8,7%).
По чтению: низкий уровень имеют 3 чел. (13%), средний – 14 чел. (60%), высокий – 6 чел. (26%).
К обучению во 2-ом классе (по мнению учителей) готовы на следующем уровне:
-низкий – 4 чел. (17,3%);
-средний- 17 чел. (73,9%);
-высокий – 2 чел. (8,7%).
В качестве показателей, относящихся к индивидуально-личностным особенностям ребенка, рассмотрим желание первоклассника учиться, отношение учащихся к школьной жизни, коммуникативные особенности и самооценка учащихся. Одним из важнейших факторов школьной успешности является наличие у учащихся положительной мотивации.
Педагогам начальной школы стоит приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу без особого желания.
По результатам опроса родителей
- очень хотят учиться – 14,6%;
- скорее хочет – 52%;
- скорее не хочет- 10,4%;
- очень не хочет 2%.
Еще один вопрос анкеты для родителей иллюстрирует желание ребенка учиться: «В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу …».
- с охотой –57,9%
- без особого желания, но спокойно – 31,6%
- капризничает –5,3%
- просит оставить дома – 5,3%
Уровень дисциплины (по мнению учителей):
- низкий -4 чел. (17,4%)
- средний -11 чел. (47,8%)
- высокий – 8 чел. (34,8%).
По уровню адаптации к обучению в школе (глазами родителей) только средний (35,3%) и высокий (60,4%) уровни. Глазами учителей: средний (34%), высокий (62,3%), низкий (3,8%). По данному направлению результаты родителей и учителей практически совпадают.
Отношение ребенка к школе или конкретной ситуации учебной деятельности зависит от индивидуальных успехов ребенка, «затратности» его результатов, реакций учителя, атмосферы на уроке и многих других факторов. Для анализа эмоционального отношения к различным аспектам учебной деятельности была использована методика
«Настроение» (авторы О.В. Даниленко, И.В. Ермакова), в рамках которой учащемуся предлагалось соотнести свое настроение в различных учебных ситуациях с тремя рисунками: яркое безоблачное солнышко (положительное отношение), солнышко, прикрытое тучкой (нейтральное отношение) и дождливая тучка (отрицательное отношение). Полученные результаты анкетирования учащихся 1 класса:
Эмоциональное положительное отношение к различным аспектам учебной деятельности имеет высокий процент:
- если проходят новый материал- 87,2%
- на уроках физкультуры – 84,6
- когда рассказываешь родителям или своим близким о школе- 77%
- когда думаешь о своих одноклассниках- 77%
- на перемене -74,4%
- утром в школе до уроков- 69,2%
- на уроках чтения – 69,2%
Нейтральное отношение:
-при вызове к доске- 46,2%
- если не получается задание – 71,9%
- на уроках русского языка- 46,2%
Отрицательное отношение:
- если учитель делает замечание- 66,7%
-если в школе отменяются уроки и можно остаться дома- 28,2%
Пребывание в школе до уроков, на уроках и на переменах вызывает у большинства первоклассников положительные эмоции. Необходимо обратить внимание на то, что только 46,2% учащихся хорошо чувствуют себя на уроках русского языка, при этом почти 7,6% учащихся испытывают отрицательные эмоции. Возможно, что это связано с изначально низкой готовностью первоклассников к письму и чтению, а также с тем, что за первый год обучения учащимся необходимо выучить и освоить достаточно объемный программный материал, базовые правила и нормы. Но при этом, 87,2% опрошенных ответили, что чувствуют себя хорошо, когда проходят новый материал на уроке.
При формировании положительного отношения к школьной жизни самым лучшим для ребенка будет поддержка родителей. Искренняя заинтересованность родителей в школьных делах и заботах ребенка, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Родителям необходимо самим проявлять интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон; обсуждать с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе; предоставлять детям больше самостоятельности; давать понять ребенку, что учеба в школе – это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих; соблюдать распорядок дня.
Учителям рекомендовано следующее:
- правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно;
- предоставлять частичную свободу выбора;
- научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого: одну большую задачу разбивать на подзадачи так, чтобы ребенок смог сам их сделать;
- по возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое;
- постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание и т. д.;
- использовать в начале урока музыкальные фрагменты, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются самооценкой: - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора - защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, а также оценки окружающих. В ходе исследования самооценка первоклассников измерялась с помощью методики Дембо- Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан). Данная методика позволяет увидеть, как ребенок воспринимает самого себя.
