СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка об итогах пробного экзамена по биологии в 11-х классах.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 При проведении экзамена использовались контрольные измерительные материалы, аналогичные ЕГЭ 2014..2015,2016года. Продолжительность тренировочного экзамена составляла 180 минут. Работа состояла из трех частей. Часть А содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня. Часть В содержит 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести; 4 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 – на определение последовательности явлений и процессов. Часть С содержит 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 - высокого.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка об итогах пробного экзамена по биологии в 11-х классах.»

Аналитическая справка об итогах пробного экзамена по биологии в 11-х классах МАОУ СОШ № 138

Цель контроля: апробация технологии проведения пробного экзамена; оценка состояния преподавания предмета.
Сроки проведения: 7 декабря 2015 года.
В пробном экзамене по биологии приняли участие 17 выпускников, что составляет 40 % от общего количества обучающихся 11 классов.
Процедура проведения пробного экзамена была приближена к процедуре проведения ЕГЭ по оформлению кимов..

При проведении экзамена использовались контрольные измерительные материалы, аналогичные ЕГЭ 2014..2015,2016года. Продолжительность тренировочного экзамена составляла 180 минут.
Работа состояла из трех частей. Часть А содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня. Часть В содержит 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести; 4 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 – на определение последовательности явлений и процессов. Часть С содержит 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 - высокого.
Проверка экзаменационных работ обучающихся осуществлялась Ивановой Л.И.
При проверке работ использовалась следующая шкала перевода баллов в отметку.
Шкала перевода баллов в отметку



«2»


«3»


«4»


«5»


Диапазон баллов


0-27


28 - 45


46 - 59


60 - 69



Проходной балл минимум 28-47.

Средний балл выполнения заданий пробного ЕГЭ по биологии обучающихся 11 классов составил  36,23 балла при максимальном балле – 69, что соответствует низкому уровню подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации. 

Результаты проведения пробные экзамена по биологии показали, что 11,7% обучающихся «группа риска» (2 человек – С. Ольга 11 «б» -24 балла Д. Иван 11 «б» класс-27 баллов) не справились с экзаменом и получили неудовлетворительный результат.
Максимальное количество баллов, которое могли получить выпускники за всю работу в целом – 69 баллов. Такое количество баллов не смог набрать ни один обучающийся 11 класса.
Результаты пробного ЕГЭ обучающихся 11-х классов 

№п/п

Ф.И.

Вариант

Первичный

Вторичный

оценка

1.

Б. Павел

№ 9

42 балла

61 балл

3

2.

В. Дарья

№ 30

43балла

62 баллов

3

3.

Д. Иван

№ 6

27 баллов

46баллов

2

4.

К. Анна

№ 10

30 баллов

49баллов

3

5.

К. Виктория

№ 2

42 балла

61 балл

3

6.

К. Данил

№ 8

38 баллов

57 баллов

3

7.

Л. Юрий

№ 28

28 баллов

47 баллов

3

8.

Л. Павел

№ 3

30 баллов

49 баллов

3

9.

М. Маргар.

№ 9

46 баллов

65 баллов

4

10

Н. Татьяна

№ 21

31 балл

50 баллов

3

11.

С. Ольга

№ 14

24 балла

43 балла

2

12.

С. Павел

№ 15

44 балла

63 баллов

3

13.

Ф. Алия

№ 20

48 баллов

67 баллов

4

14.

Ч. Марина

№ 27

39 баллов

58 баллов

3

15.

Х. Антонин

№ 11

39 баллов

58 баллов

3

16.

З. Артем

№ 1

29 баллов

48 баллов

3

17.

