Гореликова Н.А.,
учитель географии,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Кыштовская средняя
общеобразовательная школа № 1;
[email protected]
Использование информационно-коммуникационных технологий как средство формирования функциональной грамотности школьников
Аннотация: в статье анализируется понятие «функциональная грамотность», рассматривается методическая система по формированию функциональной грамотности через использование информационно-коммуникатвных технологий.
Ключевые слова: современная образовательная среда, информационное пространство, электронные ресурсы, дистанционное обучение.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Качество образовательных результатов школьников в настоящее время оценивается через его функциональную грамотность - способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, то есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Внедрение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования функциональной грамотности в школе является процессом актуальным и необходимым. Актуальность обусловлена несколькими причинами:
-потребность учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе;
-необходимость обучения для учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме (медицинские показания, карантин, низкие температуры, соревнования и конкурсы);
-необходимость индивидуального подхода в обучении с неуспевающими учащимися, необходимость восполнения пробелов в знаниях у некоторых учеников;
-необходимость работы с одаренными детьми на более углубленном уровне;
-расширение возможности профильного и предпрофильного обучения - реализация элективных курсов;
-расширение возможностей организации внеурочной и проектной деятельности;
-необходимость подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА;
-положительный опыт работы других учреждений по созданию новой системы обучения учащихся в дистанционном режиме.
На формирование моего опыта по использованию ИКТ в процессе преподавания географии оказали влияние следующие факторы:
- школа активно работает по организации современной образовательной среды;
-достигнут достаточный уровень оснащения средствами ИКТ (новые компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски, беспроводная сеть, компьютерные классы, сканеры, документ – камеры, оборудование, приобретенное для кабинета центра образования «Точка Роста»;
-осуществлён переход на электронные журналы;
-проводится опытная эксплуатация АИС «Электронная библиотека»;
-в дополнительное образование введены курсы по «Геоинформационным технологиям»;
-школа участвует в региональном проекте «Региональная система дистанционного обучения НСО»;
- существует запрос со стороны учащихся и их родителей в разработке дистанционных курсов по углубленному изучению отдельных предметов.
Очень важно правильно выбирать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ- ресурсы. Активно использую в своей работе образовательные платформы: РСДО (региональная система дистанционного обучения), ЦОК (цифровые образовательные контенты), центр образования «Точка Роста», электронная школа.
РСДО – в курсе представлены как групповые, так и индивидуальные задания. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль.
ЦОК – различные образовательные платформы содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Кроме базового учебного материала, предусмотрены возможности для углублённого изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углублённого или межпредметного характера, выход в Интернет. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий.
Для эффективности образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии прослеживаю через различные виды деятельности ее участников: использование электронных учебников, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, учебные презентации, тестирование, компьютерные игры, интерактивные карты. Использование ИКТ предусматривает и сопутствующие педагогические технологии: модульного обучения, учебно-игровые, проектную деятельность, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие.
Результатом работы над методической темой является:
1. значительное повышение мотивации учащихся к изучению моего предмета и, как следствие, их уровня обученности и качества знаний;
2. использование ИКТ на уроках способствует позитивной динамике сформированности компетентностей учащихся;
3. по результатам мониторинга сохраняется интерес к предмету географии на протяжении всего курса обучения;
4. наблюдается стабильная абсолютная и качественная успеваемость по предмету на протяжении нескольких лет;
5. выбор учащимися ОГЭ ежегодно увеличивается;
6.достижение высоких результатов в олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, всероссийского уровней.
Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда - новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде. Использование информационно-коммуникационных технологий свидетельствует о деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности школьников, что является актуальным и своевременным.
Литература
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Изд.- во РАО, 1994.228 с.
Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12.
Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе.— https://multiurok.ru/blog/stat-ia-iemiel-ianovoi-tat-iany-vladislavovny-assistienta-kafiedry-pno-priepodavatiel-piedaghoghiki-i-psikhologhii-informatsionnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-shkolie.html (дата обращения 21.03.2025).