Уровень самооценки (по мнению учителей):
- низкий -10,4%
- средний -75 %
- высокий- 14,9%
Уровень самооценки (по мнению родителей):
- низкий – 9,8%
- средний- 46,3%
- высокий – 43,9%
Отметим, что для учащихся 6-8 лет нормой считается адекватная или завышенная самооценка. Учащиеся с заниженной самооценкой требуют внимания со стороны родителей, учителей и школьных психологов, особенно с учетом того, что результаты анкетирования учителей и родителей не совпадают с мнением учителей и самих детей.
Для таких детей необходимо создавать ситуации успеха, поддерживать не только в учебной, но и в повседневной деятельности.
Для формирования адекватной самооценки у учащихся можно дать следующие рекомендации родителям:
- как можно чаще называйте ребенка по имени;
- хвалите ребенка, проявляйте эмоциональную поддержку;
- не подгоняйте и не торопите ребенка; - предоставляйте детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставляйте детям возможность делать выбор; не оказывайте на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам;
- не ставьте перед ребенком непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Учителям при работе с детьми с завышенной самооценкой следует включать учащихся в групповую работу при организации внеклассных мероприятий, учить слушать других, воспитывать чувство сопереживания, аргументировать оценки, а также оценивая работы, показывать, как положительные, так и отрицательные моменты. В качестве рекомендаций по работе с детьми с низким уровнем самооценки можно дать следующие:
- не предъявлять к ребенку завышенных требований;
- не использовать слова, унижающие достоинство ребенка, т. е. оценивать результат деятельности, а не личность;
- вовлекать учащихся в коллективную работу;
- при организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
- предлагать в учебной деятельности задания творческого характера;
- отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах;
- избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.
Для 34,2% родителей, главное – знание, оценки –не главное, 28,9% - главное – чтобы хорошо учился, но и все – таки 8,9% родителей считают главное, чтобы были отличные оценки. О здоровье задумываются – 8%.
Установки родителей по отношению к школьному обучению.
Данный показатель складывается как из ответов учителей о семье первоклассника, так и из ответов самих родителей. По результатам анкетирования учителя отмечают, что 33% родителей часто участвуют в жизни класса, 39,6% – иногда, 27% – никогда или почти никогда. 75% родителей посещали родительские собрания в течение учебного года часто, 20,8% – иногда). 95, 8% родителей никогда или почти никогда не обращались к педагогу с жалобами и претензиями.
По данным анкетного опроса родителей 100 % первоклассников тратят на дорогу в школу менее 1 часа. Это говорит о том, что для большинства первоклассников школа находится в шаговой доступности. 78,2% родителей отмечают, что на подготовку к урокам дети тратят менее 1 часа в обычный учебный день, еще 21,8, % – что детям требуется более 1 часа (и это при том, что в соответствии с ФГОС домашнее задание в 1-х классах не предполагается).
34,8 % родителей отметили, что их дети проводят за компьютером и перед телевизором менее 1 часа, 39,1% – 1-2 часа в день тратят на телевизор, 26,1% первоклассников не пользуются компьютером. 73,9% анкетируемых родителей ответили, что первоклассники помогают по дому менее 1 часа в день.
Для первоклассника здоровье является важнейшим ресурсом, с одной стороны дающим возможность дальнейшего полноценного развития, а с другой – индикатором, отражающим предшествующие условия развития. С началом школьного обучения на ребенка обрушивается целый шквал новых стимулов. На биологическом уровне необходимо включиться в новый режим, благополучно справиться с вирусами, которыми дети активно обмениваются в первые дни взаимодействия. Даже сохранение статичной позы на уроке является стрессовым фактором для первоклассника. А еще необходимо сохранять внимание в ситуации, когда все вокруг – новое, способствующее отвлечению,
когда эмоции напряжены – все это требует большого напряжения регуляторных систем – иммунной, нервной, психологической. В этот ответственный момент у всех детей наблюдается так называемый адаптационный синдром, однако особенности его протекания, интенсивность негативных физиологических сдвигов, уровень психологического напряжения зависят в значительной степени от базового состояния здоровья ребенка и его стрессоустойчивости.
На конец учебного года 4,34% первоклассников имеют первую группу здоровья. Вторую группу здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие-либо заболевания, имеют 91,3% первоклассников. Дети, имеющие значимые проблемы со здоровьем (третья группа –ребёнок с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками) – 4,34%, Учителям и родителям необходимо обратить внимание на индивидуальные результаты, представленные на профиле динамики первоклассников, и организовать работу, направленную на укрепление физического здоровья школьников.
