Современный русский человек, даже если он исповедует атеизм или равнодушен к религии, все равно остается номинально православным человеком. Не учитывать этого в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание без этого обстоятельства обречено на неудачу. Православная культура вся, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно-моральной и эстетически значимой, что и определяет актуальность и необходимость её изучения в наш прагматический век.
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом, фундаментальной основой преподавания учебного модуля «Основы православной культуры» является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения учащихся. Этот предмет является не религиозным, а культурологическим и он преподаётся школьными педагогами. Культура – слово многозначное. В данном случае речь идёт о тех фундаментальных духовно-нравственных ценностях, которые составляют основу, базис самоидентификации нашего народа. По выражению академика Дмитрия Лихачёва знание своей культуры является «нравственной оседлостью» человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Владимир Путин в бытность президентом РФ подметил: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных». Еще в древности знали: «Чего не собрал ты в юности, – как же можешь приобрести в старости твоей?»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» не ставит и не может ставить задачи воцерковления школьников, - это прерогатива Церкви, которая имеет живой опыт Богообщения. Основной задачей, которую поставило государство перед этим курсом, является воспитание детей в духе той религиозной культуры, к которой принадлежит ребёнок и его родители. Воспитание в любви к своему отечеству и его истории, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ.
Основная задача учебного курса приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Необходимо помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей. Для этого необходимо дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты; ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Основной принцип, заложенный в изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», - общность в многообразии. Именно поликультурность отражает всю гамму культурных, социальных и религиозных традиций нашей страны. Модуль «Основы православной культуры» связан с другими учебными предметами «Окружающий мир», «Русский язык», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». Содержание учебного модуля ориентирует на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного гражданина России. Модуль ОПК развивает представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. В учебном модуле ОПК обобщаются знания, понятия, представления о духовной составляющей культуры и морали, формируют ценностно-смысловые мировоззренческие основы личности, обеспечивают целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов, развивают способность младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессинальной среде на основе взаимного уважения и диалога. Каждая тема урока является частью учебного модуля ОПК, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям, задачам и результатом обучения и воспитания. Учитывая возрастные особенности школьников 10-11 летнего возраста, учебное пособие нацелено на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том, числе мультимедийные, интерактивные материалы. Включение в материал урока живописных полотен, тематически близких к изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатление от произведений искусства, создаёт дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.
Учебный модуль «Основы православной культуры» решает познавательные задачи - помогает узнать Православие таким, какое оно есть, его идеальную красоту и совершенство, связь культуры, искусства, народных традиций с православной верой. Воспитательная задача модуля - учит уважать свой народ и сохранять свои национальные традиции, уметь противостоять разрушительной и лживой идеологии, оккультизму и всяким предрассудкам. Воспитывать ведь можно только на положительном и прекрасном, а не на ущербном и низком. Решается и ещё одна важная задача: учебный модуль «Основы православной культуры» помогает связать воедино те предметы, которые воспитывают национальное самосознание - язык, литературу, историю, он духовно развивает, помогает распознать единую цель, одушевляющую жизнь, как отдельного человека, так и историю всего русского народа. Восстановление целостности и самобытности русской культуры - последний ресурс нации.
В содержании учебного модуля «Основы православной культуры» показана личная причастность ребёнка к великим ценностям православия, которые были созданы предками детей, русским народом и его государством, законными наследниками которых и являются теперешние дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой культуры.
Очень важны перемены в содержании, формах и методах преподавания. В содержании основной упор должен быть сделан на движение к систематичности курса. Столь же важно правильно построить формы и методы обучения. Во-первых, они должны соответствовать целям, содержанию и возрасту ребенка, во-вторых, они должны быть разнообразными, в-третьих, постепенно смещаться от внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала. В преподавании модуля «Основы православной культуры» крайне важна живая, заинтересованная позиция самого учителя.
Среди форм обучения, наряду с уроками в классе, необходимы и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии (очно, заочно) в знаменитые монастыри и к святыням, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д. Важно не ограничить методы обучения только словесным изложением материала, но и продуктивно использовать самые активные методы обучения, включить детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п. Многообразными должны быть и средства обучения. Так, изучение темы «Заповеди» вводит детей в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов. Знакомит с историей, обычаями, образом мыслей народов, населявших древнейшие культурные центры.
В кадетской школе имени генерала Ермолова А.П. города Ставрополя родители и ученики уже второй год единодушно выбирают учебный модуль «Основы православной культуры». Учебный модуль «Основы православной культуры», позволяет дать детям те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более тысячелетия, и которые позволяли ему выстоять в годы серьезнейших испытаний. Православная отечественная культура – это культура Евангелия, культура, связанная с именами преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Андрея Рублева и Дионисия, Александра Невского и Дмитрия Донского, это культура Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова, Нестерова и Васнецова. Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, даёт чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект. Поэтому необходимо призывать педагогов и родителей отцов и матерей, бабушек и дедушек не упускать возможности приобщить своих детей к созидательной православной культуре, и не лишить детей шанса стать счастливыми и духовно богатыми.