СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка о работе с неуспевающими по математике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример аналитичекой справки о состоянии работы учителя математики с неуспевающими 

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка о работе с неуспевающими по математике»


Аналитическая справка

по итогам проверки системы работы учителей математики

со слабоуспевающими обучающимися


Цель: повышение уровня преподавания математики и достижения высокого качества знаний по предмету.

Сроки: с 05.05.2017 года по 30.05.2017 года.


В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2016-2017 учебный год,  в целях повышения уровня преподавания математики и достижения высокого качества знаний по предмету в период с 05 мая по 30 мая 2017 года была проведена проверка системы работы учителей математики со слабоуспевающими обучающимися в 5 - 11 классах.

В ходе проверки были изучены следующие вопросы:

  • Состояние документации (классные журналы, тетради обучающихся).

  • Методы, формы и приемы работы, используемые учителями математики при организации работы со слабоуспевающими обучающимися.

  • Мониторинг уровня знаний, умений и навыков слабоуспевающих обучающихся.

в 2016/2017 учебном году преподавание математики в 5 – 11 классах осуществляют следующие учителя:

1. Абкелямова Зера Недимовна, 1 квалификационная категория, педагогический стаж 20 лет, 5-8, 11 классы;

2. Эмираджиева Зарема Авамиловна, соответствует занимаемой должности , педагогический стаж 31 год, 9, 10 классы;

Обучение математике в 5 -6 классах осуществляется по рабочим программам, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) (Приказ министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897); в 7 -11 классах - по рабочим программам, разработанным на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.

Кабинетная система преподавания в школе отсутствует.

Накануне проверки был изучен состав слабоуспевающих обучающихся  вышеуказанных классов и причины низкой успеваемости на педагогических консилиумах (пропуски уроков по уважительной причине и без уважительной причины, рассеянность, низкие учебные способности, низкая учебная мотивация, неблагоприятная наследственность, отсутствие родительского контроля, общая неспособность к интеллектуальному труду и др.), обсуждалась низкая успеваемость, отсутствие активности школьников, эмоциональная неустойчивость и т.д. Педагогическим консилиумам предшествовал сбор аналитических материалов: выявление полных и неполных семей,; выявлялись обучающиеся с хроническими заболеваниями.

1. Проверка классных журналов.

При проверке предметной страницы по математике классного журнала 9 класса выявлено (учитель Эмираджиева З.А.) Залесский Вадим – за 7 уроков получил только по одной «2»; отсутствует индивидуальный опрос на уроке у большинства слабоуспевающих обучающихся. Накопляемость оценок достаточная, отмечен индивидуальный опрос обучающихся в системе.

Вывод: частота опроса и оценка знаний слабоуспевающих обучающимихя: 5-11 классов во время уроков на достаточном уровне.

Совместно с руководителем методического объединения учителей предметной области «Естественно – математического цикла» Абкелямовой З.Н. и учителем математики Эмираджиевой З.А. были проверены тетради по математике. Проверка содержала следующие позиции: оформление тетрадей, объем классных заданий, объем выполненных домашних заданий, учет индивидуальных способностей при планировании домашнего задания, порядок проверки письменных работ учителем.

Проверка показала, что тетради для контрольных работ имеются у всех обучающихся. Надписи на обложках единообразны, указано для чего предназначена тетрадь, класс, название школы, Ф.И. учащегося. Тетради для контрольных работ, в целом, ведутся аккуратно, учащиеся указывают дату на полях, в рабочих тетрадях указывается тип работы. За все контрольные работы и работы в рабочих тетрадях на момент проверки выставлены оценки. Записи в тетрадях учащиеся ведут с использованием математической символики, практически все учащиеся соблюдают поля, указывают номер задания. Объем домашних заданий оптимальный и соответствует требованиям СанПин. Учителя проверяют рабочие тетради в соответствии с требованиями, исправляют ошибки и указывают правильное решение.

С целью устранения пробелов в знаниях учащихся, выявленных в ходе выполнения контрольных работ, учителя организуют следующую работу: Абкелямова З.Н., Эмираджиева З.А. – после выполнения работы разбирают ошибки на доске, дают дополнительные задания и потом их оценивает, проводят фронтальную работу над ошибками. Учащимся, не справившимися с контрольной работой, предлагают индивидуальное задание, организуют консультации и проводят зачет (Эмираджиева З.А. - по вторникам и средам, Абкелямова З.Н. - по понедельникам и пятницам.


Вывод: 

1. в целом слабоуспевающие обучающиеся имеют рабочие тетради и тетради для контрольных работ; выполняют классные работы, домашние работы в соответствии с требованиями; учителя проверяют тетради регулярно, указывают на ошибки, на невыполнение домашних заданий; прослеживаются индивидуальные задания для слабоуспевающих обучающихся.

2. Основными направлениями работы педагогов в борьбе за полную успеваемость учащихся является устранение выявленных проблем, предупреждение причин неуспеваемости, привитие навыков учебного труда и формирование положительного отношения к учебе. Существует три основные формы работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия. Остановлюсь на первой форме работы.

Так с беседы с учителями выявлено: учителя Абкелямова З.Н., Эмираджиева З.А. при подготовке к уроку выписывают формулы, отдельные фрагменты решения примеров и задач, которые будут использованы во время урока, и начинают урок с их повторения - это так называемая актуализация прежних знаний. Её они проводят фронтально; у доски, вызывая учащихся по их желанию; или, когда урок насыщенный - делают сами. Часто обращаются к слабоуспевающим учащимся с вопросами, привлекают их к повторению пройденного материала, разрешая пользоваться наглядными пособиями. При этом ответы учащихся не оценивают отдельной оценкой, но учитывают в дальнейшем.