В мониторинге по предметам приняли участие следующее количество учащихся:
- математика – 18 учащихся;
- русский язык- 22 учащихся;
- чтение – 20 учащихся;
В 2020-2021 учебном году обучающихся 1-го класса, достигших базового (высокого и повышенного) уровня в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку, математике и чтению выявилось:
- по математике – 9 чел. (52,9%);
- по русскому языку – 16 чел. (72%);
- по чтению – 34 чел. (70%);
По уровню достижений по предметам получили следующие результаты:
Математика:
- базовый – 50%
- высокий – 27,8%
-повышенный – 22,2%
Таким образом, по математике 18 человек (100%) достигли базового, повышенного и высокого уровней образовательных достижений.
Русский язык:
-базовый – 22,7%
-высокий –13,6%
-повышенный – 59 %
-пониженный - 4,5%
Таким образом, по русскому языку 21 человек (95,4%) достигли базового, повышенного и высокого уровней образовательных достижений.
Чтение:
-базовый – 25%
-высокий – 25%
-повышенный – 45%
-пониженный – 5%.
Таким образом, по чтению 19 человек (95%) достигли базового, повышенного и высокого уровней образовательных достижений.
Анализ мониторинга по предметам позволяет сделать вывод, что в первых классах есть учащийся, не достигший базового уровня по предметам:
- по русскому языку 1 человек имеет пониженный уровень;
- по чтению – 1 человек имеют пониженный уровень.
По итогам выполнения мониторинговой работы по математике учителям можно дать следующие рекомендации:
- отрабатывать вычислительные навыки при работе с однозначными и многозначными числами: сложение однозначных с двузначными, вычитание однозначных чисел и однозначных из двузначных, двузначных из двузначных без перехода и с переходом через десяток;
- отрабатывать умение упорядочивать числа в пределах 20 по возрастанию/убыванию;
- формировать умение ориентироваться в пространстве: знание «право», «лево», «под», «над»;
- отрабатывать умение работать с информацией, представленной в табличной форме или на диаграммах;
- отрабатывать умения решать текстовые задачи, записывать решение и ответ;
- формировать знания о видах геометрических фигур;
- формировать навыки смыслового чтения.
По итогам выполнения мониторинговой работы по русскому языку учителям можно дать следующие рекомендации:
- формировать навыки смыслового чтения;
- обратить внимание на развитие такого универсального учебного действия, как «самопроверка результатов действия способом сверки с образцом»;
- включать задания на сравнительный анализ звуков и букв.
По итогам выполнения мониторинговой работы по чтению учителю можно дать следующие рекомендации:
-формировать навыки смыслового чтения.
- разработать план педагогических действий по выявлению причин отставания учащихся
по отдельным базовым умениям.
Учащиеся, не справившиеся с работой, т.е. достигшие пониженного уровня подготовки, требуют особенного внимания учителя и индивидуального коррекционного плана работы.
Рекомендации по результатам проведения исследования.
По итогам полного цикла исследования готовности первоклассников к дальнейшему обучению учителям можно дать следующие рекомендации.
1) Провести анализ причин возникновения ситуации, где первоклассники показали слабый уровень выполнения заданий.
2) Планировать дальнейшее обучение учащихся с учетом выявленных проблем.
По математике:
-отрабатывать вычислительные навыки при работе с однозначными и многозначными числами;
-отрабатывать умение упорядочивать числа в пределах 20 по возрастанию/убыванию;
-формировать умение ориентироваться в пространстве;
-отрабатывать умение работать с информацией, представленной в табличной форме или на
диаграммах;
-отрабатывать умения решать текстовые задачи, записывать решение и ответ;
-формировать знания о видах геометрических фигур.
По русскому языку:
- обратить внимание на развитие такого универсального учебного действия, как «самопроверка результатов действия способом сверки с образцом»;
- включать задания на сравнительный анализ звуков и букв.
По чтению:
- разработать план педагогических действий по выявлению причин отставания, учащихся по
отдельным базовым умениям.
3) Проводить работу по формированию универсальных учебных действий: познавательных (смысловое чтение, умение строить высказывания, поиск информации), коммуникативных (умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, решение конфликтов), регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка).
4) Проанализировать профиль достижений и профиль динамики каждого учащегося с целью выявления показателей, требующих дополнительного анализа (анализ результатов методик, анкет родителей, карты первоклассника) и планирования индивидуальной работы с ребенком и его семьей.
5) Проводить работу по формированию положительного отношения детей к школьной жизни:
-предоставлять частичную свободу выбора;
-научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого;
-по возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь»;
-постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей;
-использовать в начале урока музыкальные фрагменты, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Заместитель директора по УВР Л.М. Могильчак
8