М. Ирина

№ 1

36 баллов

55 баллов

3


Группа риска

С. Ольга -11 «б» класс 24 балла

Д. Иван 11 «б» класс-27 баллов


Группа риска пограничная

Л. Юрий 11 «б» класс-28 баллов

З. Артем 11 «б» класс-29 баллов

Л. Павел 11 «б» класс-30 баллов

Группа «40-48 »


Б. Павел 11 «б» класс-42 баллов

К. Виктория 11 «а» класс-42 баллов

В. Дарья 11 «а» класс-43 баллов

С. Павел 11 «а» класс-44баллов

М. Маргар 11 «а» класс-46 баллов

Ф. Алия 11 «а» класс-48 баллов




Анализ контрольной работы по элементам содержания обучения биологии



Проверяемые

элементы содержания 


Реальный результат в %


А1


Биология – наука о живой природе.


75


А2


Клеточная теория. Многообразие клеток, химическая организация клетки.


100


А3


Клетка: строение и функции. Метаболизм.


75


А4


Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Деление клетки


75


А5


Разнообразие организмов. Вирусы.


50


А6


Воспроизведение организмов. Онтогенез.


50


А7


Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия.


83


А8


Закономерности наследственности.


58


А9


Закономерности изменчивости. Мутации и их влияние на организм.


92


А10


Классификация организмов. Бактерии. Грибы.


50


А11


Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение. 


100


А12


Многообразие и классификация растений.


75


А13


Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.


100


А14


Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.


75


А15


Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. 


42


А16


Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие.


67


А17


Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ.


75


А18


Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. 


42


А19


Факторы здоровья и риска. Гигиена человека.


67


А20


Вид, популяция. Микроэволюция.


50


А21


Учение об эволюции. Факторы эволюции.


33


А22


Приспособленность организмов – результат эволюции. Доказательства эволюции.


58


А23


Эволюция органического мира. Происхождение человека.


75


А24


Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов.


50


А25


Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы.


50


А26


Биосфера. Круговорот веществ. Глобальные изменения в биосфере.


83


А27


Структурно-функциональная и химическая организация клетки.


75


А28


Метаболизм. Матричные реакции.


50


А29


Деление клетки. Размножение и развитие организмов.


83


А30


Закономерности наследственности и изменчивости. Решение генетических задач. 


67


А31


Селекция. Биотехнология. 


42


А32


Многообразие и классификация организмов.


75


А33


Человек. Процессы жизнедеятельности. Внутренняя среда организма. Обмен веществ.


83


А34

Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. ВНД.


75


А35


Эволюция органического мира. Движущие силы и результаты эволюции. Пути и направления эволюции. Доказательства эволюции.


42


А36

Экосистемы. Саморегуляция и смена экосистем. Биосфера. Круговорот веществ. Эволюция биосферы.


25


задания


Проверяемые

элементы содержания 


Процент от общего кол-ва участников


0

баллов


1

балл


2

балла


В1


Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. 




4 - 33


4-

33




4 - 33


В2


Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.


4

33


6

50


2

17


В3


Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях.


2

17


7

58


3

25


В4


Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств. 




50


3

25




25


В5


Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.


10

83




8


1

8


В6


Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.




8


3

25


8

66


В7


Установление последовательности экологических закономерностей, биологических объектов, процессов, явлений на организменном уровне.




25




0


9

75


В8


Установление последовательности эволюционных явлений, биологических объектов и процессов на разных уровнях организации живой природы.




25


0

0




75


задания


Проверяемые

элементы содержания 


% выполнения заданий 


С1


Применение биологических знаний в практических ситуациях. 




17%


С2


Умение работать с текстом, рисунком, схемой, графиком.



19%


С3


Обобщение и применение знаний о многообразии организмов.



14%


С4


Обобщение и применение знаний о биологических системах в новой ситуации.



3%


С5


Решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, экологии, эволюции.



17%


С6


Решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике.