     При изложении нового материала, обращаясь к слабоуспевающим учащимся выясняют степень понимая ими учебного материала, привлекают к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям.

Для проверки уровня подготовленности по предмету педагоги используют разноуровневые тематические тесты, которые предназначены для экспресс-анализа уровня усвоения учащимися определённого раздела (темы). Они используют их на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. По мнению педагогов, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются учителями с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей учащихся, уровня готовности школьников. Поэтому для каждого класса составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей. Таким образом, практически на каждом уроке обучающиеся выполняют самостоятельную работу. В ходе самостоятельной работы для слабоуспевающих учащихся осуществляется разбивка заданий на дозы, этапы; имеют место: ссылка на аналогичные задания, напоминание приёма и способа выполнения задания, ссылка на правила и свойства, инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

         Контрольные работы проводятся в двух вариантах из двух уровней сложности, обязательного и дополнительного. Знакомят с критериями оценки уровня знаний. Слабоуспевающие учащиеся решают уровень, соответствующий обязательным программным требованиям, им разрешается пользоваться справочным материалом, подготовленным самими учащимися. Если контрольная работа написана на «2», то учащийся обязан сделать работу над ошибками либо сам, либо помощью учителя, а затем выполнить другой вариант.

Учитель Абкелямова З.Н. практически на каждом уроке проводит, как обучающие, так и проверочные самостоятельные работы небольшие по объёму, цель которых не столько выставление оценок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. После того, как учащиеся начали работать, проходит по классу и снова подробно объясняет на подобном примере решение тем учащимся, которые не знают, с чего начать. Учащимся с низкой мотивацией напоминает приемы и способы выполнения задания, разрешает пользоваться справочными материалом. Бывает так, что на самостоятельную работу остается мало времени, тогда сдать работу на оценку предлагает только желающим. Остальные должны решить свои задания дома к следующему уроку. На следующий урок проверяет выборочно у слабоуспевающих учащихся, оценивает работу.

При посещении учебных занятий выявлено:

Учитель Эмираджиева З.А. проявляет разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика при работе со слабоуспевающими обучающимися. Педагогу свойственно комментированное обучение. Так на уроке математики в 9 классе по теме «Свойства функции. Четность и нечетность функции» учитель приучает детей думать вслух, работать так, чтобы каждое действие сопровождалось словом. Педагог уверен, что таким образом можно будет направлять через него и мысль. Учитель применяет также комментированное письмо. Комментированное управление экономит время урока и ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи у доски, комментируя. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле.

Учитель Абкелямова З.Н. на уроке математики в 5 классе по теме «Смешанные числа» при проверке домашнего задания наравне с неверными решениями учеников, основанных на незнании или ошибочном использовании фактов, формул, способов решения, выявлено учителем невнимательное выполнение задания (это относится к слабоуспевающим учащимся с их невниманием и неумением концентрироваться). В этом случае инструментом профилактики ошибок и описок стало развертывание действий учащихся, то есть детальное расписывание решения примера. В связи с низким уровнем развития словесно-логического мышления большинства обучающихся данного класса учитель делает большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала. Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости Абкелямова З.Н. целенаправленно развивает познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий.

3. Мониторинг уровня знаний слабоуспевающих обучающихся.

В ходе контроля проведено сравнение уровня обученности учащихся по математике по результатам четвертей, контрольных работ:

Вывод: стабильно увеличивается качественный показатель в 7 классе (Абкелямова З.Н), не изменился уровень в 8-м классе (Абкелямова З.Н.), однако снижаются показатели обученности в 9 классе (учитель Эмираджиева З.А)


На основании вышесказанного можно сделать выводы:

- содержание учебного материала, используемого на уроках, соответствует программному; цели и задачи уроков соответствуют содержанию занятий;

- используемые на уроках методы и приемы организации учебной деятельности оправданы, в большинстве своем оптимальны для выбранной педагогами структуры урока и содержания учебного материала;

- уровень преподавания математики удовлетворительный.

В целях совершенствования системы работы со слабоуспевающими обучающимися необходимо:

1.Учителям математики Абкелямовой З.Н., Эмираджиевой З.А. учитывать реальные учебные возможности, запросы и особенности разных обучающихся, используя дифференцированное обучение, индивидуальный подход на уроках, при определении домашних заданий.

2. Учителю Эмираджиевой З.А. постоянно и систематично работать над повышением качества знаний слабоуспевающих обучающихся по математике, формируя познавательный интерес к учению и положительные мотивы.

3.Учителю Абкелямовой З.Н. организовывать индивидуальную работу со слабоуспевающими обучающимися по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках, обеспечивая практическую направленность образования.

4. Учителям Абкелямовой З.Н., Эмираджиевой З.А.:

4.1 использовать на уроках частично-поисковые методы работы, приучать слабоуспевающих учащихся работать в парах, микрогруппах, вводить элементы соревновательности;

4.2 четко следуя замыслу урока предусматривать гибкое перестраивание его хода при изменении ситуаций, переход к реализации запасных методических вариантов.

Срок: постоянно.

5. Проанализировать итоги внутришкольного контроля на заседании методического объединения учителей предметной области «Естественно-математического цикла», разработать конкретные рекомендации и памятки учителям – предметникам по работе со слабоуспевающими учащимися.

Срок: октябрь 2017 г.

Ответственный: рук. ШМО

6. Заместителю директора по УВР Орден А.Ю. систематически осуществлять контроль за состоянием преподавания математики.



31.05.2017 г.

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Карьерновская средняя школа» А.Ю. Орден


Со справкой ознакомлены:

«___» _________ 2017 г. _______ З.Н. Абкелямова

«___» _________ 2017 г _______ З.А. Эмираджиева