39%

Анализ пробного экзамена по элементам содержания обучения биологии
Типичные ошибки при выполнении заданий разных блоков
1. Биология – наука о живой природе. 
Содержание этого блока проверялось только одним заданием базового уровня в части 1(А). 
Трудности: Определение процессов на разных уровнях организации жизни.
1.Клетка как биологическая система

Линия С5. Задача по цитологии: 
- на определение комплементарности молекул ДНК и РНК 
- на определение процессов происходящих в клетке 
- отсутствуют пояснения, которые требуется в заданиях
3Организм как биологическая система 
Линия С6. Генетические задачи. Определение закона, который проявляется в конкретной задаче, объяснение полученных результатов. 
3.Многообразие организмов

Строение и жизнедеятельность грибов и бактерий 
Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств.
Распознавание учащимися организмов, органов по рисункам.
5. Человек и его здоровье
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция. 
Анализаторы: периферическая и центральная часть анализаторов, начальное звено рефлекторной дуги, роль отдельных структур слухового и зрительного анализаторов. 
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека. 
Взаимосвязь строения и функций тканей и органов. 
Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.
1Надорганизменные системыЭволюция

Движущие силы эволюции. Результаты эволюции
Пути и направления эволюции.
Доказательства и этапы эволюции органического мира. 
7Экосистемы и присущие им закономерности
Установление последовательности возможных процессов при нарушении экосистемы 
Выводы
1. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования, предусмотренным стандартом. 

2. Результаты экзаменационной работы в значительной степени определялись типом заданий. 

3. Структура КИМ ЕГЭ по биологии способна адекватно оценить достижения учащихся, дифференцировать их по уровням подготовки.

4. Экзаменационная работа позволяет всесторонне проверить освоение содержания биологического образования и овладение выпускниками различными видами учебной деятельности. 

Рекомендации по повышению качества предметных результатов по биологии.
Анализ результатов пробного ЕГЭ позволяет сформулировать некоторые общие рекомендации дальнейшего совершенствования преподавания биологии. В целях подготовки к ЕГЭ и повышения качества предметных результатов по биологии необходимо:

  • Повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников: о метаболизме и делении клеток; критериях вида, движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах видообразования; об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; об анализаторах и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; характеристиках основных типов животных и отделов растений.

  • Развитие у учащихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, определять по рисункам биологические объекты и описывать их. 

  • При текущем и тематическом контроле широко использование заданий со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений кратко, обоснованно, по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, объяснять результаты при решении задач по цитологии и генетике.

  • При организации учебного процесса в 10-11 кл. предусмотреть повторение и обобщение материала, изученного в основной школе, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. 

  • Развитие у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы (при изучении соответствующих разделов курса).

  • Организовать системную индивидуальную работу по повышению качества предметных результатов по биологии на уроках и во внеурочное время. 

На уроках биологии
Необходимо уделять внимание работе с терминами и основными понятиями. Это позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Кроме того, важно хорошее знание основных биологических законов. Для освоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов, тестовый контроль знаний и т.д. Еще одной формой работы на уроке может быть дифференцированная работа учащихся по индивидуальным карточкам-заданиям с разным уровнем сложности с использованием материалов ЕГЭ. А так же эффективным средством подготовки является системный контроль подготовки учащихся, построений на материалах и принципах ЕГЭ; который позволит учащимся не только проверить свой уровень усвоения знаний, но и иметь возможность тренировки при решении типичных заданий.
Внеурочная подготовка
1.Тренировка по выполнению вариантов ЕГЭ предыдущих лет. 
Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.
2. Анализ допущенных ошибок, определение тем и видов заданий, требующих доработки.
3. Составление календарно-тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства учащихся.
4. Составление индивидуальных маршрутов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки (конкретная работа с каждым учеником).
5. Организация и проведение групповых занятий по плану (количество занятий определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся и количества тем, требующих доработки).
При подготовке к ЕГЭ эффективно использование дополнительной литературы: пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы ЕГЭ, а также региональные научно-методические и учебные материалы. 
Для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии рекомендуется использовать:
1.Сборники экзаменационных заданий с грифом ФИПИ издательств: Мнемозина, АСТ.Астрель, Интеллект-Центр, Вентана-Граф, ЭКСМО, Дрофа, Русское слово, Национальное образование.

2.Открытый сегмент федерального банка тестовых заданий.

3.Демонстрационные варианты ЕГЭ 2009, 2010 , 2011, 2012, 2013 2014,2015.2016.

4.Федеральные материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии, имеющие гриф ФИПИ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!